Лента новостей

05:26
Юрий Подоляка: обзор боевых действий на утро 29 ноября 2024 года, давим врага по всем направлениям
03:46
Бетонные норы серых волков
03:36
Возвращение гребного колеса
03:14
Битва за Купянск: новости СВО от 29 ноября 2024. Карта боевых действий на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1009-й день спецоперации России на Украине
02:04
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше — ученые
02:03
Цена кофе на мировом рынке продолжает бить рекорды
01:17
Планы Запада в отношении Белоруссии терпят фиаско
00:36
«Отечественные» вузы, а они точно наши?
00:18
РАССЛЕДОВАНИЕ: РЕПОРТЕРЫ И ДЕНЬГИ
23:09
Зурабишвили призывает граждан Грузии к перевороту
22:54
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 28 ноября, вечер
22:24
Киевские власти надеются выжить в 2025 году за счет «крепкой поддержки» партнеров
22:19
США и Япония замышляют превратить Тайвань во «вторую Украину»
22:17
Могла ли Украина победить в 2022? Спойлер: нет
21:38
Риторика российской дипломатии ужесточается. «Дрожь и оторопь» ожидают США из-за решений по Украине
21:37
Во Львове из-за мобилизации и выезда переселенцев закрываются рестораны
20:53
В Румынии пересчитают голоса после первого тура выборов президента
20:52
Киев продолжает саботировать обмен пленными
20:51
На финансовом рынке «полная Набиуллина». Эксперты о падении курса рубля
20:45
Почему Россия так ополчилась на Великобританию из-за Украины?
20:06
Эффективно работать украинским ПВО мешают погодные условия
20:02
В «Роскосмосе» рассказали о работе по созданию сверхтяжелой ракеты
20:00
Что значит для КНР приход Трампа к власти? Китайский взгляд
19:57
Грузия обвинила ЕС в шантаже вступлением страны в объединение
19:56
Боевики захватили западный район Алеппо
19:18
Грузия замораживает переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года
19:17
Путин подтвердил готовность России к переговорам по Украине на прежних условиях
19:16
«Стреляли!» Сотрудники ТЦК снова применили оружие во время силового захвата граждан для отправки на фронт
19:15
Ситуация под контролем. Путин заявил об отсутствии поводов для паники из-за ситуации с рублём
19:08
Политолог Светов объяснил, зачем Финляндия возводит на российской границе Берлинскую стену
19:07
Артамонов: атака в Сирии – это ответ США на удар «Орешника»
18:42
KN-25 или «Орешник»: как можно выбить тыловые аэродромы ВВСУ
18:28
Нидерланды передали Украине три пусковые установки Patriot
18:27
ВСУ ведут огонь по ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 ноября
18:19
Путин: Европу опустили ниже плинтуса
18:18
Путин выразил сомнение в безопасности Трампа
17:41
Обстановка в Курской области по состоянию на 28 ноября
17:40
Российские «Иксы» и «Калибры» выключили свет на Западной Украине. Новый «контрнаступ» ВСУ на подходе — Горячая сводка 28 ноября 2024 г.
17:39
Евродепутаты не признали выборы в Грузии. В Тбилиси сформировали правительство и намерены вернуть Абхазию и Южную Осетию
17:38
Келлог пообещал обеспечить мир через силу
17:37
Государство не справляется с похоронами. «Слуги народа» пытаются привлечь на кладбища частные инвестиции
17:33
Клонирование ЕС: в чём истинный смысл «дружбы» Брюсселя и МЕРКОСУР?
17:30
Вот где припарковался немецкий автомобильный кризис
17:27
Путин подтвердил обсуждение создания первой АЭС в Казахстане
17:26
Путин ответил на вопрос об ударах по центрам решений на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Бетонные норы серых волков

Бетонные норы серых волков


Бетонные норы серых волков

Способы защиты подлодок в базах были для Кригсмарине более чем актуальны: дело в том, что тактика «волчьих стай» предусматривала концентрацию подводных сил в таких масштабах, что никаких баз для рассредоточения субмарин не хватило бы. Следовательно, накрыть в гавани одновременно несколько подлодок английская авиация имела достаточно высокие шансы. В конце 1939 года немецкие адмиралы приняли решение о строительстве бункеров для U-bootов в открытых пространствах вблизи рек (чтобы удобнее было организовывать снабжение, не привязанное к железным дорогам).


Бункер Elbe II, вид сверху и спереди

Первые «U-boot-bunker» – бункеры для подлодок, были построены в 1940 году на территории Рейха — в Гамбурге «Elbe II» и на Гельголанде – «Nordsee III». Строились бункеры силами «Организации Тодта», имеющей опыт реализации крупных проектов в лице сети автобанов.



Строительство простым не было: в Гамбурге очень неудобная для подобных сооружений почва (ил). Поэтому возводили бункеры кесонным методом: фундамент здания строили на сваях, для установки которых приходилось размывать дно. На создание одного пенала бункера (в котором их было два) тратилось порядка 2500 свай сечением 38х35 см. Каждая свая выдерживала нагрузку в 60 тонн, и такая прочность лишней не была: количество железной арматуры на кубометр фортификационного бетона составляло 49 кг. Всего на строительство стен и крыши ушло порядка 50 000 кубометров железобетона. Очень немного в сравнении с будущими бункерами (там, смешно сказать, крыша была всего 3 метра толщиной!), но лиха беда начало! Бункер был сдан в марте 1941 года и эксплуатировался до конца Войны.


Завод-бункер «Валентин»

Помимо бункера для укрытия подлодок, недалеко от Гамбурга, в Фарге, на реке Везер, был построен бункер-завод «Валентин». В строительстве завода были задействованы порядка 10 тысяч заключённых концлагерей и военнопленных. 6 тысяч из них погибли от тяжёлой работы и недостаточного питания. На заводе строили (точнее — собирали из секций, подвозимых по Везеру) знаменитые подлодки XXI серии.

Про пеналы стоит сказать отдельно. Все U-boot-bunkerы делились на не связанные друг с другом «пеналы» — отдельные доки длиной 80-90 метров и шириной 10-17 метров. В одном пенале могли обслуживаться одновременно от 2 до 4 субмарин. Пеналы разделялись толстыми опорными стенами, поддерживающими бомбостойкую крышу. Даже если бомба пробивала крышу, то поражался только один пенал, а соседние оставались невредимыми. В крупных бункерах один или несколько пеналов могли выступать в роли сухого дока.

На крыше первых гамбургских бункеров для маскировки размещались макеты административных и офисных зданий, но впоследствии крыши чаще использовались для размещения батарей зенитных орудий. Спереди пеналы запирались массивными воротами, а задняя часть бункера занималась складскими помещениями, ремонтными мастерскими с широким набором станков и оборудования, сюда же подходили железнодорожные пути, по которым подвозилось всё необходимое для ремонта, обслуживания подлодок и необходимые для дальнего похода припасы.


Вилла Керневель — любил «папаша Дёниц» воевать с комфортом!

Но своего пика строительство бункеров для подлодок достигло в 1941 году, после захвата Франции и Норвегии. Атлантическое побережье этих стран было значительно удобнее для «волков Дёница» в плане выхода в Атлантику. Свою штаб-квартиру вице-адмирал организовал в Лорьяне, на вилле Керневель. Соответственно, и самое большое количество бункеров было построено в Лорьяне — шесть штук! В них базировались 2-я и 10-я флотилии подлодок.


Бункер в Бресте — один, но большой!

В Бресте бункер был выстроен только один, зато — самый большой! Он имел 15 пеналов, в которых базировались 1-я и 9-я флотилии подлодок. Размеры исполинского сооружения составили 300х175х18 метров, толщина опорных стен – 1-2 метра, толщина крыши изначально – 4,2 метра, но впоследствии доведена до 6,1 метра. По углам крыши бункера размещались небольшие бункеры для зенитных орудий. Строительство здания заняло 500 дней и было закончено в 1942 году. А уже 4 сентября 1944 года отсюда ушла последняя субмарина — U-256: к Бресту подходили союзные войска, и сооружение было оставлено...


Бункер в Сен-Назере

В Сен-Назере был построен бункер немного меньших размеров — на 14 пеналов, в которых базировались лодки 6-й и 7-й флотилий. Из его 14 пеналов 8 могли работать в качестве сухих доков. Бункер имел длину 300 метров, ширину 130 метров и высоту 18 метров. Между пеналами 5-6 и 12-13 имеются проходы, дающие доступ к верхним уровням бункера, где располагались 62 мастерские, 92 общежития для экипажей подлодок, 150 подсобных помещений, 20 насосов, 4 кухни, 2 пекарни, 2 электростанции, ресторан (любили «волки Дёница» служить с комфортом!) и госпиталь. База подлодок в Сен-Назере была объявлена Гитлером «фестунгом», поэтому гарнизон под командованием генерал-лейтенанта Юнка держался до 8 мая 1945 года, и только узнав о капитуляции Рейха — сложил оружие.


Строительство бункера в Ла-Рошели

3 флотилия U-bootов базировалась на Ла-Рошель, само собой, здесь также был построен бункер! Правда, сравнительно небольшой: 192х165х19 метров, 10 пеналов, крыша толщиной 7 метров (точнее — 3,5+3,5 метра: между слоями бетона для большей общей стойкости конструкции сделали воздушную прослойку). Зато его все знают: именно здесь снималась знаменитая картина «Das Boot» с Юргеном Прочновым в главной роли. И «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» – тоже, только в этой киноэпопее с хронологией жуткие нестыковки: там Война ещё не началась, а бункеры уже построены, но любят её не за это! На строительство бункера ушло 425 тысяч кубометров бетона: понятно, почему я написал, что 50 тысяч кубометров бункера Elbe II в Гамбурге это смешно? Строили бункер 2143 рабочих организации Тодта, работали днём и ночью, так что в 1943 году бункер вступил в строй.


Бордо — итало-германский бункер BETASOM

Пятой точкой, на территории оккупированной Франции, где был построен бункер для подлодок, стал Бордо. Это сооружение даже получило своё название: BETASOM. Дело в том, что здесь изначально базировалась союзная немцам флотилия итальянских подлодок, так что бункер назвали по первым буквам итальянских слов «Бордо» и «Субмарина» («Sоmmergibile»). Бункер имел 245 метров в длину, 162 метра в ширину и 19 метров в высоту. Итальянцы выходили из Бордо в море до 1943 года, когда Италия вышла из войны, а бункер заняли немцы.


Тронхейм — бункер «Дора-1» в современном состоянии

Помимо Франции построили немцы бункер для подлодок и в Норвегии, в Тронхейме. Впрочем, построили они далеко не только бункер: у Гитлера были большие планы на заселение Норвегии немцами, поэтому Албертом Шпеером был здесь построен целый нацистский город — Нордштерн (Северная звезда, однако!). Из Германии приехало 300 тысяч немецких «колонистов»: проект поддержали как Карл Дёниц, так и Эрих Редер: базироваться и ремонтироваться здесь должны были не только субмарины, но и линкор «Тирпиц».

Бункер получил имя «Дора-1». Почему такое имя? Ну, его строили заключённые из концлагеря «Дора». Бункер имел размеры 153х105 метров, бетонная крыша — толщину 3,5 метра. По проекту бункер должен был быть двухэтажным: на втором этаже, как обычно, размещаться мастерские, помещения для экипажей, склады и всё такое прочее. Но... норвежцы помогать немцам не спешили, а мешать — старались всеми силами. Местных стройматериалов добыть не получилось: почти всё до последнего гвоздя приходилось везти из Германии. Потому и не срослось со вторым этажом. Строительство бункера «Дора-2» по той же причине завершено не было, а от строительства «Доры-3» и вовсе отказались.


Бомба «Гранд Слэм» — единственное противоядие против бункеров для U-bootов

Как оценить строительство III Рейхом бункеров для подлодок? Однозначно — как очень удачное решение! Союзники с самого начала знали, что это за сооружения, но ничего не могли с ними поделать до конца Войны. Обычные бомбы их бетонные крыши не брали, а специальные бетонобойные бомбы «Толлбой» и «Гранд Слэм» появились только под конец Войны. Поэтому единственными поражёнными авиацией союзников бункерами стали бункер-завод «Валентин» в Фарге и бункер в Гамбурге, в которые угодили два «Гранд Слэма». Вот только произошло это уже в марте 1945 года, когда на подобные операции можно было, по большому счёту, не заморачиваться...


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх