Глава Пентагона Эштон Картер, выступая в Сингапуре на конференции «Шангри-ла диалог», заявил, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе должна быть создана принципиальная система безопасности. По его словам, США рассчитывают, что Россия будет частью новой «архитектуры региональной безопасности» в АТР.
На первый взгляд слова Картера можно воспринимать как конструктивные шаги по выстраиванию системы безопасности в наиболее быстроразвивающемся регионе мира в контексте признания Америкой многополярного мира и роли России в его формировании. Но не все так просто.
Говоря о создании системы безопасности в АТР, Картер в то же время призвал обеспечить защиту от «вызывающих обеспокоенность действий России».
Еще одной целью создания системы безопасности он назвал сдерживание Китая в регионе. В Китае уже отреагировали на слова министра обороны США, сказав, что они сделаны с целью изоляции КНР. Получается, что американские «ястребы» от лица Картера предлагают России защитить АТР от себя же самой и стратегического партнера Китая.
Стратегию Пентагона в АТР и взаимоисключающие предложения Картера, пояснил руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США и Канады Сергей Самуйлов:
«Сразу стоит заметить, что Эштон Картер является классическим «ястребом», он наиболее жестко настроен по отношению к Китаю и России. При этом порой он позволяет себе такие высказывания, которые от Керри, Обамы и других внешнеполитических деятелей мы вряд ли услышим. Но в целом Картер мыслит традиционными категориями.
Сейчас американцы опасаются не столько России, сколько Китая, а вернее стремительного роста его экономической мощи. Китай создает искусственные острова в Южно-Китайском море, где строит взлетно-посадочные полосы для своей авиации. Американцы опасаются появления там со временем военной базы КНР. В дальнейшем, по их мнению, с помощью баз ВМС и ВМФ Пекин намерен проецировать свою военную мощь и создавать ограничения свободе судоходства в нейтральных водах.
Политику сдерживания Китая США начали еще во времена Буша. Хотя и не юридически, но де-факто они признали Индию ядерным государством и даже заключили с Дели ядерную сделку. Часть реакторов Индия поставит под контроль МАГАТЭ, а часть будет работать на ее оборону - американцы с этим согласились. В ответ Индия стала партнером США по сдерживанию Китая.
Администрации Клинтон хотя и воспринимала Поднебесную как партнера, но они все же восстановили отношения с Вьетнамом, страной, где десятилетия назад потерпели унизительное поражение и вообще общались все это время достаточно напряженно. Движение навстречу началось даже несмотря на то, что в этой стране нет демократии и по американским меркам там все плохо с правами человека.
И Япония, куда недавно приезжал Обама, и Австралия, с которой ведутся переговоры о размещении на ее территории стратегических бомбардировщиков B-1, и Южная Корея, где американцы планируют разместить новейшую систему ПРО THAAD – все эти страны вписываются в модель безопасности АТР по-американски. Главная цель политики Вашингтона - окружить Китай со всех сторон государствами, которые будут его сдерживать.
И тот факт, что жестко настроенный по отношению к России министр обороны Картер не оставляет надежд втянуть в политику сдерживания Китая Москву, говорит о том, что в Вашингтоне заинтересованы в охлаждении российско-китайских отношений. И они наверняка будут предпринимать для этого определенные действия».