Лента новостей

10:58
КНДР разместила на границе восемь артиллерийских подразделений
10:50
В России опубликовали опрос об отношении социальных групп к СВО
10:38
Статс-секретарь – заместитель Министра обороны России Анна Цивилева проверила условия оказания медицинской помощи раненым и вручила награды военнослужащим в филиале госпиталя им. А.А. Вишневского
10:23
ВС России проводят успешные контратаки в Курской области: последние новости на сегодня, 14.10.2024
09:57
Орбан: Запад экономически отстаёт от Востока
09:56
В Калифорнии житель Лас-Вегаса пытался застрелить Трампа
09:53
Почему украинские военные едят гадостное мясо, при чем тут каталог и постоянные поставщики Минобороны
09:53
Почему украинские военные едят гадостное мясо, при чем тут каталог и постоянные поставщики Минобороны
09:53
Если Россия возьмет Покровск, Украина столкнется с двойной угрозой
09:48
У японцев есть своя доморощенная русофобия
09:42
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 14.10.2024
09:21
Десантники ВС РФ эвакуировали с поля боя трофейный бронеавтомобиль Kirpi
08:36
Юрий Подоляка: украинские позиции на грани коллапса – погодные условия играют на руку России, обстановка на Курском направлении
08:27
Медики проверили, полезны ли на самом деле «продукты для здорового питания»
04:57
«Свинья» для ВСУ
04:49
Как свергали фараонов: один заговор из истории Древнего Египта
04:41
Удар “Искандера” уничтожил судно, груженое западным оружием для Украины
03:59
Исследование Apple показало, что ИИ-модели не думают, а лишь имитируют мышление
03:24
Российские войска шагают к победе: новости СВО от 14 октября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 963 день спецоперации России на Украине
02:51
Оккупированная Германия и испуганный Шольц
01:10
Европе грозит превращение в цифровую колонию
00:22
Последняя хотелка Зеленского
00:17
Дезертирство на Украине: почему солдат покинул свой окоп в знак протеста
23:27
Байден едет в Германию, но «Рамштайна» не будет
22:38
Дрон атаковал военную базу в Израиле — есть жертвы
22:31
Найдите новый способ согреться этой осенью с помощью секс-позы пряная тыква
21:45
Дрон атаковал военную базу в Израиле – есть жертвы
21:39
Великобритания – Маврикий – Чагос: уйти, чтобы остаться…
21:37
Развал армии достиг таких масштабов, что никакие меры уже не помогут
20:54
В Сербии обвинили ЕС в неискренности и заговорили о БРИКС
20:19
Из этого скопления вылетают десятки сверхскоростных звезд
20:02
КНДР привела в готовность артиллерию на границе с Южной Кореей
20:01
Украинские родители вывозят своих несовершеннолетних сыновей за границу
19:09
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 13 октября
19:08
ВС РФ продвинулись на Запорожском направлении
19:07
«Почему они делают всё, что хотят?». Израиль напал на пост миротворцев ООН в Ливане
19:02
Сербия рассматривает присоединение к БРИКС как альтернативу вступлению в ЕС
18:44
Война на Украине (13.10.24): ВСУ на Курщине заговорили устами гитлеровцев...
18:14
Блогеру Косенко грозит до 10 лет тюрьмы
18:13
В Киеве нашли виновного в неблагоприятном развитии ситуации на поле боя для ВСУ
18:08
56 полк ВДВ эвакуировал с поля боя турецкий бронеавтомобиль Kirpi на Курском фронте (ВИДЕО)
18:05
Российские компании неожиданно погасили миллиардные долги перед Финляндией — Обязательства были довольно значительными
18:03
Уклонист пытался совершить покушение на сотрудницу ТЦК
17:22
Официальный веб-сайт Poco перестанет работать 31 декабря
17:21
SpaceX снова запустила Starship и поймала его первую ступень с первой попытки
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Джон Филип Холланд – человек и электро-бот

Джон Филип Холланд – человек и электро-бот


Джон Филип Холланд – человек и электро-бот

Построить подводную лодку пытались многие. Ефим Никонов предлагал Петру I проект «потаённого судна», о котором конкретно мало чего известно (с режимом секретности в России всегда дела обстояли очень хорошо). Дэвид Бушнелл в 1775 году построил в Эссексе, штат Коннектикут, подводную лодку «Черепаха» и даже пытался утопить с её помощью британский фрегат «Орёл» (сведений о «Черепахе» не сильно больше, чем о «потаённом судне»). Фултон предлагал Наполеону свой «Наутилус». Но первого человека, у которого получилось создать настоящую субмарину, звали Джон Филип Холланд...


Джон Филип Холланд

Точнее, это по паспорту его так звали. Родители мальчика покрестили как Шона Пилиба Оуаллачайна. Странность имени удивлять не должна: Холланды были ирландцами, причём настоящими: английский язык Шон выучил только в школе. И то хорошо, что выучил, потому что школа, куда он поступил впоследствии, принадлежала Ирландским Христианским братьям, и всё английское там любили... достаточно слабо.



Поначалу Холланд преподавал математику в Ирландии, но потом перебрался в США, где стал учительствовать в католической школе святого Иоанна. Однажды Джон Филип неудачно поскользнулся и сломал ногу. В больнице от нечего делать он занялся проектированием подводной лодки. Проект был революционным. Ну как революционным... Опыт установки на подводные лодки электродвигателя в мире уже был. Но у электрических подлодок был существенный недостаток — небольшая ёмкость аккумуляторных батарей. Холланд решил её за счёт установки на лодку бензинового двигателя для надводного хода, под водой тот же двигатель у изобретателя работал на сжатом воздухе.


Холланд-1 в музее

Построил Холланд свою первую лодку в 1878 году в Нью Йорке, на воду аппарат спустили 22 мая. Длиной лодка была 14 футов, водоизмещением 2,25 тонны, а в движение приводилась бензиновым двигателем Брайтона мощностью в 4 лошадиные силы. Холланд лично испытал лодку, погрузившись на ней на глубину 12 футов и дав 3,5 узла в подводном положении. Американские военные идею не оценили. Зато оценили ирландские фении! «Братство фениев» было боевой организацией, боровшейся за независимость Ирландии. Боровшихся с оружием в руках — само собой, поэтому базировались фении в США и организовывали набеги на Канаду. В общем, они дали Шону Пилибу денег на создание новой лодки, на этот раз — вооружённой!

Лодку Холланд спроектировал по принципу «мины Уайтхеда» — вертикальный и горизонтальный рули располагались крестообразно в корме. Особенностью лодки было то, что принимая балласт, она достигала нулевой плавучести, после чего маневрировала по глубине, используя горизонтальные рули. В движение лодка приводилась тем же двигателем двойного действия конструкции Брайтона, но на этот раз работавшим на керосине и мощностью 15 лошадиных сил.


Как выглядел «Фенианский таран», неизвестно. Но есть фото Холланда-3, который был его уменьшенной копией

Вооружением субмарины, которую американские газетчики окрестили «Фенианский таран», служила пневматическая «динамитная пушка» — модное оружие в конце XIX века (стрелять динамитными снарядами при помощи пороха не получалось — динамит детонировал в стволе). Пушка «Фенианского тарана» имела калибр 9 дюймов и длину 3,4 метра. Носовая крышка орудия закрывалась герметично, после чего орудие заряжалось изнутри стальным снарядом длиной 1,8 метра.

Холланд неоднократно совершал погружения на «Фенианском таране», успешно испытал и пневматическую пушку. Вот только с деньгами у фениев были проблемы и подлодку они просто... украли! Случилось это в ноябре 1883 года. Вскоре фении поняли, что среди них нет никого, кто умеет управлять подлодкой. Обиженный Холланд помогать отказался, так что ирландцы бросили лодку в сарае на реке Милл в Коннектикуте.

Но идея подводной войны витала в воздухе, и у Холланда быстро нашёлся новый инвестор. Им стал лейтенант армии США Эдмунд Залински. Залински и сам был не чужд изобретательству: он изобрёл пневматическую «динамитную пушку» своей конструкции, для использования которой не хватало сущей мелочи — подводной лодки. Её и взялся построить Джон Филип Холланд.


Холланд-4, он же «лодка Залински»

Подлодка «Холланд IV» имела деревянный корпус с железным набором длиной 50 футов и диаметром 8 футов, в движение лодку приводил всё тот же двигатель Брайтона мощностью 4 лошадиные силы. Управлял лодкой пилот, стоявший в центре и смотревший в рубочные иллюминаторы, при помощи вертикальных и горизонтальных рулей в корме, как и на прежней модели.

Применять по назначению «Холланд IV» можно было тремя способами: выстрелом из «динамитной пушки»; подведением под днище корабля-мишени плавучей мины с дистанционным электрическим взрывателем; выстрелом в днище корабля гарпуном с прикреплённым к нему зарядом взрывчатки с дистанционным электрическим взрывателем.

Для строительства подлодки Холланд и Залински основали «Компанию по производству подводных лодок «Наутилус» (Холланд обожал «ХХ тысяч лье под водой»!). Просуществовала компания недолго, но опыт не прошёл даром. В 1893 году изобретатель основывает «Компанию торпедных катеров Холланда». Несмотря на прошлые неудачи, широкое освещение испытаний подлодок в прессе позволило привлечь инвесторов, и у Джона Филипа появились деньги на строительство подлодки «Холланд VI» («Холланд V» — прототип, построенный для демонстрации потенциала подлодок)...


Холланд-6, он же USS Holland (SS-1)

«Холланд VI», спущенный на воду в 1897 году, стал первой подводной лодкой, в которой имелись все элементы, без которых представить себе современную неатомную подлодку невозможно. У неё были балластные цистерны, вертикальные и горизонтальные рули, позволявшие погружаться на глубину до 23 метров, четырёхтактный бензиновый двигатель Отто мощностью 45 лошадиных сил для надводного хода и подзарядки аккумуляторной батареи и электродвигатель мощностью 50 (по другим данным – 75) лошадиных сил для подводного хода, дававшие скорость 8 узлов в надводном положении и 5 узлов — в подводном, перезаряжаемый торпедный аппарат с тремя торпедами и экипаж из 6 человек. Правда, отказаться от «динамитных пушек» в носу и в корме изобретатель так и не смог, кормовую демонтировали впоследствии.

Демонтировали американские военные моряки. Да, Холланду — повезло! Его лодку в 1900 году купил флот США за 150 тысяч долларов (что составило половину от стоимости её производства) и зачислили в состав ВМС как USS Holland (SS-1). Эта подлодка стала первой в его составе, командовать субмариной назначили лейтенанта Гарри Колдуэлла, который, таким образом, стал первым в мире командиром подлодки (со службой у Колдуэлла не сложилось из-за сложных отношений с алкоголем, но впоследствии он стал видным голливудским сценаристом: сценарий к фильму «Бен-Гур» — его рук дело).


Лодки стали размером с крейсер, но строит их всё та же компания...

Незадолго до этого, в 1899 году Холланд со своим финансистом Айзеком Райсом основали новую компанию: «Электрик Бот Компани», впоследствии ставшую «Дженерал Дайнемикс» (там сложнее всё, но не хочу копаться в финансовых деталях). Райс, как человек более опытный в финансах, быстро захватил контроль над компанией, оставив Холланда простым сотрудником в основанной им же фирме. Впрочем, возможно, что это было и к лучшему (для компании): под руководством Райса фирма начала снабжать субмаринами конструкции Холланда весь мир. Первыми подлодку заказали англичане: HMS Holland I вошла в строй в 1901 году, пять подлодок заказала Япония, шесть подлодок ВМС США, и так далее, и так далее, и так далее. Сегодня «Дженерал Дайнемикс» — пятый в мире оборонный подрядчик, занимает 94 место в списке 100 крупнейших компаний США по версии журнала «Форчун», объём продаж по всему миру — 39,4 миллиарда долларов США, штат сотрудников 106 500 человек.

А Холланд... А что Холланд — умер в бедности 12 августа 1914 года. Похоронен на католическом кладбище Гроба Господня в Тотове, Нью-Джерси.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх