Как сообщают зарубежные СМИ, ВСУ могут получить бронетехнику западного производства, включая французские колесные танки AMX-10 RC и американские БМП Bradley. Сам же киевский режим настаивает на передаче ему более тяжелых машин - танков M1 Abrams, Leopard 2 и Leclerc. Какая бронетехника реально нужна и в каких количествах в зоне проведения СВО?
Танки, да не те
Информация о том, что Париж может передать Киеву колесные танки AMX-10 RC, у некоторых российских военных экспертов вызвала иронию. Дескать, эти легкобронированные боевые машины будут без проблем выбиты нашей артиллерией. Реальное же опасение у них вызывают только американские, немецкие и французские основные боевые танки, которые постоянно выпрашивает и в итоге, скорее всего, выпросит Украина. Однако отношение к потенциалу колесной бронетехники, оснащенной танковым орудием, представляется не вполне адекватным. Что же показала специальная военная операция?
Она показала, что время мощных танковых клиньев образца Великой Отечественной войны уже безвозвратно прошло. Причина проста и банальна: противник в избытке имеет весьма эффективные ПТУРы, которые позволяют подбивать даже вполне современные танки обычной пехоте. Нет, основным боевым танкам по-прежнему есть место на поле боя, но именно в качестве мобильной огневой точки. В реалиях СВО танки применяются, как правило, следующим образом: выехал на позицию, произвел 1-2 выстрела и быстро обратно в укрытие. В противном случае есть большая вероятность получить удар противотанковой ракетой, пущенной из ПТРК «Корнет», «Фагот» или «Джавелин» либо с ударного БПЛА типа «Байрактара».
Это означает, что от танка сейчас требуются прежде всего высокая мобильность и большая огневая мощь. Кроме того, есть и иные доводы в пользу именно колесной бронетехники.
Во-первых, гусеничная
Во-вторых, наличие танковой башни и соответствующего орудия делает колесный танк более мощной огневой точкой, если сравнивать его с БТР или даже БМП. Недаром их позиционируют в качестве «истребителей танков».
В-третьих, колесная техника проще в производстве и дешевле в последующем обслуживании, потребляя в 2-3 раза меньше топлива и ГСМ, чем основной боевой танк. В условиях, когда отечественная оборонная промышленность оказалась втянутой в войну на истощение со всем коллективным Западом, это не самое дурное решение.
Надо понимать, что колесные танки сами по себе не являются каким-то там «вундерваффе», способным переломить ход войны на территории Украины в пользу России. У них есть свои недостатки, в частности довольно слабое бронирование. Однако мировой опыт показывает, что подобная техника является весьма востребованной.
На колесах
Признанным лидером в области разработки и производства колесных танков сегодня является Франция, которая использует ее в своих бывших колониях против различных «повстанцев». Причины такого выбора вполне очевидны: относительная дешевизна производства при активном использовании автомобильных компонентов, отсутствие хороших дорог в местах проведения карательных операций, высокая мобильность перемещения колесных танков, недорогое постпродажное обслуживание, простота и быстрота обучения экипажей. Калибр башенных орудий рос непрерывно, пока не сравнялся с основными боевыми танками.
Французские колесные танки АМХ-10RC, которые будут переданы Украине, созданы на колесной формуле 6х6 и позиционируются как разведывательные бронеавтомобили. 300-сильный турбодизель позволяет им разгоняться на шоссе до 85 км/ч, скорость на плаву составляет 7 км/ч, запас хода – 800 километров. Корпус выдерживает попадание бронебойными 14,5-мм пулями, а передняя часть и лоб башни – 25-мм снарядами. Гидропневматическая подвеска позволяет менять клиренс и прятаться за складками местности, чтобы бить из засады 105-мм пушкой, а потом быстро уехать. В общем, это достаточно серьезная боевая техника, к которой не стоит относиться легкомысленно. С учетом явного превосходства противника в разведке АМХ-10RC могут наделать дел. На замену им, уже снятым с производства, Париж планирует поставить на вооружение более современные колесные танки EBRC Jaguar и VBMR Griffon.
Свой колесный танк есть и в Италии. B1 Centauro создан на шасси колесной БМП Freccia с модернизированной подвеской и также оснащен 105-мм пушкой. Его более современная модификация Centauro II получила новую башню со 120-мм орудием и турбодизель мощностью 720 л. с. Любопытно, что при министре обороны РФ Сердюкове на полном серьезе рассматривалась возможность начала производства в России по лицензии устаревшего B1 Centauro («Кентавра»).
Китайский колесный танк ZTL-11 разработан на базе бронетранспортера ZBL-08. Машина оснащена 440-сильным турбодизелем, который позволяет ей развивать скорость до 100 км/ч при максимальной дальности хода до 800 километров. Установка танковой башни со 105-мм пушкой увеличила массу бронемашины с 15 до 23 тонн, однако значительно усилила ее. Подкалиберный снаряд, выпущенный с дальности 1500 метров, способен пробить до 800 мм брони, а запускаемая через ствол пушки управляемая ракета GP105 может поражать танки и другую бронетехнику на дальности до 5000 метров. ZTL-11 может как поддерживать свою пехоту, так и служить настоящим «истребителем танков» противника.
Свой колесный танк Type 16 есть и у Японии, однако он оказался неожиданно дорогим – 6,5 миллиона долларов за штуку, что сделало его малопривлекательным для заказчиков. У США имеется M1128 Stryker, построенный на базе бронетранспортера Stryker, с необитаемой башней со 105-мм пушкой и автоматом заряжания. Однако адекватных задач для него у Пентагона не нашлось, потому, вероятно, мы также увидим эти бронемашины на Украине.
Что у нас?
Идея об отечественном колесном танке возникла еще в СССР, когда всерьез рассматривались задачи по стремительному прорыву бронетехники вглубь территории стран НАТО.
На шасси БТР-70 был разработан экспериментальный советский колесный танк 2С14 «ЖАЛО-C» с противотанковой 85-мм пушкой 2А62. Два дизеля мощностью 240 л. с. позволяли развить скорость до 80 км/ч, а на воде – до 10 км/ч. Броня защищала экипаж из 4 человек от стрелкового вооружения и осколков. К сожалению, эта боевая машина так и не была принята на вооружение. В молодой Российской Федерации также велись работы над своим колесным танком 2С28 «Спрут-К» на базе перспективного БТР-90. По некоторым оценкам, будь проект доведен до реального производства, мы получили бы лучшую бронемашину в классе. Однако сам БТР-90, несмотря на все его ТТХ, так и не пошел в серию.
Сегодня последней надеждой Минобороны РФ обзавестись своим колесным танком является проект «Бумеранг» (ВПК-7829). Он разработан на платформе средней массы в 24 тонны с колесной формулой 8х8 и уровнем защиты БМП-MRAP. Его броня будет модульной, состоящей из съемных бронекерамических плит, решеток для борьбы с кумулятивными снарядами и динамической защиты, что позволит выдержать попадание противотанковой гранаты или ракеты, выпущенной из переносного комплекса с любого ракурса, а также обеспечивать защиту от снарядов малокалиберной артиллерии, выпущенных в лобовую броню, и крупнокалиберных пулеметов – в бортовую. Орудие может быть либо 125-мм от танка «Армата», либо 2А75 от 2С25 «Спрут-СД». Это позволит сделать «Бумеранг» равным по огневой мощи танку Т-90А. Скорость передвижения по шоссе составит около 100 км/час, на плаву – 12 км/час, запас хода по шоссе – 800 км.
Опыт СВО показывает, что главной защитой для боевой техники является не столько броня, сколько ее мобильность, помноженная на эффективную разведку и целеуказание. Разок выстрелил – быстро уехал, таковы реалии спецоперации. Потери основных боевых танков можно частично компенсировать за счет массового производства более дешевых колесных, оснащенных мощным танковым орудием. Кроме того, колесная техника может использоваться впоследствии при широкомасштабных наступлениях, когда необходимо будет стремительно перемещаться вглубь территории противника.
Разумеется, никто не предлагает полностью отказываться от основных боевых танков в пользу эрзацев. Речь идет о по возможности быстром заполнении определенной ниши, которая оказалась весьма востребованной.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: