Перевод статьи «Unerwarteter Triumph. Seegefecht vor Bergen 1917», опубликованной в немецком журнале «Militär und Geschichte» N6/2019.
Автор: Rolf Stuenkel, корветен-капитан запаса.
Перевод: Slug_BDMP
Примечание переводчика.
На страницах «Военного обозрения» ранее была опубликована статья «
В декабре 1917 года германские миноносцы атаковали конвой западных союзников у берегов Норвегии. Этот морской бой стал последним успехом немецких надводных сил в Первой мировой войне.
Справка. Миноносцы.
Большие миноносцы германского императорского
Миноносцы стали , наряду с подводными лодками, последней надеждой германского морского командования.
«Уничтожен британский конвой. Потоплен один британский эсминец, четыре вооруженных траулера и шесть транспортных судов» — так скупо описал данное событие начальник главного морского штаба германского флота в сводке для верховного командования 14 декабря 1917 года. Это событие и тогда не было широко освещено в прессе, и сейчас известно лишь знатокам
«Флот открытого моря», гордость императора Вильгельма II и статс-секретаря Альфреда фон Тирпица, бесславно простаивал в Вильгельмсхафене. Британский флот перекрыл выходы в Северное море, полностью блокировал все торговые морские пути и уклонялся от решительных сражений. Кригсмарине были бессильны против его подавляющего численного превосходства. Немногие морские бои заканчивались для немцев поражением или, как Ютландское сражение, ничьей.
Лишь подводные лодки могли добиваться успехов и представляли серьезную угрозу для британцев. Однако и их силы были на исходе. В конце 1917 года главный морской штаб решил подключить к действиям против торгового судоходства противника миноносцы. Они должны были атаковать конвои, курсирующие между Норвегией и Англией с грузом угля и древесины. Уже 17 октября 1917 двум минным крейсерам «Бруммер» и «Бремзе» удалось уничтожить у Шетландских островов, в 65 милях восточнее Леруика, два британских эсминца и девять торговых судов нейтральных стран. (
В этой операции немцам удалось подавить британскую радиосвязь и предотвратить своевременный вызов ими помощи.
Курс на Норвегию
Новая операция началась 11 декабря. В море вышла 2-я флотилия миноносцев, включавшая в себя 3-ю и 4-ю полуфлотилии. Каждая из полуфлотилий состояла из четырех новых больших миноносцев. До северо-восточной оконечности Доггер-банки они дошли в сопровождении легкого крейсера «Эмден II», с которым разделились после полудня. 4-я полуфлотилия под командованием корветтен-капитана Оскара Хайнеке направилась к британскому побережью, а 3-я полуфлотилия капитана-лейтенанта Ханса Кольбе взяла курс на Норвегию.
Германские миноносцы в Ла- Манше
Силы сторон в бою 12 декабря 1917
Германская 3-я полуфлотилия миноносцев:
- эсминцы G 101, G 103, G 104 (G — производство Germania-Werft)
Вооружение: 4 орудия калибра 105 мм; 2 двухтрубных торпедных аппарата.
- V 100 (V — производство Vulcan-Werft, Штеттин)
Вооружение: 4 орудия калибра 105 мм; 2 трехтрубных торпедных аппарата.
Эсминец G 101
Эсминец V-99
Эскадренный миноносец В 97, однотипный с V 100 , Германия, 1915 г. (Источник- «Моделист- конструктор)
Примечание переводчика
Эскадренные миноносцы типа G-101 (включал в себя корабли с обозначениями G 101–G 104) — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении Военно-морского флота Германии в период Первой мировой войны. Строились по заказу Аргентины, реквизированы с началом войны. Участвовали в Ютландском сражении. Интересной особенностью проекта являлось наличие дизелей для крейсерского хода. Все 4 корабля в 1918 году интернированы англичанами.
Источник — Википедия, «Моделист-конструктор».
Эскадренные миноносцы типа V 99 — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении Военно-морского флота Германии в период Первой мировой войны. Построены вокруг механизмов, которые заказали для эсминцев типа «Новик» германским заводам. Они стали первыми кораблями немецкого флота, официально классифицированными как эсминцы (Zerstoerer). Всего в 1915 году построено восемь единиц: В-97, В-98, V-99, V-100, В-109-В-112. Из них V-99 погиб 17 августа 1915 г. в бою с эсминцем «Новик», остальные сданы на слом или затоплены в Скапа-Флоу вскоре после окончания Первой мировой войны.
Источник — «Моделист-конструктор».
Британские силы
Два эсминца «М-класса» — HMS Partridge, HMS Pellew.
Вооружение: 3 орудия калибра 102 мм; 2 двухтрубных торпедных аппарата.
Четыре вооруженных траулера: HMT Commander Fullerton, HMT Livingstone, HMT Tokio, HMT Lord Alverstone.
Вооружение каждого — одно 76-мм орудие на баке.
Примечание переводчика
Эсминцы «М-класса» (Admiralty M-class) — последний тип британских эсминцев, разработанный перед Первой мировой войной. С 1913 по 1917 год были построены 103 эсминца этого типа, которые несколько отличались друг от друга в зависимости от завода-изготовителя.
Эсминец М-класса, к которому принадлежали Partrige и Pellew
Бой у Бергена
12 декабря в 11:45 по Гринвичу, примерно в 50 милях от норвежского Бергена, отряду Кольбе, состоящему из эсминцев G 101, V 100, G 103 и G 104, повстречался конвой из шести транспортных судов в сопровождении двух британских эсминцев и четырех вооруженных траулеров.
Караван торговых судов
Схема боя у Бергена
На эсминце Partridge заметили немецкие корабли, но из-за неисправности сигнального прожектора не смогли сообщить об опасности на другие корабли и суда конвоя. Три немецких эсминца без помех атаковали корабли охранения, а четвертый (G 104) — транспорты. Из-за неисправности силовой установки G 104 мог развивать скорость не более 25 узлов. Находящийся на эсминце HMS Pellew командир конвоя лейтенант-коммандер Кавендиш отдал приказ транспортам рассыпаться, после чего Pellew вступил в бой. Немцы снова попытались нарушить помехами радиосвязь британцев, но радистам Партриджа удалось передать призыв о помощи, который был принят на британской корабельной боевой группе, включавшей два броненосных крейсера и четыре эсминца, находившейся неподалеку.
В 12:15 «Партридж» получил попадание немецкого снаряда, разрушившее главный паропровод, и лишился хода. Также были повреждены турбина левого борта и кормовое орудие.
Британский эсминец попытался выпустить торпеды по V 100, но одна из них застряла в поврежденном торпедном аппарате, а другая не взорвалась. В 1919 году британский историк Henry Newbolt так описывал этот бой:
«Немцы мастерски использовали свои преимущества. Они, как обычно, развили высокий темп стрельбы, и их огонь был убийственно точен. Даже понимая, что этот огонь несет им смерть, английские моряки не могли им не восхищаться».
Орудие немецкого миноносца
HMS Partridge получил три торпедных попадания и затонул вскоре после того, как лейтенант-командор Reginald Ransome приказал экипажу покинуть корабль. Эсминцу HMS Pellew, получившему тяжелые повреждения, удалось скрыться, после чего немецкие корабли беспрепятственно расправились с остальными судами.
Попадание торпеды в борт корабля
Когда британская корабельная боевая группа, получившая призыв о помощи, прибыла на место, немецкие корабли уже скрылись. Британцам удалось спасти около 100 выживших.
С момента первого визуального контакта до полного уничтожения конвоя прошел один час и тринадцать минут. Был потоплен один эсминец, шесть транспортов и четыре вооруженных траулера. Англичане потеряли 116 человек убитыми, из них 97 на Partridge и 3 на Pellew, и многих ранеными. Один из погибших выжил в свое время при крушении «Титаника». Немцы спасли 48 человек, которые стали военнопленными.
Потери немцев составили три раненых.
Триумфальное возвращение
4-я полуфлотилия также действовала успешно. Северо-западнее Blyth (восточная Англия) им удалось потопить четыре парохода. Оба отряда взяли курс к Доггер-банке. Из-за непогоды им пришлось возвращаться другим маршрутом. Обогнув Ютландию в районе Скагена, они вновь встретились с «Эмденом» и благополучно прибыли в Киль.
Слева — командир 4-й полуфлотилии Оскар Хайнеке. Справа — командир 3-й полуфлотилии Ханс Кольбе.
Британцы делают выводы
Это немецкое нападение вызвало переполох в британском парламенте. Пресса также распространяла мнение о некомпетентности Адмиралтейства и его неспособности обеспечить безопасность конвоев.
Парламентское расследование установило, что конвой был застигнут врасплох превосходящим противником.
Командующий Гранд-флитом адмирал Дэвид Битти (1871-1936) взял ответственность за разгром конвоя на себя. По его мнению, экипажи эсминцев охранения сделали всё, что было в их силах.
Адмирал Дэвид Битти. С 1917 года командующий гранд- флитом
Немецкая тактика «бей и беги» заставила британцев изменить правила проведения конвоев. Их количество было сокращено до трех в неделю. Охранение было существенно усилено, а в некотором отдалении от них следовали корабельные боевые группы, включавшие в себя 5-6 могучих дредноутов и эсминцы. Это имело эффект. После неудачной новой атаки на конвой в начале 1918 года немцы отказались от дальнейших попыток нарушать британское судоходство с помощью эсминцев.
Таким образом, бой у Бергена стал последней победой надводных сил германского флота.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: