Хорошая традиция
Крещение огнем – давняя традиция оружейников всех мастей. Рассказывать о достоинствах техники на выставках и демонстрировать машину «в статике» тоже нужно, но, интерпретируя известную пословицу, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Добрую традицию проверять оружие боем инженеры КБ Камова испытывали в свое время на Ка-50.
Подполковник ВВС России в отставке Юрий Федоров в интервью «Звезде» рассказал, как испытывали уникальный «летающий танк»: «Сложность в эксплуатации Ка-50 была двойная, если не сказать тройная: летчику приходилось одновременно пилотировать машину, обнаруживать на фоне сложного ландшафта цели и обеспечивать качественное применение бортового вооружения. Хорошую службу сослужила оптико-обзорная система с хорошей стабилизацией: сложная электроника позволяла фиксировать захваченную цель, что называется, намертво, и попадание противотанковой ракеты в здание или технику приходилось буквально сантиметр в сантиметр».
Из боевого применения Ка-50 был вынесен колоссальный урок: подтвердились высокая живучесть машины, высокая тяговооруженность и скороподъемность, прежде недоступная для вертолетов, защищенность и способность эффективно применять бортовое высокоточное вооружение. Огромная нагрузка на единственного летчика и оператора вооружения в одном лице также была учтена при разработке перспективного боевого вертолета Ка-52.
Воин пустыни
Однако существенная разница между применением «Черной акулы» и «Аллигатора» все же есть. Специалисты отмечают, что одноместный «летающий танк» хоть и эксплуатировался в сложных условиях при серьезном огневом противодействии со стороны противника, но «внешнее воздействие» на вертолет осуществлялось в основном с помощью стрелкового и реже артиллерийского вооружения боевиков. В случае с Ка-52 дело обстоит несколько сложнее.
Боевики ИГИЛ щедро финансируются из-за рубежа и располагают серьезным вооружением. Еще до того как российские ВКС перебросили авиацию в Сирию и стали осуществлять поддержку наступающих войск Башара Асада, на многочисленных видеороликах в Интернете сирийские боевики охотно демонстрировали стрельбу по авиации САР – самолетам и вертолетам – из ПЗРК. Боевики явно стали более изощренными, стараются не раскрывать своего местоположения плотным огнем и все чаще используют укрытия.
Вертолет, не оснащенный современными средствами защиты, в такой обстановке подвержен серьезному риску. Однако быстро меняющийся характер боевых действий разработчиками Ка-52 был учтен – на борту, помимо традиционного вооружения, появились и специальные радиоэлектронные комплексы.
Живучестью в «насыщенном» ПЗРК районе Ка-52 обязан бортовому комплексу обороны «Президент-С», с помощью которого вертолет научился отклонять не только одиночные пуски ракет, но и противодействовать залповой стрельбе из ПЗРК. Эксперты отмечают, что за возможность обнаруживать пуски ракет в комплексе отвечает целая россыпь датчиков, непрерывно сканирующих окружающую обстановку.
«Нужно отметить, что датчики системы уже сейчас имеют высокий уровень противодействия, но и это, скорее всего, не окончательный вариант», – указал в интервью «Звезде» военный эксперт Алексей Леонков. Эксперт пояснил, что существует возможность модернизировать не только системы в целом, но и отдельно взятые элементы.
«Датчики следующего, третьего поколения будут обладать куда большими возможностями: скорее всего, существенно расширится диапазон работы и улучшится "обзорность". Фактически у вертолета появится фасеточное зрение, как у стрекозы», – добавил эксперт.
К оружию!
Одним из самых обсуждаемых после опубликованных видео боевой работы вертолета Ка-52 стал вопрос применения ракетного вооружения без использования скорострельной 30-миллиметровой пушки 2А42, расположенной по правому борту вертолета. Если обратить внимание на собрата Ка-52 ударный вертолет Ми-28, который, помимо Сирии, активно используется в Ираке для борьбы с теми же боевиками ИГИЛ, то можно заметить, что скорострельная пушка 2А42 с селективным питанием активно используется и «без работы не сидит».
По словам экспертов, разница в применении вооружения у двух вертолетов обсусловлена концепциями, исходя из которых ударные машины создавались.
«Несмотря на то что пушка у Ка-52 также имеется, она все-таки является вспомогательным вооружением. Основная ударная сила Ка-52 – это ракеты. Противотанковые, управляемые и неуправляемые, применять которые с помощью новейшей оптико-локационной системы можно с высочайшей точностью», – подчеркнул Леонков.
К тому же, как объясняют летчики (как в отставке, так и строевые), в случае с Ка-52 у противника все неожиданнее будут случаться неприятные встречи с осколочно-фугасными и кумулятивными ракетами. Опытные летчики, не один десяток раз применявшие авиационное вооружение на учениях, отмечают, что камовцы, равно как и их авиационные коллеги, создавшие Ми-28, сделали правильный выбор и обеспечили летающему танку максимальное удаление от места боевой работы: в среднем дальность пуска противотанковых ракет российскими вертолетами по боевикам ИГИЛ составляет четыре-пять километров.
Скорее всего, большую работу над Ка-52 по итогам сирийской операции проведут и в области тактики применения бортового вооружения.
«Благодаря соосной схеме вертолет обладает высокой маневренностью на поле боя. Фактически может на месте развернуться и за долю секунды перенаправить все свое вооружение в любую сторону. Это обеспечивает Ка-52 максимально возможную эффективность, которой нет у других боевых вертолетов», – отметил военный эксперт Михаил Ходаренок.
Специалист считает, что применять слово «уникальный» в случае с вертолетом Ка-52 вполне уместно. Чего только стоит возможность стрелять противотанковыми ракетами залпом – в этом случае «Вихри», вырвавшись из пусковых контейнеров, превращаются в настоящую систему группового противотанкового огня, обрушиваясь на противника практически одновременно.
Информация о состоянии БРЭО и всей радиоэлектронной архитектуры в целом также практически после каждого боевого вылета тщательно изучается, а новое программное обеспечение, с помощью которого можно скорректировать те или иные особенности вертолета, благодаря удобному доступу можно загрузить, пока авиационные техники обслуживают вертолет. И все это без какого-либо демонтажа бортового оборудования.
Смело можно утверждать, что охота «Аллигатора» на боевиков ИГИЛ серьезно повлияет на оснащение и поведение Ка-52 в будущем. Точно так же, как и в случае с предшественником, вертолетом Ка-50, полученные данные лягут в основу новых конструктивных решений, программного обеспечения, методичек для летного состава и пошаговых инструкций о том, как максимально эффективно заставить «Аллигатора» «употреблять в пищу противника на завтрак, обед и ужин».
Читайте нас: