С 1 июля этого года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» должен приступить к решению задач боевой службы после проведенного на нем планового ремонта. Задачу обеспечить своевременное возвращение корабля в строй поставил в ходе недавнего селекторного совещания с руководящим составом вооруженных сил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу.
При этом, как подчеркнул министр обороны, корабль должен быть готов к испытаниям самолетов и вертолетов, которые будут базироваться на крейсере. Уже известно, что обновленную авиагруппу могут составить в том числе машины, построенные в рамках гособоронзаказа самолетостроительной корпорацией «МиГ».
Сервис для авианосца
Даже легковому автомобилю время от времени требуется техническое обслуживание. Что говорить о корабле водоизмещением в несколько десятков тысяч тонн с огромным количеством систем, агрегатов, с постоянным нахождением в агрессивной морской среде. К тому же нельзя сбрасывать со счетов необходимость обновления выработавшего свой ресурс бортового вооружения, устаревающего радиоэлектронного и навигационного оборудования, общекорабельных систем жизнеобеспечения.
Минувший год стал годом масштабного планового ремонта российского авианосца. В течение трех месяцев, пока корабль находился в сухом доке 82-го судоремонтного завода в Рослякове, были проведены очистка и покраска его корпуса, отремонтированы агрегаты и оборудование электромеханической боевой части, выполнено сервисное обслуживание. Да, для такого исполина, которым является этот крейсер, регулярный плановый сервис необходим.
В августе авианосец покинул док и занял свое место на стоянке у причальной стенки судоремонтного завода в Мурманске. К слову, гигантские размеры корабля сказались даже на такой стандартной процедуре, как вывод из заводского плавдока. У авианесущего крейсера этот процесс занял внушительные 20 часов – без малого сутки! Все это время экипаж находился на своих постах, контролируя спуск на воду, в том числе постоянно оценивая герметичность корпуса. Борьба за живучесть корабля – боевая задача для моряков даже в мирное время.
Разящий «Клинок»
По информации пресс-службы Северного флота, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в течение последних нескольких месяцев уже выполнил ряд плановых задач боевой подготовки, в том числе с выходом на полигоны Баренцева моря. Здесь прошла проверка бортовых радиотехнических систем и оборудования, состоялись облеты корабля самолетами корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота Су-33 и Су-25 с аэродрома Североморск-3. Летчики совершали полеты без посадок на палубу, действуя на различных высотах и дистанциях.
Экипаж крейсера также отработал прием грузов с судов обеспечения, потренировался отражать атаки подводных диверсантов на незащищенном рейде. Ну и самое главное, были выполнены боевые упражнения по поражению морских целей из зенитного ракетного комплекса «Клинок». Этот ЗРК – основное оружие ПВО не только «Кузнецова», но и атомного крейсера «Петр Великий», а также больших противолодочных и сторожевых кораблей.
На авианосце размещены 24 пусковых модуля таких ракет, всего около 200 штук. Их особенность в возможности поражения всех средств воздушного нападения противника – не только противокорабельных или противорадиолокационных ракет, но и управляемых и неуправляемых авиабомб. Вскрывать объекты противника комплекс может в автоматическом режиме на дальности до 45 километров, при этом на мушке оказываются сразу четыре цели.
МиГ для «Адмирала Кузнецова»
В январе этого года «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отметил 25-летие подъема военно-морского флага. Крейсер уникален хотя бы своими габаритами: длина палубы – свыше 300 метров (три футбольных поля), ширина – 75, высота – примерно с 20-этажный дом. Подсчитано, что общая длина внутренних коридоров авианосца превышает 16 километров. Одновременно на такой махине может находиться целая воздушная армада – до полусотни самолетов и вертолетов, а численность экипажа корабля составляет почти две тысячи моряков. Неслучайно одно время должность командира крейсера была адмиральской.
На сегодня это единственный в России корабль, способный нести тяжелые палубные истребители Су-33. А еще это единственный в мире авианосец, с борта которого наши летчики-истребители поднимаются в воздух в заполярных широтах. Кстати, шестеро авиаторов отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота за освоение крейсера были удостоены звания Героя России.
Один из них – генерал-майор Игорь Кожин, ныне возглавляющий морскую авиацию ВМФ России, – недавно сообщил о планах вооружить российский авианосец новыми многофункциональными истребителями МиГ-29К/КУБ. Такой контракт уже реализуется авиастроительной корпорацией «МиГ»: всего морскую авиацию должны пополнить свыше двух десятков самолетов этого типа. Будет сформирован и новый корабельный истребительный авиаполк, который получит на вооружение такие машины.
К слову, на днях стало известно о том, что обновленные МиГи приступили к боевой службе на индийском авианосце «Викрамадитья». Индийские заказчики весьма придирчиво испытывали российские самолеты. К примеру, во время одного из этапов проверки они решили протестировать, под силу ли истребителю совершить посадку на палубу корабля на одном работающем двигателе. МиГ справился с этой задачей блестяще, чем еще раз подтвердил свое реноме одной из лучших машин для палубной авиации.
По меркам современного боя
О том, что обновленный российский авианосец получит новое авиакрыло и новые возможности заявил и начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников. Он подтвердил, что «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» сможет использовать новые истребители МиГ-29К/КУБ, а также другие самолеты.
«По опыту послевоенных лет авианосцы активно применяются в вооруженных конфликтах и локальных войнах различного масштаба, –отмечает доктор военных наук член-корреспондент РАРАН капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков. – Они будут одной из главных компонент группировок противостоящих флотов с началом боевых действий между ними».
По мнению эксперта, в авианосцах отражены наивысшие достижения в области не только кораблестроения, но и авиации. Говоря о возможностях российского крейсера, Константин Сивков подчеркивает, что для него, как и для других типов авианосцев приоритетными станут задачи уничтожения авианосных ударных и многоцелевых групп противника, поражение крупных групп надводных кораблей, борьба с подводными лодками, отражение ударов средств воздушного нападения, а также огневое воздействие на наземные объекты.
При этом, отмечает эксперт, российский авианосец, как показывают расчеты на основе открытых данных, может оперировать своей авиагруппой в течение пяти-шести суток, выполнив за это время до 350 вылетов, в том числе до 150 – самолетами Су-33 и МиГ-29К/КУБ, обеспечив перехват воздушного противника силами 12–14 авиагрупп.
Автор: Дмитрий Сергеев
Читайте нас: