Новый российский аэродром на острове Александры создает глобальную угрозу для США
Министерство обороны РФ сообщило, что до конца нынешнего года на заполярном острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) будет введен в строй самый северный в мире военный аэродром Нагурское. Уже завершено строительство временных автодорог, на летное поле укладывается выравнивающий слой термоизоляционной насыпи, обустраивается служебно-техническая территория. «После завершения модернизации аэродром будет способен круглогодично принимать большинство типов военно-транспортных самолетов», — сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций российского оборонного ведомства.
Упоминание исключительно о военно-транспортных самолетах не должно вводить в заблуждение и восприниматься излишне миролюбиво. На самом деле все намного серьезней. Ведь там, куда в состоянии приземляться, скажем, грузовые Ил-76, легко сядут и, допустим, фронтовые бомбардировщики, так ведь? Об истребителях нечего и говорить.
Многочисленные факты свидетельствуют, что именно под боевые, а не под военно-транспортные самолеты главным образом спешно возводится сегодня аэродром Нагурское. Пока, как известно, Землю Франца-Иосифа или ЗФИ (так сокращенно называют этот суровый и почти безлюдный архипелаг) охраняет одна наша пограничная застава ФСБ. Но скоро там станет намного многолюдней. Появятся авиационная комендатура (30 солдат и офицеров), отдельная радиолокационная рота (девять офицеров, два прапорщика, 39 сержантов и солдат), зенитно-ракетный артиллерийский дивизион комплексов ПВО «Панцирь-С1» (шесть офицеров и 16 сержантов), а также пункт наведения боевой авиации. Это следует из конкурсной документации, обнародованной упраздненным ныне «Спецстроем» еще в феврале 2015 года.
А еще из этой документации можно узнать, что на аэродроме будут возведены групповые места стоянок для двух огромных самолетов-заправщиков Ил-78 и четырех фронтовых бомбардировщиков Су-34 дежурных сил. Причем, учитывая суровость местного климата, для «сушек» построят и крытые отапливаемые ангары, а также здание авиаТЭЧ «с возможностью выполнения технического обслуживания авиационной техники, с помещениями для хранения расходных материалов и съемного оборудования».
Кроме того, запланированное тут же хранилище авиационных средств поражения (говоря попросту — ракет и бомб) будет емкостью в десять железнодорожных вагонов. То есть боеприпасов — явно не на один удар по противнику.
Для чего все это? Дело в том, что от острова Земля Александры до Северного полюса расстояние примерно в тысячу километров. Менее получаса полета для Су-34 на большой высоте. За полюсом — кратчайшая дистанция до Канады и Соединенных Штатов Америки.
Причем, если к нанесению гипотетического удара ядерным или высокоточным оружием авиационного базирования привлечь воздушные «танкеры» Ил-78, то в зоне досягаемости наших «утят», как давно прозвали фронтовые бомбардировщики Су-34 за характерную форму их кабин, окажутся весьма и весьма значительные территории вероятного противника. Те, поражение которых до сих пор было под силу лишь самолетам российской стратегической авиации, возобновившей с 2007 года регулярное патрулирование американских границ. Мера — обычная в годы холодной войны и исключительно вынужденная. Наш ответ на постоянное приближение ударного оружия НАТО к границам России.
Официально считается, что «стратеги» Дальней авиации Ту-95МС и Ту-160 вблизи побережья США выполняют только разведывательные полеты. Но мало кто сомневается, что на самом деле на их борту всегда находится и ядерное оружие. Этот фактор просто не имеют права сбрасывать со счетов пентагоновские генералы. Что даже в летнюю жару охлаждает их головы, предполагаю, получше самых современных кондиционеров.
Положения не спасает даже запредельная интенсивность эксплуатации боевых машин и экипажей. Можно и нужно, конечно, гордиться нашими героями-летчиками двух ракетоносцев Ту-95МС, 30 июля 2010 года установившими мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов. За 43 часа (почти за двое суток!) они без единой посадки пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе. Но по-честному — не от хорошей же жизни поставили Воздушно-Космические силы РФ этот тяжелейший рекорд, после которого даже самых закаленных людей надо отправлять не на службу, а прямиком в санаторий? Просто без решительного увеличения продолжительности полетов не придать нашему боевому патрулированию воздушных рубежей США хотя бы видимость регулярности. А без этого выглядит оно все же недостаточно грозно.
Совсем другое дело, если к этому процессу удалось бы привлечь российскую фронтовую авиацию. Истребитель-бомбардировщик Су-34 способен находиться в воздухе до 10 часов. Скорость — 2200 километров в час, боевая нагрузка — от 9 до 12 тонн в зависимости от радиуса полета. Имеет четыре топливных бака общей емкостью до 12 тысяч литров. Предусмотрена система дозаправки в воздухе. У него хорошая обитаемость — есть даже кухня с микроволновой печью и нормальный санузел.
Но главное — самолетов Су-34 у нас намного больше, чем Ту-95МС и Ту-160. Предполагается, что в ближайшие годы в Вооруженных силах РФ будет не менее 150−200 этих грозных боевых машин. Если даже малая часть этой армады придет на подмогу «стратегам», если даже фронтовые бомбардировщики в сопровождении воздушных «танкеров» Ил-78 примутся регулярно стартовать с ЗФИ и через Северный полюс регулярно навещать американцев, это точно станет новым серьезным фактором в начавшемся противостоянии наших стран.
Кстати, если такие планы у Генерального штаба Вооруженных сил РФ действительно существуют, они, как ни странно, во многом повторяют одно малоизвестное, но очень важное сталинское решение.
Создать реальную угрозу с воздуха Соединенным Штатам с арктического направления «вождь народов» приказал еще в 1946 году, вскоре после знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля, давшей старт холодной войне. Для этого в Советском Союзе было создано Центральное управление капитального аэродромного строительства под руководством генерал-лейтенанта Кондрашова. Силами военно-строительных батальонов это ведомство возводило на Севере множество новых военных аэродромов, способных принимать дальние бомбардировщики — в Тикси, Оленьей, Амдерме, Анадыре, Воркуте. И, естественно, на архипелаге Земля Франца-Иосифа. В те годы и появился аэродром Нагурское.
Удар по Соединенным Штатам через Северный полюс замышлялся сокрушительным. Для него весной 1952 года Иосиф Сталин приказал в кратчайшие сроки сформировать сразу сто (!) дивизий тяжелых бомбардировщиков. Основу самолетного парка новых советских соединений должны были составить только приступившие к испытаниям реактивные Ту-16 и турбовинтовые Ту-95. Для этой воздушной суперармии необходимо было в считанные годы подготовить не менее 10 тысяч летчиков, тысячи штурманов, множество инженерно-технических специалистов.
Пока эта работа только разворачивалась, наличные силы объединили в особую Оперативную группу ВВС в Арктике. Ее командующим назначили опытнейшего летчика-штурмовика генерал-лейтенанта Леонида Рейно.
Американцы тоже не сидели, сложа руки, а готовились к такому же удару по СССР. Их летчики принимали участие в создании аэродромов на дрейфующих льдинах. Эта операция, стартовавшая весной 1946 года, в Штатах получила кодовое название «Белая куропатка». К 1952 году на гигантской льдине была создана первая авиационная база.
Сажали и мы истребители и тяжелые бомбардировщики на дрейфующие ледовые аэродромы.
Эту арктическую самолетную гонку остановило наступление эры межконтинентальных баллистических ракет. С помощью нового оружия нанести решительное поражение вероятному противнику стало проще и надежней.
И вот теперь мы, судя по всему, на новом витке давно раскрученной военно-политической спирали.
Сергей Ищенко
Фото: Пресс-служба Геологического института/ТАСС
Читайте нас: