Лента новостей

15:38
«Ему не нравится Украина». Фукуяма рассказал о грядущей судьбе Европы и мира при Трампе
15:37
Боррель назвал рецепт выживания Евросоюза
15:36
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 2 по 8 ноября
15:30
Посол Японии в России Муто-сан не читал Конституцию РФ?
15:27
В США из-за шуточного ролика снова обнаружили «русский след» на выборах
15:18
Франция передала Украине сто дронов-камикадзе новой модели
14:54
ООН с опаской ожидает возвращения Трампа к власти
14:49
TSMC полностью останавливает поставки 7-нм и более современных чипов в Китай
14:45
Украинский депутат пожаловался Трампу и Вэнсу на репрессии режима Зеленского
14:44
В ДНР убили генерала, подопечные которого убили «Техаса»
14:43
Безуглая обвинила Савченко в отступлении ВСУ с территории ДНР
14:41
Китаю следует поучиться у России уходу от санкций
14:36
Беззубые спартанцы: в Европе готовятся к вооружённому конфликту с Россией
14:33
Трамп впервые в истории США решил назначить главой аппарата Белого дома женщину
14:32
В ФБК не смогли объяснить появление дорогостоящего жилья у Волкова
13:53
Орбан: Трамп прекратит финансирование конфликта на Украине, а Евросоюз не сможет содержать ВСУ
13:52
Эрдоган: при желании Трампа противостояние на Украине быстро завершится
13:29
Наступаем на нескольких направлениях: последние новости спецоперации на 8 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
13:23
Расчёты гаубиц «Мста-С» уничтожили самоходную артиллерийскую установку Krab ВСУ
13:17
Как ледоколы «Арктика» и «Лидер» усилят российский военный и торговый флот
13:02
Что Россия хочет и что Трамп может
12:57
Второе пришествие Трампа: перспективы политики США в отношении Китая
12:20
Первая портативная приставка на Ryzen AI 300 поступила в продажу за $1099–1699 — за её покупку дадут медаль
12:09
В Греции коммунисты заблокировали автоколонну с боеприпасами для ВСУ
12:07
Захарова напомнила о последствиях передачи ЕС российских активов Киеву
11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
11:29
«Ни земли, ни воды убийцам народов!» Греческие коммунисты заблокировали автоколонну со снарядами для ВСУ
11:21
В Нидерландах произошло массовое нападение на израильских болельщиков
11:12
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 8 ноября, день
10:48
Земский собор – оплот российского суверенитета
10:35
Украина теряет школьников – и виноват не только Путин
10:33
Зеленский позарился на замороженные активы РФ
10:23
Южная Корея демонстративно запустила баллистическую ракету
10:22
СМИ узнали о подготовке перехода верфи Звезда в состав ОСК
09:46
Круизный лайнер с сотнями российских туристов отправился в Шанхай
09:42
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 08.11.2024
09:30
Мобилизованные будут служить до конца спецоперации: решение президента и реакции семей
09:24
Десантники штурмом взяли опорный пункт ВСУ на одном из участков в приграничном районе Курской области
09:11
Жесткий Центробанк: как одолеть инфляцию
09:04
Эмоциональные качели Киева. Украина надеется на военное лобби США
09:03
Иран - первый проигравший от победы Трампа?
08:58
Взрывы и стрельба в Одессе: атакованы объекты врага (ВИДЕО)
08:55
Стратегические угли Покровска. Чем потеря города угрожает украинской металлургии
08:44
Подлодка Уфа остановилась в Индонезии
08:38
Обстановка в Курской области утром 8 ноября: как развивается конфликт на границе
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»F-22 и F-35: не нужны и плохи, или хороши, но дороги?

F-22 и F-35: не нужны и плохи, или хороши, но дороги?


Русская служба Би-Би-Си опубликовала интервью с американским авиационным аналитиком Пьером Спреем под довольно неожиданным названием «Истребители пятого поколения - ошибка Пентагона?»

Пьер Спрей в 1970-х годах принимал участие в разработке «теории энерговооруженности-маневренности» (energy-maneuverability theory), которая легла в основу математической модели расчета параметров американских истребителей. В рамках этой модели в 1970-х годах был построен легкий истребитель F-16. Спрей также участвовал в создании штурмовика A-10.

Он и раньше критиковал идею разработки технологически сложного и дорогого самолета для ведения воздушных боев, которая привела к созданию истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Свое отношение к этим самолетам Спрей выразил довольно недвусмысленно:

«Каждый новый F-22, который мы покупаем, каждый новый F-35 ослабляют боеспособность ВВС США. Причина очень проста. Они не настолько хороши».

В 60-е годы Пьер Спрей вместе с Джоном Бойдом и Томасом Кристи создал инициативную группу под названием «Истребительная мафия» («Fighter Mafia»), разработавшую концепцию идеального, как им представлялось, истребителя — небольшого, с малым аэродинамическим сопротивлением и весом чистого «догфайтера», даже без бомбодержателей.

Он был не в восторге от окончательной конструкции F-16, но тем не менее этот истребитель наиболее полно соответствует требованиям, которые «истребительная мафия» предъявляла к боевым самолетам, предназначенным для завоевания господства в воздухе.

В своем интервью британской медиа-компании Спрей дает двум новейшим самолетам ВВС США оценки, которые в целом давно уже признаны авиационным сообществом, но облекает их в предельно жесткую форму.

Так, он утверждает, что «у F-22 некоторые характеристики довольно высоки, а в F-35 вообще нет ничего выдающегося, это просто огромная катастрофа».

И констатирует, что «в обоих случаях в них вложили деньги, которые можно было потратить на гораздо лучшие самолеты».

По оценке Спрея, если учесть «всю скрытую стоимость проекта, а не только официальную стоимость», то каждый F-22 стоит примерно полмиллиарда долларов.

Свой гнев лидер «истребительной мафии» 60-х годов направляет в адрес тех, кто «просто уничтожает ВВС, спуская деньги на самолет, который в общем неплох, но просто невероятно дорог»!

Трудно не согласиться со словами Спрея, что F-22 и F-35 настолько трудны в обслуживании, что не будут представлять собой никакой особенной силы в воздухе - их эффективность в военное время будет очень невысока».

Так же как и с тем, что истребители должны летать как минимум дважды в день, а частота полетов F-22 и F-35 - от одного раза в четыре дня до одного раза в неделю. «Их просто нет в воздухе», - сокрушается Спрей. - Когда самолет стоит на земле - он мишень, когда он летает - он оружие».

Спрей не отрицает, что F-22 обладает высокой маневренностью, но обращает внимание, что в ВВС США их «совсем немного»: «Видите ли, неслучайно мы смогли закупить лишь 183 единицы - они просто слишком дорогие. Но для того, чтобы иметь настоящие ВВС, нужна тысяча истребителей, а не 183».

Пьер Спрей считает, что «великая мечта» о воздушном бое «за пределами визуального контакта с целью» (beyond visual range combat), на дальних дистанциях, которая родилась в 50-х годах, неосуществима в принципе:

«Ты видишь кого-то на своем радаре на расстоянии гораздо большем, чем видно невооруженным глазом. Ты смотришь на точку на экране, захватываешь цель, нажимаешь кнопку - и спустя 30 секунд точка пропадает. Это была великая мечта. Она остается такой и поныне. Но как это не работало тогда, так оно не работает и сейчас. Ну разве что некоторые технологии изменились. Главная проблема тут в том, что точка на экране радара не окрашена в красный или голубой цвет. Это просто точка».

И далее он разъясняет свою позицию.

В настоящей воздушной войне, считает Спрей, «не с такими странами, как Саудовская Аравия, Йемен, Сирия, Ирак», в воздухе будут сотни самолетов с обеих сторон. Они смешаются и будет просто невозможно отличить на экране радара своих от чужих.

Даже самые совершенные системы распознавания «свой-чужой» не смогут в такой ситуации гарантировать безопасность. А коль скоро они небезопасны, придется идентифицировать противника более надежным способом.

Далее Спрей оговаривается по Фрейду в отношении тех, кого он считает серьезными противниками:

«Если включить радар в присутствии технически оснащенного противника, то всем сразу станет понятно, кто ты такой. Это как включить маяк, который будет сигналить: «Я тут, я русский, я китаец, я американец, я британец».

Источник излучения радара засекается противником, как говорит Спрей, «на расстоянии, которое в три-пять раз больше, чем расстояние, на котором этот самый радар способен заметить цель». Это означает, что включив радар, чтобы обнаружить врага, ты сразу получишь от него в лоб противорадиолокационную ракету».

Согласно его логике, не имеет смысла и технология «стелс»: «Тебя просто никто не будет искать при помощи радара - кроме тех, кто сидит на земле. А уж они справятся и со «стелс». Не существует никакого «стелс» для больших наземных локаторов».

Я не буду детально разбирать сильные и слабые места в аргументации Пьера Спрея в пользу чистых воздушных бойцов - догфайтеров. Любая теория должна подтверждаться практикой. А практики воздушного боя сотен F-22 и F-35 против сотен российских или китайских истребителей пока что не было.

Если взглянуть на ситуацию более спокойно (а интервью Спрея обсудили на многих российских авиафорумах), то F-22 имеет хорошую маневренность, и, возможно, даже сверхманевренность, у него крейсерский сверхзвук, великолепное БРЭО, а высокая радионезаметность еще никому не мешала.

У разгромно критикуемого F-35 прекрасный двигатель с рекордными характеристиками, его боевой радиус без подвесных топливных баков даже несколько больше, чем у F-18 с такими баками. Специалисты считают, что возможно, это первый в истории полноценный истребитель с коротким взлетом и посадкой.

Проблема (для американцев) в том, что компания «Локхид Мартин» в погоне за заоблачными параметрами подняла на заоблачную высоту не параметры, а стоимость нового самолета.

Кроме того, сейчас многие эксперты сходятся в том, что ставка на многофункциональность самолета себя не оправдала.

Пьер Спрей, на мой взгляд, в данном случае выступил как лоббист «линии партии», то бишь 45-го президента США Дональда Трампа, который резко критикует создателей новых боевых самолетов за их непомерно высокую стоимость.

Думается, что Пьера Спрея, да и Дональда Трампа вполне устроит, если остановленное ранее производство F-22 будет возобновлено (об этом уже ходят слухи), но при существенном снижении бюджетных затрат. Тогда ВВС США получат необходимую им тысячу истребителей пятого поколения, что позволит Америке получить господство в воздухе и по качеству и по количеству боевых самолетов.

Скорее всего, интервью Пьера Спрея преследовало цель донести эту «конструктивную» идею до американских законодателей. Понятно, что Россия, имеющая как население, так и ВВП, намного меньше, чем США, не сможет создать равную по численности воздушную армаду истребителей пятого поколения. Но вполне реально продумать меры по ограничению аппетитов отечественного военно-промышленного лобби, чтоб получить хотя бы две-три сотни истребителей, способных противостоять F-22, желательно по разумной цене.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх