Лента новостей

14:11
Fox News: Трамп прав
13:49
Отважный раздолбай. История самого знаменитого советского подводника
11:43
СБУ, займитесь цирком!
11:41
Насколько важен Путин
11:21
Порошенко показали желтую карточку
11:01
ЛНР: Людей Плотницкого снимут, а многих упрячут за решетку
10:58
Sabah: Почему США не было в Сочи?
10:54
Немецкий путь Украины: От войны до развала
10:50
Yeni Safak: Аванс за С-400 был выплачен в рублях
07:45
Пентагон посадил Армению на ГМО иглу
07:43
Cорвана масштабная операция ВСУ по захвату территорий Донбасса, бойцы ДНР дали отпор врагу
07:42
Пасечник. Штрихи к портрету
07:40
«Сваты» vs «Супермен Грыцько»
07:39
Focus: Миг-31 заткнёт за пояс западных конкурентов
07:32
Моя непроизнесенная речь в Бундестаге
07:30
Оливер Стоун: западные СМИ отказываются писать правду о России и Путине
07:29
Вместо России «Анаконда» почему-то начала душить Украину
07:28
«Кое-какие факты»: Лукашенко готовит информационный удар по Киеву
07:27
Новый глава ЛНР Пасечник еще даст перца Украине
00:10
Cатира на ХХ век. Мастера советской карикатуры. Борис Ефимов
00:01
Плотницкий написал заявление об отставке
00:00
Спасение в золоте: Владимир Путин нашел России защиту от долларового рэкета
00:00
Этот день в истории - 25 Ноября
23:58
Моя непроизнесенная речь в Бундестаге
23:55
Bild: Путин может быть уверен — тезис о милитаризации промышленности в Восточной Европе услышали
23:40
Новая противоракета России: быстрее, выше, мощнее
23:38
«Кое-какие факты»: Лукашенко готовит информационный удар по Киеву
23:37
Новый глава ЛНР Пасечник еще даст перца Украине
23:17
EurasiaNet: США наращивают масштабы военной помощи Грузии
23:14
Донбасс берут за горло из «серых зон»
23:10
Путч в Луганске: плюсы и минусы для Украины
22:08
Смертельный «укус» для авианосца. Чем опасны российские корветы «Каракурт»
22:07
Американцы лишают Россию крупного рынка для вертолетов
22:03
Зеленский критикует СБУ: "От "Сватов" еще ни один человек не повесился!"
22:00
Экипаж аргентинской подлодки «Сан-Хуан» погиб
21:58
Лавров возмутился расположением ПРО США на карте
21:57
Украинская агентура провоцирует беспорядки в Луганске
21:55
Тереза Мэй обратилась к странам СНГ и Европы с резкой речью о России
21:54
Эксперт объяснил, почему европейские бизнесмены наладили торговлю с Крымом в обход санкций
21:53
Сирийская армия под носом у ЦАХАЛ отбила у боевиков ключевую высоту у Голанских высот
21:51
ЧВК Вагнера попросили вернуться на Донбасс, чтобы навести порядок
21:49
Впервые за десятки лет на Севморзаводе заложили тяжелый плавучий кран
21:42
Архив ЦРУ: Гитлер жив
21:33
Ее искали 7 лет, но нашли только сейчас
21:29
От курсанта и до генерала: как дополнительно зарабатывают военнослужащие ВСУ
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 


» » Космический бартер: не продешевит ли Россия?

Космический бартер: не продешевит ли Россия?

Космический бартер: не продешевит ли Россия?Китай хочет получить у нас технологии производства жидкостных ракетных двигателей. 

В космической сфере зреет «бартер века». Китай готов передать России технологии, необходимые для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ) космического применения. В обмен, по информации «Известий», Пекин желает получить технологии создания жидкостных ракетных двигателей. 

Обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей было отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна. 

«Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне», — отметил источник «Известий» в Роскосмосе. 

По его словам, китайцы желают получить у России не просто кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. В обмен они предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах. 

Известно, что Россия — лидер в области жидкостного двигателестроения. Наши двигатели покупают американские компании. А вот что в обмен могут предложить китайцы, насколько равноценным будет этот обмен? 

— Теоретически можно сделать адекватный обмен, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Это зависит от того, сколько своих наиболее передовых технологий китайцы отдадут нам в обмен на технологии производства жидкостных ракетных двигателей. Однако в любом случае этот обмен не может быть произведён быстро, поскольку возникают юридические и прочие сложности. Россия, например, участвует в режиме распространения ракетных технологий. А китайцы — нет. То есть нам, чтобы передавать им эти технологии, необходимо многое согласовывать с теми же США и другими странами. Без согласия других стран, соблюдающих этот режим, такая сделка невозможна. 

Кроме того, у Китая большая часть ЭКБ — это разработки, которые китайцы купили у западных стран. При этом у Поднебесной отсутствует право передачи этих технологий третьим сторонам. Это уже резко ограничивает число технологий, которые мы могли бы получить у китайцев. 

Моя личная точка зрения — России лучше самостоятельно развивать ЭКБ. Если Китай за короткое время сумел совершить рывок в этой сфере, то почему мы не можем? 

— Китайцы отличаются тем, что купленные у нас современные вооружения, они немного модифицируют, после чего производят уже под видом своих. Что мешает им, купив у нас жидкостные ракетные двигатели, сделать свои аналоги? 

— Это крайне сложно. Вот Америке мы даже продали технологии этих двигателей, чтобы они могли развернуть производство у себя. На тот момент в США внутреннее законодательство не позволяло покупать эти двигатели отдельно от технологий. Но я ещё тогда предупреждал, что у них ничего не получится. У американцев совершенно другая материально-техническая база для производства ракетных двигателей, начиная с мелочей, с материалов, резьбы и т. д. Чтобы наладить у себя производство этих двигателей, им пришлось бы потратить очень много средств и усилий. Поэтому американцы предпочли изменить законодательство, и по-прежнему закупают наши жидкостные ракетные двигатели. 

В Китае ситуация иная. У них наша материально-техническая база, которую в своё время мы же им и передали. Здесь вполне возможно наладить производство двигателей РД-181, которые мы продаём американцам. В своё время эти двигатели делались для ракеты «Энергия-Буран». Тогда в создание этого двигателя были вложены очень большие средства. И в итоге получился лучший в мире двигатель этого класса. Его можно улучшить в деталях, но принципиально лучшего создать невозможно. 

Поэтому китайцы стоят перед дилеммой: либо проделать работу, которую Россия в своё время проделала, потратив огромные средства, либо купить технологии, сэкономив и время, и деньги. Да, китайцы могли бы сделать даже многоразовые жидкостные ракетные двигатели, но, повторяю, это стоило бы им очень дорого. Сейчас они пытаются заполучить технологии путём бартера, но я сомневаюсь, что в итоге сделка состоится. Много правовых препятствий. Думаю, что китайцы придут к выводу, что проще — продолжать покупать у России сами двигатели без технологий. 

— Мы заинтересованы в этой сделке, поскольку у нас серьёзное отставание в области именно космической электроники, — считает военный эксперт, экономист, старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин. -Отставание возникло ещё до кризиса на Украине. А теперь усиливается, поскольку мы не можем пока наладить выпуск некоторых элементов, производимых на украинских предприятиях. Поэтому такая форма кооперации с Китаем поможет нам. Тем более что китайцы уже купили, кстати, у той же Украины ещё в 90-е годы часть технологий производства ракетных двигателей. В частности, технологии для производства РД-120. У нас сейчас более совершенные двигатели, но у китайцев всё равно уже что-то есть, что рано или поздно позволит им создать свои двигатели. Собственно, что мы теряем, отдавая эти технологии? Жидкостные ракетные двигатели — это не какой-то товар, который мы могли бы в большом количестве продавать в разные страны. Пожалуй, кроме США и Китая они не нужны никому в мире. 

Можно, конечно, попытаться продолжать продавать в Китай готовые двигатели, но, похоже, китайцы на это не согласятся. Кроме того, обменяв «двигатели» на «электронику», мы таким образом закрываем свою «дыру», так же как китайцы — свою. Надо понимать, что даже если у нас завтра начнут улучшаться отношения с западными странами, где мы покупали элементы ЭКБ, отмена санкций в космической сфере произойдёт в самую последнюю очередь. А проблему нам надо решать сейчас. 

— А сами мы не сможем преодолеть отставание в сфере ЭКБ? 

— Это примерно, как у китайцев с двигателями. Они рано или поздно создадут их и без наших технологий. Так и мы — потратим годы на создание электронной компонентной базы, а тем временем технологии уйдут вперёд. И мы снова окажемся в положении догоняющих. 

— Можно ли считать технологии ЭКБ, разработанные в Китае, передовыми? 

— Они приближены к западному уровню, но тоже отстают в небольшой степени. Однако надо понимать, что даже когда у нас были относительно нормальные отношения с Западом, передовых технологий нам никто не предлагал. Мы покупали только элементную базу. А купив китайские технологии, упрощаем себе задачу — на их основе сделать нечто передовое. 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх