Американцы пытаются все плотнее обустроиться на севере Сирии и уже отправили туда дополнительно 400 своих морпехов при поддержке 152-мм орудий, в помощь уже находящимся в этой стране пятистам инструкторам. Официально – содействовать в освобождении сирийского города Ракка, а в реальности – поддержать курдов в противостоянии как Турции, так и правительству Башара Асада. Все как обычно – у американцев своя игра по древнему принципу «разделяй и властвуй».
Нынешнее усиление своего военного присутствия в Сирии US ARMY согласовали со всеми сторонами конфликта. Получили вынужденный кивок со стороны турецкого Эрдогана, формальное одобрение сирийского Асада, явное одобрение курдов и молчаливое согласие России, которая всё последнее время настаивала на более тесной координации действий с силами международного контингента во главе с США, чтобы наносить по ударам боевиков ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Разрешением остальных, похоже, не особо интересовались.
При всем при этом совершенно очевидно, что усиление пусть и незначительного военного американского присутствия на севере Сирии никому совершенно не нужно. Ни самой Сирии, ни Турции, ни России. Достоверно известно, что американцы под прикрытием, как обычно, миротворческих лозунгов, создают здесь опорную базу вот такой конторы с не совсем безупречной репутацией как Combined Joint Task Force – Operation Inherent Resolve, которая предназначена для подготовки антиасадовских оппозиционеров.
Действует она в совершенно автономном режиме, и не ищет контакты ни с какой из сторон. В том числе и с российской группировкой, которая всячески поддерживает наступление сирийской армии на север страны и активно контактирует с силами турецкой армии в этом регионе. А американцы, обозначив свои видимые цели, ведут совершенно непредсказуемые действия. И их поддержка курдов – это явная попытка внести дисбаланс на этой территории Сирии.
«Силами одного батальона, даже при поддержке артиллерии, оказать существенную помощь в освобождении Ракки невозможно, – считает директор Центра анализа технологий Руслан Пухов. – У американцев даже в этом ближневосточном регионе предостаточно возможностей, чтобы существенно усилить свое военное присутствие в Сирии. Сюда можно оперативно перебросить войска из Ирака и Афганистана, оказать воздушную поддержку из Саудовской Аравии, турецкой авиабазы Инджирлик, но американцы вовсе не настроены кардинально поменять характер боевых действий в борьбе с ИГИЛ в Сирии.
Тут есть факторы, которые этому препятствуют. Во-первых, Конгресс США ограничивает своих военных квотой в сто погибших солдат в любой операции за пределами Штатов, в противном случае излишек гробов может повлечь волнения внутри страны. Во-вторых, у США нет цели победить Сирию в военном плане и вывесить звездно-полосатый флаг над Дамаском, им достаточно сменить власть в этой стране и сделать ее подконтрольной. Ну, а в-третьих, американцы мастера завязывать долговременные военные конфликты вне пределов своей территории при минимальном своем участии. Это своеобразный бизнес – воюют другие, а денежки капают Пентагону.
Нужно учесть и тот нюанс, что США никогда не заводят себе постоянных союзников, за которых будут стоять в случае чего горой. Собственно и российские политики и военные не особенно обольщаются в этой ситуации, понимая, что никакой исторической встречи на Евфрате, как это было на Эльбе в 1945 году, в Сирии не будет. Более того, усиление американцев на курдской части Сирии идет в разрез той политике, которую Россия выстраивает совместно с Турцией и правительством Башара Асада в отношении курдов.
Здесь весьма сложно найти консенсус, а с американскими интригами – совсем невозможно. Мне видится, что США озабочены сейчас проблемой недопущения любого примирения и намерением добиться таких целей, как свержение правительства Башара Асада и обострения военного конфликта Анкары с курдами как на своей территории, так и территории соседних стран».
Ну, если с американскими планами все более-менее понятно, то чем грозит нам усиление военного присутствия США в Сирии, практически на тех территориях, которые рассматриваются, в том числе, и как площадка для более успешного достижения конечной цели – уничтожения группировки ИГИЛ? По мнению военных аналитиков, плюс-минус несколько сотен американских военных в Сирии особой погоды не делают, на общий ход наступательных действий правительственной армии они не повлияют. Тем более на предпринимаемые усилия российских ВКС и частично действий турецкой армии.
Но, как говорится, подводные камни присутствуют. Не принимая прямого участия в боевых действиях, американцы будут использовать площадку своего базирования в северных районах Сирии как перевалочную базу для снабжения курдских вооруженных формирований. И если раньше они «сливали» оружие боевикам ИГИЛ, которых использовали в Ираке, то сейчас точно также будут «терять» боеприпасы на подконтрольных курдам территориях.
В большей степени здесь видится прямая угроза в первую очередь именно Турции, которая вроде бы и союзник по НАТО, но из-за своей независимой политики на Ближнем Востоке, действует вопреки американским представлениям о «демократии» в этом регионе.
Россия в подобной ситуации практически ничего не теряет – в силу своих задач по борьбе с ИГИЛ. Те же курды, неважно под чьим влиянием, настроены против исламистских группировок весьма решительно и намерены сражаться с ними до полного уничтожения. И здесь ВКС России готовы оказать им всяческую поддержку. Минус в том, что американцы постараются направить курдов против правительственных войск Башара Асада и стравить в этом противостоянии все вооруженные формирования в Сирии, независимо от их принадлежности, как к «умеренной оппозиции», так и откровенным экстремистам.
Но определенные уроки уже извлечены и участники сирийского конфликта совершенно четко осознают, что российская поддержка кардинально меняет любую диспозицию.Вряд ли и США захотят померяться силой с Россией на сирийской земле, а уж тем более в воздухе. Американцы давно уже оценили возможности российских ВКС, оперативную поддержку с моря и аэродромов континентальной России, и не рискнут здесь откровенно «бряцать мускулами». Им проще изобразить себя союзниками и потихоньку продвигать свои интересы. Вот только нюанс – станут ли на это спокойно смотреть Турция и Россия? Скорее всего, не станут.
Читайте нас: