Что такое для мира октябрьская революция 1917 года? Казалось бы, на этот вопрос ответ давался много раз. В этом вопросе было высказано очень много мнений. Сказано и про переход от капитализма к социализму и про переворот, якобы учиненный злокозненными, могущественными и ужасными большевиками и много чего еще. Но это все оценочные суждения. Я же хочу выделить оценку революцию категорией, которую никто не может отрицать в связи с ее очевидностью всем мало мальски умным людям.
Октябрьская революция 1917 года так или иначе уничтожила жестокое физическое угнетение большинства населения, осуществлявшееся до неё в социуме даже наиболее технически развитых (индустриальных) стран.
Люди к середине 20 века оказались, во всяком случае, в центральной части индустриальной цивилизации (в основном это Европа, СССР и Северная Америка) более-менее накормленными, одетыми-обутыми и с крышей над головой.
Подчеркиваю: именно благодаря революции октября 1917 года и Советскому Союзу. Детально я на доказательствах этого тезиса останавливаться не буду. Те, кто этого сам не понимает, могут дальше не читать.
Эта ситуация сохраняется и по сей день. Благодаря техническим достижениям современной цивилизации, более-менее индустриально развитые государства способны обеспечивать минимум низших потребностей населения и не доводить его до массовых протестов по причине голода, холода и так далее.
Однако с решением вопроса о физическом выживании (биологическом воспроизводстве) выяснилось, что люди не чувствуют себя счастливыми или даже просто довольными жизнью.
Возникает вопрос: почему? Ответ, на мой взгляд, очевиден.
Для обеспечения этого минимального уровня (простого воспроизводства) люди вынуждены работать такое количество времени, что у них просто его не остается на жизнь по своему усмотрению. Как ни крути, те, в общем, немногие часы, которые люди могут выкроить за минусом работы и бытовых дел, необходимых для поддержания своего биологического существования, - это не жизнь. Это какие-то жалкие крохи от того времени, которое отведено человеку провести живым на планете Земля.
Про расширенное воспроизводство (рождение трех детей в семье и обеспечение жизни с какими-то принципиальными, реально, не "рыночно", влияющими на качество жизни улучшениями) я и не говорю. Общим местом является снижение численности людей в средней семье индустриального и постиндустриального общества по мере роста материального благосостояния.
Парадокс, когда гораздо более бедные семьи в не западных странах рожают и воспитывают много детей, подтверждает именно тот факт, что стандарты западного (развитого технического) социума ориентируют людей на приобретение вещей, создание удобств и получения удовольствий, на индивидуальное потребление. Максимальное для того уровня дохода, который есть у данного индивида.
В этот перечень дети не входят. Расходы на них просто избыточны для среднего потребителя. Микроволновки и кухонные комбайны вытесняют детей.
По сути человек тратит практически все время на то, чтобы хотя бы оставаться на том минимальном уровне развития, с которым он вступает во взрослую жизнь. Возможно, он сможет покупать больше вещей, обзаведется стандартным набором (квартира, машина, дача и счет в банке), но потратит, так или иначе, он на это всю свою жизнь.
Я уже не говорю, что много людей и этого в существующей экономической системе не достигнет.
А где же время жизни, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению? Где время, в которое он сможет заняться не тем, что нужно для поддержание биологического существования, а для творчества, для чего-то, что выходит за рамки жесткой необходимости? Где царство свободы? Хотя бы на небольшом кусочке жизни человека? Его практически нет. Так можно ли назвать то, как мы живем, полноценной жизнью?
На мой взгляд, ответ совершенно четкий - нельзя. Это не жизнь. Это выживание. СССР смог повлиять только на то, чтобы власть имущие в мире стали выделять ресурсы на минимум биологических потребностей населения. И, кстати, в СССР 8-часовой рабочий день тоже оставлял мало времени для творчества.
Хотя 8-часовой рабочий день и те многие социальные завоевания, которые были реальностью в СССР, человека раскрепостили. От той нагрузки, которая была на людей при капитализме. И опять есть сейчас в России.
Вспомните счастливые лица людей на советских фотографиях. Это люди раскрепощенные. Но не пробужденные. Для пробуждения людей не хватило времени. И постановки задачи.
Но ставилась ли в СССР в какой-то форме задача по созданию условий для творческого развития личности?
Да, ставилась. В работе "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 г.) И. Сталин в качестве третьего пункта непременного предварительного условия перехода от социализма к коммунизму пишет следующее:
3. Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.
Что требуется для этого?
Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.
Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму.
Только после выполнения всех этих предварительных условий, взятых вместе, можно будет надеяться, что труд будет превращен в глазах членов общества из обузы «в первую жизненную необходимость» (Маркс), что «труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение» (Энгельс), что общественная собственность будет расцениваться всеми членами общества как незыблемая и неприкосновенная основа существования общества.
Хочу обратить ваше внимание на то, что Сталин указывает три пункта предварительных условий перехода от социализма к коммунизму, из которых вопрос о развитии человека является третьим. Но надо понимать, что это говорится о предварительном условии и только перехода от социализма к коммунизму. А если говорить о коммунизме в целом, то он, по моему глубочайшему убеждению, является средством и способом осуществления построения справедливого общества, в котором каждый человек реализует свои высшие творческие возможности.
Очень жаль, что эти задачи были сформулированы Сталиным не в качестве главных положений Программы КПСС. Может быть тогда развитие СССР пошло по-другому. Но то, что Сталин думал над вопросом создания условий советскому человеку для перехода "из царства необходимости в царство свободы" - несомненно. У него это ясно сформулировано. И действия эти он уже начинал претворять в жизнь в части повышения заработной платы и снижения цен на предметы массового потребления. Не успел...
На преодоление второй ступени лестницы развития: создания возможностей людям заниматься творчеством по своему усмотрению, а попросту говоря, начать полноценно жить - СССР повлиять не успел.
Эту задачу придется решать нам.
Читайте нас: