Штаты всерьез опасаются своей невозможности адекватно ответить основным конкурентам в военной сфере –России и Китаю. А потому из Вашингтона все громче раздаются требования пересмотреть «скудный» оборонный бюджет и срочно начать выпуск новых вооружений, развернуть новые базы, усилить военное присутствие за рубежом.
Чей стон раздается?
Очередной «плач Ярославны» разразился не так давно в Комитете сената по вооруженным силам. Выступая перед сенаторами, главком сухопутных войск США генерал Марк Милли заявил, что в стране немало соединений и воинских частей находятся в низкой стадии боевой готовности.
Боеспособных войск, оснащенных достаточным количеством персонала, исправного оборудования и учебных средств, в разы меньше, чем войск так называемой «консервации», признал генерал. Как итог – армия сегодня не готова к задействованию больших сил, о чем главком откровенно и сообщил членам сенатских слушаний.
Аналогичные признания делают представители американских ВМС, сетующие на отставание от графика обслуживания кораблей, отсутствие запчастей. Генералы ВВС констатируют слабый налет экипажей, который даже у пилотов современных F-22 Raptor сводится зачастую лишь к занятиям на тренажерах. Общая тональность всех этих заявлений очевидна: американские силовики ратуют за пересмотр оборонного бюджета страны, который при нынешнем президенте Бараке Обаме претерпел существенные сокращения, а в перспективе может быть урезан еще больше.
Пеняют штатовские стратеги и на изменившиеся (по их мнению) приоритеты в оборонной политике. В их число теперь входит поддержание баланса на Тихом океане, предотвращение возврата Россией своих позиций в водах Азии, а также недопущение продвижения Китаем военной инфраструктуры в южных морях.
Американский генералитет сетует на недостаточное присутствие звездно-полосатого флага в западной части Тихого океана, в первую очередь в Южно-Китайском море. Чуть ли не угрозой национальной безопасности была объявлена недавняя ситуация, когда США в течение месяца не имели на этом океанском театре нужного количества авианосцев.
«Сами мы не местные»
Эксперты убеждены: заявляя об утрате своего военного потенциала, Америка откровенно лукавит. Согласно последнему исследованию портала Global Firepower Index («Глобальный индекс военной мощи»), который регулярно анализирует состояние военной мощи 126 стран планеты, США в этом рейтинге занимают безоговорочное первое место.
Эксперты GFI оценивают состояние вооруженных сил, сообразуясь с общей численностью населения, экономическим состоянием, а также сравнивают конкретные показатели технической оснащенности армии и флота: количество танков, БМП, САУ, самолетов различных типов, кораблей, в том числе подводных лодок, и прочих вооружений. По большинству этих показателей США оказались лидером.
Сегодня бюджет Пентагона составляет 502,7 миллиарда долларов –сумму, сопоставимую с военными расходами целых континентов! И это еще не рекорд: в 2010 году США потратили на свою армию 713 миллиардов долларов. Столь внушительная оборонная казна тратится, в частности, на обеспечение гигантского военного представительства страны за рубежом.
Только в Европе несут службу до 64 тысяч американских военнослужащих, а виды размещенных здесь вооружений охватывают едва ли не всю номенклатуру – от стрелкового оружия до ядерных боеприпасов. Даже объявляя о сокращении войск в Старом Свете, американцы не спешат покидать насиженные места. Так, большинство из примерно пяти тысяч военнослужащих баз в Соединенном Королевстве, подвергшихся недавнему переформированию, либо перешли в другие гарнизоны на территории страны, либо были переведены в другие государства ЕС.
Более того, признавая сложности с финансами, американцы одновременно заявляют и о готовности расширить свое военное присутствие в ряде регионов. Именно так можно расценивать появившуюся информацию о намерениях США разместить на базе Lakenheath в Великобритании к 2020 году эскадрилью своих F-35. Кроме того, Вашингтон развивает оборонный потенциал на европейском континенте, особенно в странах Восточной Европы и Балтии, размещает здесь свои контингенты, проводит военные учения различной степени интенсивности.
Враг у чужих ворот
Конечно, справедливости ради стоит признать, что оборонный бюджет Америки в последние годы действительно претерпевает коррективы. Более чем 200 миллиардов долларов за пять лет – это, согласитесь, секвестр, причем значительный. Урезанию финансирования подверглись все рода войск и почти все департаменты Пентагона, включая создающее новые виды оружия агентство DARPA.
Именно поэтому и паникуют штатовские генералы. В частности, в опубликованном чуть более года назад отчете Пентагона перечислены основные риски от экономии на обороне, которые могут произойти в ближайшее время. Сокращение численности армии, недопоставки летательных аппаратов, в том числе беспилотников, а также консервация строительства кораблей, как заявляют в Вашингтоне, могут привести к потере контроля США над глобальными морскими и воздушными коммуникациями.
Одновременно с этим в последнее время активно разыгрывается давно битая карта «российской военной угрозы». Активными подпевалами в этой партии выступают стратеги из НАТО. Недавно, к примеру, издание Financial Times выступило с материалом, в котором высокопоставленные генералы сетовали на недостаточный потенциал альянса в возможном противостоянии на восточном направлении.
По их словам, «Россия значительно усилилась в Калининграде, разместила дополнительные военные ресурсы на приграничных территориях, а это означает, что объединенная оперативная группа НАТО будет разгромлена прежде, чем попытается выдвинуться к востоку от Одера». «Слабость Сил быстрого реагирования НАТО диктует необходимость в размещении большего количества войск альянса на восточном фланге», – делается вывод в публикации FT.
Что говорить, версия о так называемой «агрессивной политике Москвы» активно тиражируется даже в предвыборных программах некоторых нынешних кандидатов в американские президенты. Так, по мнению претендентки на президентское кресло Хиллари Клинтон, «Россия стремится перечертить карту Европы», а «агрессию» удалось остановить только благодаря НАТО. Клинтон убеждена в необходимости сохранения НАТО и членства США в этом альянсе, а также в выделении большего финансирования на совместную оборону странами блока.
Правда, другой кандидат в американские лидеры, Дональд Трамп, считает, что США платят за НАТО «завышенную цену». «Остальные члены альянса попросту надувают Вашингтон», – уверен американский миллиардер. Трамп сомневается и в целесообразности НАТО, считая этот блок пережитком прошлого. «Мы все еще смотрим на Советский Союз, которого больше нет, – заявил он во время одной из своих предвыборных встреч. – НАТО создан 60 лет назад и с тех пор не менялся».
Не поддаваться на провокации
Гонка вооружений под прикрытием мнимых угроз – нынешняя тактика целого ряда государств. Так, литовское Министерство финансов недавно заявило о планируемом увеличении финансирования оборонных расходов со 150 миллионов евро до 725 миллионов евро. Основание очевидное – опасность с Востока. О необходимости более активного присутствия сил НАТО в Черном море заявил и президент Турции Тайип Эрдоган. В этом его заявлении также не обошлось без ссылок на некое «противостояние с Россией».
Как считают в российском МИД, «в условиях явной неспособности НАТО вносить существенный вклад в противодействие таким реальным вызовам современности, как терроризм, только раскручивание антироссийской кампании позволяет альянсу добиваться от своих государств-членов увеличения военных расходов и хоть как-то оставаться на плаву».
Как было подчеркнуто в недавнем сообщении нашего внешнеполитического ведомства, «публичные заявления о необходимости купирования рисков для стран – членов НАТО, возникающих, собственно, в результате беспрецедентного наращивания военной активности и инфраструктуры блока в непосредственной близости от российских границ, и вовсе являются верхом цинизма».
При этом нашей стране не следует втягиваться в гонку вооружений, а тем более «кого-то догонять и перегонять». Об этом заявляет президент России Владимир Путин. Идущее в настоящее время планомерное обновление вооруженных сил глава государства связывает с необходимостью «наверстать упущенное в прежние годы, на рубеже 1990–2000 годов, когда вооруженные силы, да и сами предприятия ОПК хронически недофинансировались, урезались программы технического перевооружения и войск, и предприятий оборонки».
«Мы будем идти своим путем, будем работать очень аккуратно, не превышая тех планов по финансированию и перевооружению армии и флота, которые были сверстаны несколько лет назад», – заявил Владимир Путин в ходе недавней встречи с руководящим составом Минобороны России и представителями предприятий ОПК. Добавив при этом, что «Россия сделает все возможное, чтобы сохранить стратегический баланс сил в мире».
Стоит отметить, что за океаном все же звучат сомнения в обоснованности придания нашей стране статуса главной мировой угрозы. Так, по мнению бывшего министра обороны США Уильяма Перри (он занимал этот пост с 1994 по 1997 год), «американские политики неправильно повели себя по отношению к Москве после окончания холодной войны, отнесясь к приоритетам России в области безопасности слишком высокомерно».
«Первый шаг был сделан, когда НАТО начало расширяться, включая в себя восточноевропейские страны, которые граничат с Россией, –замечает Перри. – Вторым стало желание разместить системы ПРО в Восточной Европе, а третьим – поддержка "цветных революций" в Грузии и на Украине». Именно нежелание считаться с мнением России бывший глава Пентагона и называет «корнем всех проблем».
Автор: Дмитрий Сергеев
Фото: U.S. Air Force/U.S. Army/U.S. Navy
Читайте нас: