На Руси воспитание детей было окружено большим количеством поверий, обрядов и традиций. Но, как и сейчас, родители делали все возможное, чтобы защитить своих детей, дать им хорошее воспитание и научить грамоте. Отличались и взгляды на дисциплину. Современному человеку они могут показаться странными, неуместными, и даже порой дикими, но все же вызывают большой интерес.
В древности на территории Приднепровья жили племена восточных славян, занимавшихся скотоводством, земледелием, ремеслами и охотой. Им на протяжении не одного столетия приходилось вести многочисленные войны против кочевников (аланов, гуннов, болгар и аваров).
Вполне очевидно, что условия, в которых жили эти племена, оказали немалое влияние и на развитие своеобразных форм воспитания.
Необходимо отметить, что на Руси все жители мужского пола от рождения считались мужчинами. Конечно, были и специально обученные витязи, которые всю свою жизнь посвящали войне, однако военными навыками владели также все представители мужского рода.
В древние времени взросление начиналось значительно раньше, нежели в современном мире. Уже в 15-16 лет юноша считался достаточно взрослым, чтобы начать самостоятельную жизнь и даже жениться. Если юноша происходил из среды землепашцев, ему всей общиной возводили дом, если он был боярином то шел на военную службу, а князь получал город, в котором жил боярин, в свое управление.
Первый этап в становлении мужчины - это посвящение, своеобразный переход из младенческого возраста в состояние ребенка. Он происходил в 2-3 года. В это время ребенка подстригали и сажали на коня. Необходимо отметить, что эти обычаи присутствовали во всех социальных слоях. Считалось даже, что по тому, как мальчик впервые сядет на коня, можно судить о том, насколько хорошим воином он будет в будущем. Данный этап был очень важен с психологической точки зрения, поскольку создавал особый настрой у мальчиков, закладывал фундаментальные принципы. Мальчики должны были понять, что они настоящие защитники своей семьи, рода, Руси.
Отметим, что основу воспитания воина на Руси составляло воспитание Духа. А поскольку в те годы не существовало специальных школ, то их заменяла традиция, практика, ученичество.
Мальчиков с самого раннего детства приучали к оружию. Уже в 12 лет у каждого юноши было по 2 меча. Это значило, что за следующие девять лет они в совершенстве должны овладеть боевыми приемами и стать настоящими воинами и защитниками. Кроме того, до достижения определенного возраста, до тех пор, пока у юноши не вырастет борода, старшие вообще не воспринимали его в качестве советчика.
Большое распространение у славян получили те игры, которые в своей основе имели определенные элементы трудовой деятельности. Необходимо отметить, что у восточнославянских народов отмечались первые навыки целенаправленного обучения. В частности, родители обучали своих детей стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, метанию копья, борьбе и многим другим физическим упражнениями. Особое место в воспитании молодого поколения занимали игрища и охота. И тому было логическое объяснение. Дело в том, что в те времена охота была одной из основных отраслей хозяйства. И в процессе охоты юноши приобретали такие жизненно необходимые качества, как выносливость, сила, ловкость, решительность и смелость, ведь борьба велась практически на равных. А именно эти качества были необходимы молодому (да и взрослому) мужскому населению, которые формировали военные отряды. Кстати, настоящим воином считался только тот, кому удалось добыть медведя.
Кроме того, физическое воспитание будущих воинов осуществлялось в процессе игрищ, связанных с разного рода культовыми обрядами. Как правило, составляющими этих игрищ были не только песни и пляски, но и соревнования в прыжках, беге, борьбе, стрельбе из лука, метании дротика и копья, а также состязания в кулачном бою.
Эти упражнения несли большое воспитательное значение. Они способствовали вырабатыванию у молодого поколения сноровки, привычки к преодолению трудностей, воспитывали чувство коллективизма, смелость, самостоятельность.
Согласно свидетельствам современников, славяне были смелыми людьми, которые обладали большой физической силой, а оружием они владели не хуже, если не лучше римлян.
Когда на рубеже восьмого-девятого столетий на территории восточных славян возникло первое государство – Киевская Русь – заинтересованность в физической подготовке только возросла, поскольку в те времена войны были обычным явлением, а войско набиралось из народного ополчения.
Если говорить о подготовке князей и знати, то необходимо отметить, что в некоторой степени она имела организованный характер. Ни князь, ни его дружина не могли представить своей жизни без военных походов. Именно поэтому, если у простого народа среди наиболее распространенных видов физической подготовки были борьба, кулачные бои, разного рода развлечения и игры «физкультурной» направленности, то у вельмож особое место занимали стрельба из лука, верховая езда и охота. Даже пиры феодалов сопровождались неким подобием рыцарских турниров – длительными потехами и скачками, стрельбой по мишеням из луков. Таким образом, проанализировав летописи и былины, можно сделать вывод о том, что потехи русских рыцарей-богатырей были похожи на тренировки и являлись составляющими элементами военно-физической подготовки.
Среди народных форм физических упражнений необходимо отметить кулачные бои, которые получили повсеместное распространение. Различали несколько видов кулачных боев: одиночные (один на один) и групповые (стенка на стенку). Уже в те времена существовали определенные неписанные правила кулачных боев, которые нашли свое отражение в пословицах и поговорках (к примеру, «лежачего не бьют»). А ареной для проведения кулачных боев очень часто становились озера или реки, покрытые льдом.
В тоже время, физическое воспитание феодалов состояло из множества игр и развлечений, которые способствовали закаливанию и физическому развитию. Наибольшее распространение получили игры с мячом, катание на лыжах и санях. Также широкое применение получили лыжи, которые часто использовались и в военном деле. В те далекие времена даже существовали специальные лыжные отряды, которые носили название «лыжная рать».
Большую роль в воспитании настоящих воинов играла и практика. В те времена Русь довольно часто воевала с соседними государствами, нередкими были и междоусобные войны. Поэтому те, кто выживал после них, получали действительно уникальный урок, какого ни в одной школе получить не могли.
Однако развитию и распространению народных форм физических упражнений препятствовала религия, которая рассматривала народные развлечения и физические упражнения, как проявление язычества. Поддерживали церковь и власти, которые налагали специальные запреты на игры и увеселения, грозя за нарушение этих запретов телесными наказаниями. Однако ни правительственные, ни церковные меры, которые были направлены против народных физических игр и упражнений, не смогли повлиять на стремление народа к здоровью и физическому совершенствованию.
Таким образом, мальчика в древней Руси воспитывали воином и защитником при помощи психических установок, традиций, народных игрищ и постоянной практики.
Использованы материалы:
http://30school.ru/referaty/fizicheskaya-kultura/fizicheskoe-vospitanie-na-rusi.html
http://www.zrd.spb.ru/news/2011-02/news-0645.htm
http://3rm.info/index.php?newsid=35012
В древности на территории Приднепровья жили племена восточных славян, занимавшихся скотоводством, земледелием, ремеслами и охотой. Им на протяжении не одного столетия приходилось вести многочисленные войны против кочевников (аланов, гуннов, болгар и аваров).
Вполне очевидно, что условия, в которых жили эти племена, оказали немалое влияние и на развитие своеобразных форм воспитания.
Необходимо отметить, что на Руси все жители мужского пола от рождения считались мужчинами. Конечно, были и специально обученные витязи, которые всю свою жизнь посвящали войне, однако военными навыками владели также все представители мужского рода.
В древние времени взросление начиналось значительно раньше, нежели в современном мире. Уже в 15-16 лет юноша считался достаточно взрослым, чтобы начать самостоятельную жизнь и даже жениться. Если юноша происходил из среды землепашцев, ему всей общиной возводили дом, если он был боярином то шел на военную службу, а князь получал город, в котором жил боярин, в свое управление.
Первый этап в становлении мужчины - это посвящение, своеобразный переход из младенческого возраста в состояние ребенка. Он происходил в 2-3 года. В это время ребенка подстригали и сажали на коня. Необходимо отметить, что эти обычаи присутствовали во всех социальных слоях. Считалось даже, что по тому, как мальчик впервые сядет на коня, можно судить о том, насколько хорошим воином он будет в будущем. Данный этап был очень важен с психологической точки зрения, поскольку создавал особый настрой у мальчиков, закладывал фундаментальные принципы. Мальчики должны были понять, что они настоящие защитники своей семьи, рода, Руси.
Отметим, что основу воспитания воина на Руси составляло воспитание Духа. А поскольку в те годы не существовало специальных школ, то их заменяла традиция, практика, ученичество.
Мальчиков с самого раннего детства приучали к оружию. Уже в 12 лет у каждого юноши было по 2 меча. Это значило, что за следующие девять лет они в совершенстве должны овладеть боевыми приемами и стать настоящими воинами и защитниками. Кроме того, до достижения определенного возраста, до тех пор, пока у юноши не вырастет борода, старшие вообще не воспринимали его в качестве советчика.
Большое распространение у славян получили те игры, которые в своей основе имели определенные элементы трудовой деятельности. Необходимо отметить, что у восточнославянских народов отмечались первые навыки целенаправленного обучения. В частности, родители обучали своих детей стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, метанию копья, борьбе и многим другим физическим упражнениями. Особое место в воспитании молодого поколения занимали игрища и охота. И тому было логическое объяснение. Дело в том, что в те времена охота была одной из основных отраслей хозяйства. И в процессе охоты юноши приобретали такие жизненно необходимые качества, как выносливость, сила, ловкость, решительность и смелость, ведь борьба велась практически на равных. А именно эти качества были необходимы молодому (да и взрослому) мужскому населению, которые формировали военные отряды. Кстати, настоящим воином считался только тот, кому удалось добыть медведя.
Кроме того, физическое воспитание будущих воинов осуществлялось в процессе игрищ, связанных с разного рода культовыми обрядами. Как правило, составляющими этих игрищ были не только песни и пляски, но и соревнования в прыжках, беге, борьбе, стрельбе из лука, метании дротика и копья, а также состязания в кулачном бою.
Эти упражнения несли большое воспитательное значение. Они способствовали вырабатыванию у молодого поколения сноровки, привычки к преодолению трудностей, воспитывали чувство коллективизма, смелость, самостоятельность.
Согласно свидетельствам современников, славяне были смелыми людьми, которые обладали большой физической силой, а оружием они владели не хуже, если не лучше римлян.
Когда на рубеже восьмого-девятого столетий на территории восточных славян возникло первое государство – Киевская Русь – заинтересованность в физической подготовке только возросла, поскольку в те времена войны были обычным явлением, а войско набиралось из народного ополчения.
Если говорить о подготовке князей и знати, то необходимо отметить, что в некоторой степени она имела организованный характер. Ни князь, ни его дружина не могли представить своей жизни без военных походов. Именно поэтому, если у простого народа среди наиболее распространенных видов физической подготовки были борьба, кулачные бои, разного рода развлечения и игры «физкультурной» направленности, то у вельмож особое место занимали стрельба из лука, верховая езда и охота. Даже пиры феодалов сопровождались неким подобием рыцарских турниров – длительными потехами и скачками, стрельбой по мишеням из луков. Таким образом, проанализировав летописи и былины, можно сделать вывод о том, что потехи русских рыцарей-богатырей были похожи на тренировки и являлись составляющими элементами военно-физической подготовки.
Среди народных форм физических упражнений необходимо отметить кулачные бои, которые получили повсеместное распространение. Различали несколько видов кулачных боев: одиночные (один на один) и групповые (стенка на стенку). Уже в те времена существовали определенные неписанные правила кулачных боев, которые нашли свое отражение в пословицах и поговорках (к примеру, «лежачего не бьют»). А ареной для проведения кулачных боев очень часто становились озера или реки, покрытые льдом.
В тоже время, физическое воспитание феодалов состояло из множества игр и развлечений, которые способствовали закаливанию и физическому развитию. Наибольшее распространение получили игры с мячом, катание на лыжах и санях. Также широкое применение получили лыжи, которые часто использовались и в военном деле. В те далекие времена даже существовали специальные лыжные отряды, которые носили название «лыжная рать».
Большую роль в воспитании настоящих воинов играла и практика. В те времена Русь довольно часто воевала с соседними государствами, нередкими были и междоусобные войны. Поэтому те, кто выживал после них, получали действительно уникальный урок, какого ни в одной школе получить не могли.
Однако развитию и распространению народных форм физических упражнений препятствовала религия, которая рассматривала народные развлечения и физические упражнения, как проявление язычества. Поддерживали церковь и власти, которые налагали специальные запреты на игры и увеселения, грозя за нарушение этих запретов телесными наказаниями. Однако ни правительственные, ни церковные меры, которые были направлены против народных физических игр и упражнений, не смогли повлиять на стремление народа к здоровью и физическому совершенствованию.
Таким образом, мальчика в древней Руси воспитывали воином и защитником при помощи психических установок, традиций, народных игрищ и постоянной практики.
Использованы материалы:
http://30school.ru/referaty/fizicheskaya-kultura/fizicheskoe-vospitanie-na-rusi.html
http://www.zrd.spb.ru/news/2011-02/news-0645.htm
http://3rm.info/index.php?newsid=35012
Автор Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина
Читайте нас: