Франклин Рузвельт
© AP Photo
22 апреля в Ялте установят бюст Франклина Делано Рузвельта. На улице, носящей его же имя. Почему в Крыму так по-особенному относятся именно к 32-му президенту США — в репортаже ТАСС.
Одна из старейших улиц Ялты носит имя Франклина Делано Рузвельта еще с 60-х годов прошлого века. Городские власти приняли подобное решение, памятуя об участии президента США в Ялтинской конференции 1945 года, собравшей лидеров стран антигитлеровской коалиции.
Крым поразил Рузвельта
Конференция проходила в Ливадийском дворце. Здесь же разместилась и самая многочисленная из всех американская делегация. Причиной того, что американцы поселились именно в Ливадии, было физическое состояние американского лидера, который передвигался на инвалидной коляске из-за перенесенного в 20-е годы полиомиелита.
Рузвельт говорит, что он чувствует себя в Ливадии очень хорошо. Когда он не будет больше президентом, он хотел бы попросить у советского правительства продать ему Ливадию. Он очень любит лесоводство. Он посадил бы большое количество деревьев на горах вблизи Ливадии из стенограммы беседы Франклина Рузвельта и Иосифа Сталина 4 февраля 1945 года.
"Личные апартаменты Рузвельта располагались на первом этаже, и он сам мог свободно перемещаться, не испытывая неудобств. Но нужно заметить, что тут пошли на небольшое нарушение безопасности: делегация и ее глава размещались именно в том месте, где проводились заседания. Однако фронт был уже достаточно далеко, да и меры безопасности во время конференции были беспрецедентные", — поясняет Дмитрий Блинцов, научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Ливадийского дворца-музея.
Ливадия с ее живописным парком настолько понравилась американскому лидеру, что он то ли в шутку, то ли всерьез попросил Сталина продать ему дворец. В стенограмме личной встречи Рузвельта и Сталина 4 февраля 1945 года эта просьба зафиксирована так: "Рузвельт говорит, что он чувствует себя в Ливадии очень хорошо. Когда он не будет больше президентом, он хотел бы попросить у советского правительства продать ему Ливадию. Он очень любит лесоводство. Он посадил бы большое количество деревьев на горах вблизи Ливадии".
Судя по той же стенограмме, советский лидер дипломатично ушел от ответа, сообщив, что "Крым представляет собой еще малокультивированную страну" и "многое еще нужно здесь развить".
Кстати, Рузвельт приехал на конференцию в сопровождении дочери Анны. Помимо нее присутствовали также дочь Уинстона Черчилля Сара и дочь американского посла в Москве Аверелла Гарримана Кэтлин. "Я думаю, дочери обеспечивали своим отцам психологическую поддержку после долгих и сложных политических дебатов вдали от родины", — считает историк.
Но, несмотря на положительные личные впечатления от Ливадии, по возвращении в США Рузвельт говорил о том, как был поражен разрушенным немцами Крымом. "Во время моего пребывания в Ялте я видел примеры безжалостного и бессмысленного яростного разрушения, которое производит германский милитаризм. Не были пощажены даже самые скромные дома. Я читал о Варшаве, Лидице, Роттердаме и Ковентри, однако я видел Севастополь и Ялту, и я знаю, что на земле не могут существовать вместе германский милитаризм и христианская добродетель", — заявил президент США в послании конгрессу после конференции.
Аутентичное венецианское стекло
На территории Ливадийского дворца практически не сохранилось мебели, посуды и других предметов обихода, которыми пользовались участники конференции, и даже интерьеры некоторых залов сейчас не в том виде, какими они были в 1945 году.
Во время моего пребывания в Ялте я видел примеры безжалостного и бессмысленного яростного разрушения, которое производит германский милитаризм. Не были пощажены даже самые скромные дома. Я читал о Варшаве, Лидице, Роттердаме и Ковентри, однако я видел Севастополь и Ялту, и я знаю, что на земле не могут существовать вместе германский милитаризм и христианская добродетель Франклин Рузвельт.
"После проведения конференции дворец передали в систему госдач, все было приведено в соответствие со вкусами Сталина, который здесь после конференции побывал лишь несколько раз. А после его смерти здесь создали санаторий", — поясняет Дмитрий Блинцов.
В 1974 году к 30-летию Ялтинской конференции и ожидавшемуся приезду в СССР американского президента Ричарда Никсона на территории санатория появилась первая экспозиция. "Участники конференции, кто еще был на тот момент жив, говорили о необходимости выделить несколько залов, чтобы создать выставку, отражающую историю конференции, и рассказать людям об этом историческом событии. Но лишь в 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея", — говорит Блинцов.
Историк показывает одно из помещений, сохранившее аутентичный, а не восстановленный облик со времени Ялтинской конференции. Это Ожидательная комната, которая называется так еще с дореволюционных времен, потому что служила местом, где гости царской семьи ждали аудиенции.
"Эти темные панели орехового дерева и деревянный потолок, люстра венецианского стекла, камин, стулья и стол — все это было здесь и во время Ялтинской конференции. Зал был оборудован в рабочий кабинет Рузвельта, здесь он дважды встречался со Сталиным и здесь обсуждался вопрос о вступлении СССР в войну с Японией", — поясняет историк.
Сейчас в Ожидательн
Читайте нас: