Лента новостей

18:40
Мелкомягкий лжесвидетельствует в Конгрессе США
18:24
Су-57 получит новейшую ракету для ближнего боя
13:32
Новейший АК-308 и робот Игорек стали «бомбами» форума «Армия 2018»
11:46
Жертва американских глобалистов: почему на месте Бутиной мог оказаться каждый
10:34
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря имеет важное значение для грузинской экономики
10:05
Африканский плацдарм России – оружие, уважение и выращенные СССР кадры
10:02
Штурмовики кайзера
09:59
«Шушпанцеры» Украины. Часть 1
09:57
Ту-22М3М: зачем России старый новый бомбардировщик?
09:56
МиГ-41: близится премьера
09:55
Программа СОИ и сиденья для унитазов
09:50
Поставлена ли спустя 100 лет точка в деле о покушении на Ленина?
09:49
"Калашников" сообщил о разработке антропоморфного робота
09:46
Должна ответить за все! Британия будет просить ЕС усилить антироссийские санкции
09:46
Эксперты США: Никакого МиГ-41 у России не появится
09:45
В Киеве: Нам нужен аналог Моссада для похищения Януковича из России
09:45
ЗРПК "Панцирь" научился бороться с "призраками"
09:44
Армия США получала китайскую обувь под маркой "Сделано в США"
09:43
Бой в центре Кабула. Атакован президентский дворец
09:30
Кадры нового сверхтяжелого вертолета для армии РФ попали в Сеть
09:10
В Беларусь бегут политики и простые граждане Украины
09:08
ПВО ослепит противника электромагнитными помехами
09:07
«Искандер» стал морским убийцей
09:06
Взяли на мушку: «Панцирь» научили бороться с «фантомами»
09:05
Главная причина запрета Украиной поездов в Россию
09:03
Спецслужбы США поднялись против Трампа
09:01
Европейским путем. В президенты Украины идет консул-нацист из Германии
08:59
Какими должны быть российские ударные вертолетоносцы
08:58
Правительство может зарубить план развития инфраструктуры России
08:55
NI: Почему Россия так и не стала мощной авианосной державой
08:54
Украинские моторы и американские обиды: не нравится – платите сами
23:18
В Индию с «Триумфом»
21:21
Нищая Литва ставит приоритеты НАТО выше собственных граждан
21:11
Лучшие снайперские винтовки разработали в России: скоро на всех рубежах страны
20:24
Предсмертный вояж Навального
20:21
Для тех, кто не читает мелкий шрифт: как Facebook и производные сливают ваши данные
20:09
Иран обвинил США в подготовке государственного переворота
17:23
Единороссы выступают за федеральную программу переобучения людей предпенсионного возраста
17:22
Неудобная правда о русской деревне
17:21
«Быстрые и мощные»: американцы не смогли скрыть восхищения российскими крейсерами «Орлан»
17:20
Террорист ИГИЛ, похищающий женщин в сексуальное рабство, разгуливает по Германии
17:18
Омелян заявил о 400–летней «оккупации» Россией
17:17
Коварный план Гордона: Если мы лишим россиян домработниц и строителей, им придется самим работать
17:16
За отказ разблокировать телефон для полиции посадят на 10 лет
17:15
Упивающийся Ельцин все время пытался сбежать в США
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » Космический бартер: не продешевит ли Россия?

Космический бартер: не продешевит ли Россия?

Космический бартер: не продешевит ли Россия?Китай хочет получить у нас технологии производства жидкостных ракетных двигателей. 

В космической сфере зреет «бартер века». Китай готов передать России технологии, необходимые для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ) космического применения. В обмен, по информации «Известий», Пекин желает получить технологии создания жидкостных ракетных двигателей. 

Обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей было отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна. 

«Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне», — отметил источник «Известий» в Роскосмосе. 

По его словам, китайцы желают получить у России не просто кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. В обмен они предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах. 

Известно, что Россия — лидер в области жидкостного двигателестроения. Наши двигатели покупают американские компании. А вот что в обмен могут предложить китайцы, насколько равноценным будет этот обмен? 

— Теоретически можно сделать адекватный обмен, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Это зависит от того, сколько своих наиболее передовых технологий китайцы отдадут нам в обмен на технологии производства жидкостных ракетных двигателей. Однако в любом случае этот обмен не может быть произведён быстро, поскольку возникают юридические и прочие сложности. Россия, например, участвует в режиме распространения ракетных технологий. А китайцы — нет. То есть нам, чтобы передавать им эти технологии, необходимо многое согласовывать с теми же США и другими странами. Без согласия других стран, соблюдающих этот режим, такая сделка невозможна. 

Кроме того, у Китая большая часть ЭКБ — это разработки, которые китайцы купили у западных стран. При этом у Поднебесной отсутствует право передачи этих технологий третьим сторонам. Это уже резко ограничивает число технологий, которые мы могли бы получить у китайцев. 

Моя личная точка зрения — России лучше самостоятельно развивать ЭКБ. Если Китай за короткое время сумел совершить рывок в этой сфере, то почему мы не можем? 

— Китайцы отличаются тем, что купленные у нас современные вооружения, они немного модифицируют, после чего производят уже под видом своих. Что мешает им, купив у нас жидкостные ракетные двигатели, сделать свои аналоги? 

— Это крайне сложно. Вот Америке мы даже продали технологии этих двигателей, чтобы они могли развернуть производство у себя. На тот момент в США внутреннее законодательство не позволяло покупать эти двигатели отдельно от технологий. Но я ещё тогда предупреждал, что у них ничего не получится. У американцев совершенно другая материально-техническая база для производства ракетных двигателей, начиная с мелочей, с материалов, резьбы и т. д. Чтобы наладить у себя производство этих двигателей, им пришлось бы потратить очень много средств и усилий. Поэтому американцы предпочли изменить законодательство, и по-прежнему закупают наши жидкостные ракетные двигатели. 

В Китае ситуация иная. У них наша материально-техническая база, которую в своё время мы же им и передали. Здесь вполне возможно наладить производство двигателей РД-181, которые мы продаём американцам. В своё время эти двигатели делались для ракеты «Энергия-Буран». Тогда в создание этого двигателя были вложены очень большие средства. И в итоге получился лучший в мире двигатель этого класса. Его можно улучшить в деталях, но принципиально лучшего создать невозможно. 

Поэтому китайцы стоят перед дилеммой: либо проделать работу, которую Россия в своё время проделала, потратив огромные средства, либо купить технологии, сэкономив и время, и деньги. Да, китайцы могли бы сделать даже многоразовые жидкостные ракетные двигатели, но, повторяю, это стоило бы им очень дорого. Сейчас они пытаются заполучить технологии путём бартера, но я сомневаюсь, что в итоге сделка состоится. Много правовых препятствий. Думаю, что китайцы придут к выводу, что проще — продолжать покупать у России сами двигатели без технологий. 

— Мы заинтересованы в этой сделке, поскольку у нас серьёзное отставание в области именно космической электроники, — считает военный эксперт, экономист, старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин. -Отставание возникло ещё до кризиса на Украине. А теперь усиливается, поскольку мы не можем пока наладить выпуск некоторых элементов, производимых на украинских предприятиях. Поэтому такая форма кооперации с Китаем поможет нам. Тем более что китайцы уже купили, кстати, у той же Украины ещё в 90-е годы часть технологий производства ракетных двигателей. В частности, технологии для производства РД-120. У нас сейчас более совершенные двигатели, но у китайцев всё равно уже что-то есть, что рано или поздно позволит им создать свои двигатели. Собственно, что мы теряем, отдавая эти технологии? Жидкостные ракетные двигатели — это не какой-то товар, который мы могли бы в большом количестве продавать в разные страны. Пожалуй, кроме США и Китая они не нужны никому в мире. 

Можно, конечно, попытаться продолжать продавать в Китай готовые двигатели, но, похоже, китайцы на это не согласятся. Кроме того, обменяв «двигатели» на «электронику», мы таким образом закрываем свою «дыру», так же как китайцы — свою. Надо понимать, что даже если у нас завтра начнут улучшаться отношения с западными странами, где мы покупали элементы ЭКБ, отмена санкций в космической сфере произойдёт в самую последнюю очередь. А проблему нам надо решать сейчас. 

— А сами мы не сможем преодолеть отставание в сфере ЭКБ? 

— Это примерно, как у китайцев с двигателями. Они рано или поздно создадут их и без наших технологий. Так и мы — потратим годы на создание электронной компонентной базы, а тем временем технологии уйдут вперёд. И мы снова окажемся в положении догоняющих. 

— Можно ли считать технологии ЭКБ, разработанные в Китае, передовыми? 

— Они приближены к западному уровню, но тоже отстают в небольшой степени. Однако надо понимать, что даже когда у нас были относительно нормальные отношения с Западом, передовых технологий нам никто не предлагал. Мы покупали только элементную базу. А купив китайские технологии, упрощаем себе задачу — на их основе сделать нечто передовое. 







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Космический бартер: не продешевит ли Россия?"


Напишите ваш комментарий к статье "Космический бартер: не продешевит ли Россия?"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх