Der Spiegel, Германия
1 июля 1946 года в Тихом океане был сосредоточен огромный флот ВМС США. Около 100 кораблей пришвартованы у атолла Бикини — авианосцы и линкоры, крейсеры и подводные лодки, эсминцы и броненосцы. На борту нет ни одного человека, но тысячи коз, свиней, крыс, мышей и морских свинок.
Около девяти часов бомбардировщик сбрасывает с высоты более 8 тысяч метров на флот атомную бомбу под названием «Джильда» («Gilda»). Несколько весельчаков нацарапали на ней изображение кинозвезды Риты Хейворт (Rita Hayworth). Менее чем в 150 метрах над водой бомба детонирует, разжигает огненный шторм около 100 тысяч градусов по Цельсию и создает мощную взрывную волну. Разрушительная сила швыряет военный корабль «Джиллиам» («USS Gilliam») на морское дно. Корабли горят, их конструкции деформированы.
Между тем, единственный корабль, который пережил ядерное пекло почти без ущерба — «Принц Ойген». Тяжелый крейсер, спущенный на воду в Киле в 1938 году, когда-то должен был способствовать победе военно-морских сил Гитлера, а после окончания Второй мировой войны служил США в качестве подопытного объекта для испытаний ядерного оружия. Эту послевоенную историю рассказывает Инго Бауернфайнд (Ingo Bauernfeind) в своей книге «Принц Ойген».
В 1938 году Гитлер лично присутствовал в Киле на крещении военного корабля, названного в честь габсбургского военачальника принца Евгения Савойского (Eugen von Savoyen), который нанес в 1697 году Османской империи сокрушительное поражение. В 1941 году «Принц Ойген» вместе с линкором «Бисмарк» («Bismarck») вышли в Атлантику. С их длиной более 210 метров и орудиями калибра 20,3 см они должны были атаковать британские торговые суда.
Рандеву с атомной бомбой
Вскоре он получает прозвище «счастливый корабль». Незадолго до того, как в конце мая 1941 года «Бисмарк» с более чем 2 тысячами человек на борту был потоплен в бою с Королевским флотом, «Принц Ойген» отправился в путь один. Неоднократно крейсер противостоял авиаударам и торпедам, прорывал в 1942 году британскую блокаду Ла-Манша в направлении Германии и позже служил в качестве учебного корабля, а в последние месяцы войны сопровождал корабли с беженцами в Балтийском море.
В конце войны «Принц Ойген» встал на якорь в Копенгагене. За последний большой военный корабль немцев ожесточенно боролись британцы и Советский Союз. ВМС США не проявляли особого интереса. В итоге тянули жребий — как обычно принято, из капитанской фуражки.
По итогам лотереи этот военный трофей достался как раз американцам. Так, с начала 1946 года над «Принцем Ойгеном» развевался звездно-полосатый флаг, в то время как около 600 оставшихся немецких моряков инструктировали американских офицеров и матросов по управлению корабельной техникой.
Инженеры были впечатлены. Такие устройства, как система гидрофонов или механизм катапульты для бортового самолета, должны были быть созданы позднее. Тем временем американцы уже нашли задание для «Принца Ойгена»: для него подготовили «рандеву с бомбой», так озаглавил статью американский военно-морской журнал All Hands в апреле 1946 года.
«С трепетом в лагуну»
В конце января 1946 года «Принц Ойген» вышел в последнее плавание. На причале в Бостоне ждала армия журналистов. «„Принц Ойген" еще не полностью пришвартовался, как один репортер попытался запрыгнуть на борт», — вспоминал прежний член экипажа Франц Капала (Franz Kapala).
Через Панамский канал крейсер достиг Тихого океана, 1 мая 1946 года борт покинули последние немецкие матросы. Чисто американский экипаж держал курс на атолл Бикини. Там 1 июля 1946 года над испытательным флотом взорвалась «Джильда». Взрывная сила соответствовала примерно 23 килотоннам в тротиловом эквиваленте.
Стратеги окрестили серию тестов «Operation Crossroads» («Операция Перекрестки»), «Эйбл» («Able») — первую попытку назвали первыми буквами тогдашнего американского военного фонетического алфавита. Ученые хотели задокументировать с помощью камер и измерительных приборов на кораблях, островах и самолетах, как атомная бомбардировка отразится на живых существах и материалах.
Радиоуправляемые лодки взяли пробы воды, чтобы определить степень радиоактивного загрязнения, в то время как корабли наблюдающего флота ждали на большом расстоянии. Наконец, люди также направились к испытательному флоту после того, как уровень радиации был признан приемлемым.
Несмотря на это, людям было не по себе. «Мы с некоторым трепетом плыли в лагуну», — рассказывал будущий контр-адмирал Роберт Конард (Robert Conard). На большинстве людей не было защитных костюмов. Они тушили пожары, собирали измерительные приборы, а также живых и мертвых подопытных животных.
Распыленный в миллисекунды
«Принц Ойген» казался невредимым. Он находился вне зоны уничтожения, потому что пилот бомбардировщика промахнулся от реальной цели, корабля «Невада» («USS Nevada»), на целых 600 метров. Конструкцию японской «Сакавы» («Sakawa»), которая оказалась значительно ближе к месту взрыва, буквально разнесло на части.
С всего пятью потопленными кораблями ожидаемого массового уничтожения, конечно, не состоялось. Поэтому многие журналисты попросту уехали. И пропустили «Бэйкер» («Baker»), второе испытание, которое ожидало «Принца Ойгена» и другие отремонтированные корабли.
На этот раз атомная бомба была взорвана на глубине 27 метров. 25 июля 1946 года взорвался столб из миллионов литров воды на много километров в высоту. Десантный корабль, бросивший якорь прямо над местом взрыва, разнесло в секунды.
Волны высотой до 30 метров накрыли острова, в США взрыв был зарегистрирован как землетрясение магнитудой 5,5 балла. Ударная волна расколола корпус линкора «Арканзас» («Arkansas»), авианосец «Саратога» («Saratoga») также затонул с тяжелейшими повреждениями. Все корабли в непосредственной близости получили серьезные повреждения.
Угроза для моря
«Принц Ойген», который стоял на якоре примерно в двух километрах от эпицентра взрыва, остался и на этот раз невредимым, не считая нескольких вмятин на радиолокаторе, конечно, он был заражен радиацией, как и другие корабли и атолл Бикини. Кратер, который образовался в земле при испытании «Бэйкер», оказался шириной 600 метров и 9 метров в глубину.
Американцы пытались обеззаразить корабли, в отличие от атоллов. 5 тысяч человек должны были чистить их водой, щелоком и мылом. Водолазы, меж тем, поднимали со дна измерительные приборы с затонувших кораблей.
Тем временем, полным ходом шла подготовка к «Чарли» («Charlie»). Однако, этому третьему испытанию не суждено было состояться. Сокращения бюджета и сомнения в смысле продолжения испытаний завершили операцию «Перекрестки». «Принца Ойгена» отбуксировали к соседнему атоллу Кваджалейн, чтобы там дальше наблюдать за его радиоактивностью.
Незадолго до рождества 1946 года «Принц Ойген» получил крен, возможно, вызванный негерметичными вентилями. Несмотря на все попытки спасения, крейсер затонул 22 декабря 1946 года. До сегодняшнего дня его киль возвышается над водой. И, несмотря на стихшее излучение, остается опасность: до трех миллионов литров топлива остается в топливных танках разрушающегося корабля, что является угрозой для человека и окружающего мира.
Марк фон Люпке (Marc von Lüpke)
Фото: AP Photo, Eddie Worth
Читайте нас: