Лента новостей

08:23
Грандиозный скандал от Forbes: Сырский лжет
06:31
Обновлённый PC Manager очистит диск от мусора с помощью нового алгоритма и не только
05:37
Теракт на Северных потоках: загадки вокруг второй диверсионной группы
05:08
«Малютки» для «серых волков»
05:05
Кольт после Кольта
04:57
1917. Неожиданный триумф германского флота у берегов Норвегии
04:12
170 лет кровопролитному Инкерманскому сражению
03:05
«Помогать фронту — ваша обязанность!»: Новости СВО от 5 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 985 день спецоперации России на Украине
02:36
Врёт как сивый мерин, или Запад продолжает информационную войну против России
01:52
Британские ученые напугали население, выпустив 10 тысяч гигантских пауков
00:25
Страдания юного Тараса, или Почему украинцы не бунтуют
00:22
В честь Дня народного единства и Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде пошел огромный крестный ход (ФОТО, ВИДЕО)
23:26
Польские СМИ возмущены украинскими нацистами
22:50
Мигранты совершают 25 преступлений сексуального характера каждый день
22:05
В преддверии президентских выборов в США украинские официальные лица готовы к приходу Трампа
21:38
«Мобильная ПВО» Украины: пугай своих, чтобы «Герани» боялись
21:28
«Момент, которого вы так долго ждали»: создатели Pioner открыли запись на закрытую «бету», но зарегистрироваться не так уж и просто
21:24
Грузины митингуют против результатов выборов. Грета Тунберг пришла им на помощь
21:23
Дубинский спрогнозировал крупный обвал фронта после выборов в США
21:22
Сотрудники The New York Times бастуют из-за маленьких зарплат и тяжелых условий труда
20:36
В Финляндии стартовали крупные артиллерийские учения НАТО
20:35
ВСУ ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 4 ноября
20:29
Дом Москвы в Риге стал ненужным пассивом Минфина Латвии
20:24
Жители ДНР рассказали о значении День народного единства
19:54
Под Эрдоганом начали разъезжаться стулья
19:47
Гражданин Чехии получил 14 лет за теракт в Крыму. Но в тюрьму не хочет
19:46
Молдавская оппозиция обвинила Майю Санду в фальсификации выборов на Западе
19:45
Volkswagen намерен отменить выплату премий старожилам производства
19:35
В Донбассе и Новороссии в День народного единства прошли праздничные мероприятия
18:59
Согласны на миску комбикорма, лишь бы война продлилась: Зеленский целенаправленно уничтожает украинцев под лагерь для мигрантов
18:58
Украина не отказывается от плана мобилизовать 500 тысяч человек
18:57
Ермак готов рассмотреть возможность прекращения ударов по энергетическим объектам и обвиняет НАТО в обмане
18:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 4 ноября
18:55
Радикалы «Правого сектора» пригрозили мэру-националисту Львова смертью
18:23
Власть демократов: как западные политики обеспечивают себе нужный результат
18:12
Дебютировал электрический кроссовер Zeekr X 2025 — автономность на 420 км и 268 л.с. всего за $21 050
18:08
На Украине возникли проблемы с электроэнергией
18:07
Министр обороны Финляндии призвал европейцев раскошелиться, если США откажутся продолжать финансирование конфликта на Украине
18:06
«Много военнопленных хотят остаться жить на территории РФ». В ДНР приехали родственники пленных ВСУ
18:05
Вячеслав Богуслаев пережил клиническую смерть
18:04
Харьковские чиновники винят ТЦК в торможении восстановительных работ в городе
17:57
Семь самых вероятных сценариев в день выборов
17:25
Korea Herald: Москва Пхеньяну за военную поддержку поставит до 700 тысяч тонн риса
17:17
Из алтаря — в окопы: киевский режим продолжает репрессии против православных священников
16:55
Юрий Подоляка: российские военные освободили Новоалексеевку
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»1917. Неожиданный триумф германского флота у берегов Норвегии

1917. Неожиданный триумф германского флота у берегов Норвегии


1917. Неожиданный триумф германского флота у берегов Норвегии


Перевод статьи «Unerwarteter Triumph. Seegefecht vor Bergen 1917», опубликованной в немецком журнале «Militär und Geschichte» N6/2019.



Автор: Rolf Stuenkel, корветен-капитан запаса.
Перевод: Slug_BDMP


Примечание переводчика.
На страницах «Военного обозрения» ранее была опубликована статья «Сигнал «Z» — «Миноносцы, атаковать противника!». История появления и развития миноносцев». Предлагаемый ниже материал является иллюстрацией боевого применения германских миноносцев в Первой мировой войне и примером одного из немногих успехов немецких надводных сил в этой войне.


В декабре 1917 года германские миноносцы атаковали конвой западных союзников у берегов Норвегии. Этот морской бой стал последним успехом немецких надводных сил в Первой мировой войне.

Справка. Миноносцы.
Большие миноносцы германского императорского флота назывались миноносцами открытого моря (Hochsee-Torpedoboote), истребителями миноносцев (Torpedobootzerstoerer) или просто истребителями (Zerstoerer). Во флотах других стран они также назывались истребителями (destroyer) или эскадренными миноносцами. В отличие от флотов стран Антанты, германские адмиралы продолжали считать главным оружием эсминцев торпеды, а артиллерия рассматривалась лишь как оружие самообороны.



Миноносцы стали , наряду с подводными лодками, последней надеждой германского морского командования.

«Уничтожен британский конвой. Потоплен один британский эсминец, четыре вооруженных траулера и шесть транспортных судов» — так скупо описал данное событие начальник главного морского штаба германского флота в сводке для верховного командования 14 декабря 1917 года. Это событие и тогда не было широко освещено в прессе, и сейчас известно лишь знатокам истории войны на море. А это был один из немногих успехов надводных сил германского флота в Первой мировой войне.

«Флот открытого моря», гордость императора Вильгельма II и статс-секретаря Альфреда фон Тирпица, бесславно простаивал в Вильгельмсхафене. Британский флот перекрыл выходы в Северное море, полностью блокировал все торговые морские пути и уклонялся от решительных сражений. Кригсмарине были бессильны против его подавляющего численного превосходства. Немногие морские бои заканчивались для немцев поражением или, как Ютландское сражение, ничьей.

Лишь подводные лодки могли добиваться успехов и представляли серьезную угрозу для британцев. Однако и их силы были на исходе. В конце 1917 года главный морской штаб решил подключить к действиям против торгового судоходства противника миноносцы. Они должны были атаковать конвои, курсирующие между Норвегией и Англией с грузом угля и древесины. Уже 17 октября 1917 двум минным крейсерам «Бруммер» и «Бремзе» удалось уничтожить у Шетландских островов, в 65 милях восточнее Леруика, два британских эсминца и девять торговых судов нейтральных стран. (Неповторимые чудовища Кайзерлихмарине)

В этой операции немцам удалось подавить британскую радиосвязь и предотвратить своевременный вызов ими помощи.

Курс на Норвегию


Новая операция началась 11 декабря. В море вышла 2-я флотилия миноносцев, включавшая в себя 3-ю и 4-ю полуфлотилии. Каждая из полуфлотилий состояла из четырех новых больших миноносцев. До северо-восточной оконечности Доггер-банки они дошли в сопровождении легкого крейсера «Эмден II», с которым разделились после полудня. 4-я полуфлотилия под командованием корветтен-капитана Оскара Хайнеке направилась к британскому побережью, а 3-я полуфлотилия капитана-лейтенанта Ханса Кольбе взяла курс на Норвегию.


Германские миноносцы в Ла- Манше

Силы сторон в бою 12 декабря 1917
Германская 3-я полуфлотилия миноносцев:
- эсминцы G 101, G 103, G 104 (G — производство Germania-Werft)
Вооружение: 4 орудия калибра 105 мм; 2 двухтрубных торпедных аппарата.
- V 100 (V — производство Vulcan-Werft, Штеттин)
Вооружение: 4 орудия калибра 105 мм; 2 трехтрубных торпедных аппарата.


Эсминец G 101


Эсминец V-99


Эскадренный миноносец В 97, однотипный с V 100 , Германия, 1915 г. (Источник- «Моделист- конструктор)

Примечание переводчика
Эскадренные миноносцы типа G-101 (включал в себя корабли с обозначениями G 101–G 104) — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении Военно-морского флота Германии в период Первой мировой войны. Строились по заказу Аргентины, реквизированы с началом войны. Участвовали в Ютландском сражении. Интересной особенностью проекта являлось наличие дизелей для крейсерского хода. Все 4 корабля в 1918 году интернированы англичанами.
Источник — Википедия, «Моделист-конструктор».


Эскадренные миноносцы типа V 99 — тип эскадренных миноносцев, состоявший на вооружении Военно-морского флота Германии в период Первой мировой войны. Построены вокруг механизмов, которые заказали для эсминцев типа «Новик» германским заводам. Они стали первыми кораблями немецкого флота, официально классифицированными как эсминцы (Zerstoerer). Всего в 1915 году построено восемь единиц: В-97, В-98, V-99, V-100, В-109-В-112. Из них V-99 погиб 17 августа 1915 г. в бою с эсминцем «Новик», остальные сданы на слом или затоплены в Скапа-Флоу вскоре после окончания Первой мировой войны.
Источник — «Моделист-конструктор».


Британские силы
Два эсминца «М-класса» — HMS Partridge, HMS Pellew.
Вооружение: 3 орудия калибра 102 мм; 2 двухтрубных торпедных аппарата.
Четыре вооруженных траулера: HMT Commander Fullerton, HMT Livingstone, HMT Tokio, HMT Lord Alverstone.
Вооружение каждого — одно 76-мм орудие на баке.

Примечание переводчика
Эсминцы «М-класса» (Admiralty M-class) — последний тип британских эсминцев, разработанный перед Первой мировой войной. С 1913 по 1917 год были построены 103 эсминца этого типа, которые несколько отличались друг от друга в зависимости от завода-изготовителя.



Эсминец М-класса, к которому принадлежали Partrige и Pellew

Бой у Бергена


12 декабря в 11:45 по Гринвичу, примерно в 50 милях от норвежского Бергена, отряду Кольбе, состоящему из эсминцев G 101, V 100, G 103 и G 104, повстречался конвой из шести транспортных судов в сопровождении двух британских эсминцев и четырех вооруженных траулеров.


Караван торговых судов


Схема боя у Бергена

На эсминце Partridge заметили немецкие корабли, но из-за неисправности сигнального прожектора не смогли сообщить об опасности на другие корабли и суда конвоя. Три немецких эсминца без помех атаковали корабли охранения, а четвертый (G 104) — транспорты. Из-за неисправности силовой установки G 104 мог развивать скорость не более 25 узлов. Находящийся на эсминце HMS Pellew командир конвоя лейтенант-коммандер Кавендиш отдал приказ транспортам рассыпаться, после чего Pellew вступил в бой. Немцы снова попытались нарушить помехами радиосвязь британцев, но радистам Партриджа удалось передать призыв о помощи, который был принят на британской корабельной боевой группе, включавшей два броненосных крейсера и четыре эсминца, находившейся неподалеку.

В 12:15 «Партридж» получил попадание немецкого снаряда, разрушившее главный паропровод, и лишился хода. Также были повреждены турбина левого борта и кормовое орудие.

Британский эсминец попытался выпустить торпеды по V 100, но одна из них застряла в поврежденном торпедном аппарате, а другая не взорвалась. В 1919 году британский историк Henry Newbolt так описывал этот бой:

«Немцы мастерски использовали свои преимущества. Они, как обычно, развили высокий темп стрельбы, и их огонь был убийственно точен. Даже понимая, что этот огонь несет им смерть, английские моряки не могли им не восхищаться».


Орудие немецкого миноносца

HMS Partridge получил три торпедных попадания и затонул вскоре после того, как лейтенант-командор Reginald Ransome приказал экипажу покинуть корабль. Эсминцу HMS Pellew, получившему тяжелые повреждения, удалось скрыться, после чего немецкие корабли беспрепятственно расправились с остальными судами.


Попадание торпеды в борт корабля

Когда британская корабельная боевая группа, получившая призыв о помощи, прибыла на место, немецкие корабли уже скрылись. Британцам удалось спасти около 100 выживших.

С момента первого визуального контакта до полного уничтожения конвоя прошел один час и тринадцать минут. Был потоплен один эсминец, шесть транспортов и четыре вооруженных траулера. Англичане потеряли 116 человек убитыми, из них 97 на Partridge и 3 на Pellew, и многих ранеными. Один из погибших выжил в свое время при крушении «Титаника». Немцы спасли 48 человек, которые стали военнопленными.

Потери немцев составили три раненых.

Триумфальное возвращение


4-я полуфлотилия также действовала успешно. Северо-западнее Blyth (восточная Англия) им удалось потопить четыре парохода. Оба отряда взяли курс к Доггер-банке. Из-за непогоды им пришлось возвращаться другим маршрутом. Обогнув Ютландию в районе Скагена, они вновь встретились с «Эмденом» и благополучно прибыли в Киль.


Слева — командир 4-й полуфлотилии Оскар Хайнеке. Справа — командир 3-й полуфлотилии Ханс Кольбе.

Британцы делают выводы


Это немецкое нападение вызвало переполох в британском парламенте. Пресса также распространяла мнение о некомпетентности Адмиралтейства и его неспособности обеспечить безопасность конвоев.

Парламентское расследование установило, что конвой был застигнут врасплох превосходящим противником.
Командующий Гранд-флитом адмирал Дэвид Битти (1871-1936) взял ответственность за разгром конвоя на себя. По его мнению, экипажи эсминцев охранения сделали всё, что было в их силах.


Адмирал Дэвид Битти. С 1917 года командующий гранд- флитом

Немецкая тактика «бей и беги» заставила британцев изменить правила проведения конвоев. Их количество было сокращено до трех в неделю. Охранение было существенно усилено, а в некотором отдалении от них следовали корабельные боевые группы, включавшие в себя 5-6 могучих дредноутов и эсминцы. Это имело эффект. После неудачной новой атаки на конвой в начале 1918 года немцы отказались от дальнейших попыток нарушать британское судоходство с помощью эсминцев.

Таким образом, бой у Бергена стал последней победой надводных сил германского флота.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх