Лента новостей

15:24
Межконтинентальную баллистическую ракету Булава официально приняли на вооружение
14:17
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 14 мая, день
13:58
Генерала-кадровика из Минобороны арестовали за взятку и могут посадить на 15 лет
13:57
Рэпер Vacio сбежал в США, не выполнив обещание пойти в армию
13:05
Шведские оборонные предприятия увеличили продажи на четверть
12:54
На французской заморской территории Новая Каледония прошли протесты сепаратистов
12:46
«Тут не Украина Януковича». Глава правящий партии Грузии отказался встречаться с гонцом администрации Байдена
12:45
Путин перезагрузил свою администрацию. Дюмин и Патрушев стали помощниками главы государства
12:27
Во время пожара ремонтируемый теплоход М.В. Ломоносов дал крен
12:10
Украинские спецслужбы готовят новую Бучу? После провала под Харьковом СБУ заявила о российских диверсантах
12:09
Шольц рассказал, как пройдут переговоры по Украине в Швейцарии
12:03
Битва России с Западом, или Консервативный бунт против либеральной повестки
11:59
Путин переутвердил руководство своей администрации
11:33
США отказались ответить за убийство Украиной мирных жителей Белгорода
11:31
Как и с Китаем, Россия и Индия в торговле обходятся без доллара
10:58
Le Monde: коллапс на Украине можно ожидать в любой момент
10:53
Враг подтверждает успехи российских войск на нескольких участках фронта (КАРТА)
10:23
Мадуро обвинил НАТО в построении неонацистского режима на Украине и агрессии против России
09:55
Ядерные учения – понятный Западу аргумент
09:48
Виктория Нуланд пугает Украину возвращением Януковича
09:47
В Харьковской области объявлен план-перехват из-за массового бегства солдат ВСУ
09:36
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 14.05.2024
09:28
Для британских морпехов построят шесть новых десантных кораблей
09:27
Корабли Тихоокеанского флота тренируются защищать пункты базирования
09:16
Ядерные учения - понятный Западу аргумент
09:09
Кадровик Минобороны России взят под стражу
08:51
Бывший главком ВМФ возглавил Военно-морскую академию
08:17
СМИ узнали об уголовном деле против главного кадровика Минобороны РФ
08:16
В Японии создадут центр по внедрению технологий ИИ в военной сфере
03:12
Скоростные катера ССО США серии SEALION
03:11
Фрегат ВМФ Германии Hessen завершил своё участие в операции Aspides
03:00
Доктрина Вулфовица: фундамент современного украинского кризиса
02:33
Холодное оружие из музея
02:25
Потери в войнах на Ближнем Востоке в 1948–1991
01:45
Польские перебежчики в Белоруссии: случайность или тенденция?
00:08
США — сырьевой придаток Китая?
23:32
Десант приступил к штурму Часов Яра (ВИДЕО)
23:02
Правительство Эстонии обсуждает возможность отправки войск на Украину
22:28
Варшава прекратила переговоры с Киевом из-за обвинений главы Минагрополитики Украины в коррупции
21:54
Украинские войска ведут обстрелы республик Донбасса, Курской, и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 13 мая
21:53
ЕС продлил беспошлинную торговлю с Украиной
21:22
Первый в мире полёт с клиновоздушным ракетным двигателем закончился крушением, даже не начавшись
21:21
Учёные синтезировали первую молекулу для сверхэффективного поглощения парниковых газов
21:17
Министр обороны Румынии отказывается передавать Украине Patriot
21:15
Россия выявила главную слабость украинской армии
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Потаённое судно Ефима Никонова: технологии, неудача и полезный опыт

Потаённое судно Ефима Никонова: технологии, неудача и полезный опыт


Потаённое судно Ефима Никонова: технологии, неудача и полезный опыт
Современная реконструкция потаённого судна Е. Никонова в г. Сестрорецк. Фото Wikimedia Commons


Будущей осенью исполняется 300 лет со дня начала испытаний первой российской подводной лодки – «потаённого судна» конструкции плотника Ефима Прокопьевича Никонова. В свое время этот проект не дал реальных результатов и остался в категории технических курьезов. Тем не менее, он занял свое место в истории отечественного судостроения, а также показал принципиальную возможность решения сложных инженерных задач при ограниченных технологических возможностях.



Инициатива снизу


История первой отечественной подлодки началась в 1718 г., когда плотник крестьянского происхождения Е.П. Никонов из подмосковной деревни отправил царю Петру I челобитную с оригинальной идеей. Никонов предлагал построить особое судно, способное двигаться под водой и скрытно наносить урон вражеским кораблям. Более того, он был готов сам взяться за строительство.

Первое письмо осталось без ответа, но в 1719-м Никонов вновь обратился к царю. На этот раз Петр Великий заинтересовался новой идеей и вызвал изобретателя в столицу. После подробного ознакомления с предложением, царь дал добро на его реализацию. При этом он потребовал начать с масштабной модели-демонстратора технологии.

В январе 1720 г. плотника Никонова назначили мастером потаённых судов и отправили на Обер-Сарваерскую верфь в Санкт-Петербурге для выполнения строительства. Была собрана команда судостроителей и выделены необходимые материалы. Разработка и строительство модели подводного судна началась в феврале того же года и завершилась в марте 1721-го.


"Бочкообразный" вариант судна в подводном положении. Графика Wikimedia Commons

Летом на одной из акваторий вблизи столицы провели демонстрационные испытания модели потаённого судна. Изделие показало способность к погружению, всплытию и передвижению. При этом были выявлены некоторые недостатки конструкции. Царь Петр в целом одобрил проект и распорядился начинать строительство полноразмерного судна.

Первая подлодка


Полноценное потаённое судно, управляемое экипажем и пригодное для решения боевых задач, решили строить на Галерном дворе Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Строительство началось в августе 1721 г. и велось тайно. В частности, специально для сборки секретной конструкции возвели своего рода цех. Были выделены необходимые ресурсы – доски, металлическое сырье, полотно и т.д.

Параллельно со строительством судна Е. Никонов и коллеги занимались изготовлением особых костюмов для его экипажа. С определенного времени проект потаённого судна предусматривал возможность выхода моряков за пределы корпуса для проведения атак и диверсий. Для этого им требовалось соответствующее снаряжение.

Строительство опытного потаённого судна заняло чуть больше трех лет. Только в начале осени 1724 г. его разрешили спустить на воду для проведения испытаний. Практически сразу после спуска экипаж под командованием самого мастера Никонова приступил к погружениям. По разным данным, испытания проводились на р. Нева либо на р. Сестра или на оз. Сестрорецкий разлив.

Опытное судно показало способность к погружению и всплытию. Согласно некоторым источникам, успели продемонстрировать и движение под водой. Однако во время одного из первых погружений судно ударилось о дно и получило повреждения. Его удалось вовремя поднять на поверхность и спасти экипаж. Несмотря на аварию, Петр I распорядился провести ремонт и продолжить испытания.


Другой вариант реконструкции облика. Фото Deepstorm.ru

Весной 1725 г. судно повторно спустили на воду, но обнаружилась течь, и перспективы испытаний вновь оказались под вопросом. Кроме того, несколькими неделями ранее ушел из жизни царь Петр, и проект фактически остался без поддержки. Из-за этого новые доработки растянулись на несколько лет. Последняя попытка провести испытания состоялась в 1727 г., и тоже не дала никаких результатов.

В следующем году Адмиралтейство распорядилось остановить работы. За 10 лет не удалось построить не только полноценное работоспособное судно, но и нормальную действующую модель. При этом на проект ушли ценные ресурсы. Дальнейшие усилия в этом направлении посчитали бесполезными. Е. Никонова разжаловали в рядовые плотники и отправили на верфь в Астрахани. На этом его следы теряются. Построенное, но толком не испытанное потаённое судно спрятали в сарае. Там оно стояло несколько лет, пока не сгнило.

Технические загадки


В исторических документах сохранились основные сведения о строительстве и проведенных испытаниях, о затраченных ресурсах и т.д. Однако полноценное описание потаённого судна или его модели, а также их достоверные изображения отсутствуют. По всей видимости, строительство осуществлялось без должной конструкторской документации, а готовое изделие не зарисовали ввиду секретности. Кроме того, чертежи или рисунки, если они и существовали, могли потеряться за прошедшее время.

Впрочем, неоднократно предпринимались попытки восстановить возможный облик судна Никонова. В основе таких реконструкций лежат списки использованных ресурсов, разные моменты и нюансы сохранившихся отчетов и т.д. В ряде музеев имеются макеты подлодки, выполненные по таким реконструкциям.

Для строительства мастеру Никонову выделили значительные количества сосновых досок, металлические полосы, медную проволоку, канаты, холст, смолу и т.д. В дальнейшем, по мере развития проекта, его автор требовал предоставить дополнительные материалы и изделия иного рода. В работах участвовали плотники, а также, по некоторым данным, бондари.


Судно в разрезе. Графика Triptonkosti.ru

Согласно распространенной версии, основанной на информации о привлечении бондарей, корпус потаённого судна был выполнен в виде большой бочки. Его собрали из отдельных досок, стянули металлическими полосами и зафиксировали канатами. Носовую и кормовую оконечности образовывали две круглые крышки. Существует версия о похожей, но более сложной конструкции. Так, основную часть корпуса могли сделали в виде цилиндра, стянутого обручами, а нос имел более сложную «корабельную» форму.

Е. Никонов придумал оригинальную систему балласта. Известно, что главным ее элементом был т.н. водяной ящик. Для приема забортной воды судно использовало устройство в виде нескольких оловянных пластин с большим количеством мелких отверстий. Точная конструкция и принцип действия балластной системы неизвестны. Вероятно, ящик-цистерна имел трубопроводы для подачи воды и выпуска воздуха. При этом пластины с отверстиями ограничивали скорость поступления воды и служили фильтром. Для сброса балласта мог использоваться ручной насос. Продувка современного типа вряд ли была возможной.

В качестве движителя могли использоваться весла, выведенные наружу при помощи гибких герметичных соединений. При этом не приходилось рассчитывать на высокие ходовые характеристики, и выход к цели мог занимать много времени.

По мере разработки и строительства, несколько раз пересматривался состав вооружений потаённого судна и способы решения боевых задач. Сначала Никонов предлагал оснастить судно малогабаритной и малокалиберной артиллерией. Затем он сделал акцент на скрытность и предложил проводить диверсии. В этом случае экипаж судна в особых костюмах через шлюзовую камеру должен был покидать судно и при помощи различных инструментов наносить повреждения надводной части вражеского корабля.

Последний вариант проекта предлагал использовать огнеметно-зажигательное вооружение в виде медных труб с пиротехническим составом. В таком случае потаённое судно могло бы скрытно подходить к кораблю-цели и поджигать его.


Сохранилось самое общее описание водолазного костюма для «боевых пловцов». Основная его часть шилась из юхотной кожи (юфть), а шлем выполнялся в виде деревянного бочонка соответствующего размера с небольшими окулярами. Отверстия заделывались свинцовыми пробками. Также предусматривался балласт в виде свинца или песка на спине.

Доступные технологии


В целом проект потаённого судна Ефима Никонова нельзя назвать однозначным. С одной стороны, это была одна из первых в истории подлодок, способных к передвижению под водой и к решению боевых задач. С другой, судно не справилось с испытаниями – из-за просчетов в конструкции или по иным причинам. Возможно, при более глубокой проработке проекта и дальнейшем совершенствовании конструкции, Никонову или другим отечественным судостроителям удалось бы сделать полноценную боеспособную подлодку.

Впрочем, следует помнить, что потаённое судно создавалось три столетия назад. Тогда подводного судостроения попросту не существовало, и никто не имел необходимых знаний и опыта. Кроме того, имелись известные ограничения в сфере материалов и технологий изготовления. Если учесть все эти факторы, то проект Е.П. Никонова, несмотря на общую неудачу, выглядит более интересным в техническом и историческом отношении.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх