Технологии «стелс», похоже, заходят в тупик: недавно американский военный корреспондент, колумнист Reuters Дэвид Акс выступил со статьей, в которой заявил: «Столкнувшись с серьезными техническими и экономическими трудностями, Россия драматическим образом урезала программу создания первого стелс-истребителя, отложив закупку большой партии перспективных авиакомплексов фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50».
По мнению Дэвида Акса, «Кремль молчаливо признал истину, которую американские военные узнали десятилетия назад и с которой китайским вооруженным силам еще придется столкнуться в ближайшее время, –создание стелс-истребителя является сложной задачей». Одновременно журналист Reuters констатирует: «Но, к счастью российской авиации и к сожалению Вашингтона, у Москвы есть запасной план». Так что же это за план? И почему на самом деле российские военные не спешат с закупками Т-50?
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала следует более подробно рассмотреть тему стелс-технологий.
Принцип действия технологии «стелс»
Какие базовые принципы лежат в основе технологии «стелс» (от англ. Stealth – втихомолку, украдкой)? Чтобы это понять, нужно для начала разобраться в принципах работы радара. Радар, или радиолокационная станция (РЛС), – это средство, которое позволяет оценить приблизительное месторасположение объекта в пространстве. Принцип действия РЛС основан на том, что отправленный с нее радиосигнал хорошо отражается от металлических поверхностей, например от корпуса самолета.
Фюзеляжи летательных аппаратов обычно округлой аэродинамической формы, поэтому радиосигнал отражается от них во все стороны, в том числе и в сторону радара. Радар принимает сигнал, и по времени, которое радиоволнам было необходимо для того, чтобы проделать путь от РЛС до самолета, определяется расстояние. Сочетая эту информацию с направлением, откуда принят сигнал, радиолокатор определяет местоположение объекта. А современные радары, к примеру, такие как российские «Ирбис» или «Жук», могут еще сортировать цели по размеру и типу: «вертолет», «крылатая ракета», «истребитель»...
Чем лучше объект отражает радиоволны, тем на большем расстоянии его можно засечь. Это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР) –способностью объекта рассеивать электромагнитную волну. Так, например, ЭПР бомбардировщика B-52 – это 100 квадратных метров, обычного истребителя – 3–12 квадратных метров, а самолета-невидимки, выполненного по технологии «стелс», – всего 0,3–0,4 квадратных метра.
Технология «стелс» основывается на двух приемах: во-первых, максимальном поглощении радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, на отражении радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не могли вернуться назад к РЛС. Этот эффект достигается с помощью специального покрытия и специфической формы корпуса самолета: фюзеляж выполняется не округлой, а угловатой формы, с прямыми поверхностями и острыми углами.
История создания самолетов-невидимок
История технологий «стелс» началась в 1966 году, когда специалист по радарам, работавший на заводе Lockheed, читая популярный советский научно-технический журнал, наткнулся в нем на статью физика Петра Уфимцева. В ней говорилось, что летательные аппараты типа «крыло», сделанные из особых материалов, определенным образом граненные и окрашенные, могут быть практически невидимы для радаров.
Статья заинтересовала американских военных, тем более что в Пентагоне тогда работали над программами создания самолетов нового поколения – высотного разведчика и перехватчика, которые должны были стать недосягаемыми для средств обнаружения и поражения противника. В США решили проверить версию советского физика и попытались построить такой летательный аппарат – благо деньги на это в бюджете были.
В результате к середине 1970-х годов ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик SR-71 необычной аэродинамической формы, со специальной окраской, снижавшей радиолокационную видимость. Оценив проект как успешный, американцы двинулись дальше, приступив к разработке новых типов самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Этот проект получил название «Cтелс». (Кстати, сам Уфимцев через некоторое время эмигрировал в Штаты, где лично занялся продвижением этой технологии).
В 1975 году в США была построена полномасштабная модель прототипа самолета-невидимки F-117A Have Blue. Зимой 1977 года он впервые взлетел, после чего командование ВВС США заказало сразу 24 истребителя F-117A, первый из которых был построен в июне 1981 года, а в 1983 году принят на вооружение. Затем командование ВВС США заказало фирме Northrop новый стратегический бомбардировщик, выполненный с применением технологии «стелc», который в ноябре 1988 года разработчики презентовали специалистам и представителям прессы.
Самолет, похожий то ли на летучую мышь, то ли на инопланетный корабль, получил обозначение В-2 Spirit. Обе модификации новеньких американских «стелсов» – истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик В-2 – получили первое боевое крещение в 1991 году во время войны в Ираке.
Их применение вызвало фурор в мире. На какое-то время F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем Coca-Сola, а для военных всех стран оказался зримой демонстрацией недосягаемого превосходства американского оборонного комплекса и современных способов ведения войн.
По окончании операции «Буря в пустыне» заместитель командующего ВВС США Джон Уэлч заявил: «Технология "стелс" вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом. Если вы можете добиться эффекта неожиданности, вы получите большое преимущество».
Действительно, в течение шести недель непрерывных ночных бомбардировок Багдада самолетами-невидимками было достигнуто серьезное военное превосходство над противником. Эти, как их называли, «черные призраки» свободно влетали в небо одного из наиболее охраняемых воздушных пространств мира и, сбросив боезапас, безнаказанно возвращались обратно абсолютно невредимыми.
Отношение к стелс-технологиям в России
На первый взгляд может показаться странным: почему, если технологии «стелс» были давно известны в России и даже имеют российские корни, в нашей стране не попытались, как это часто бывало, догнать и перегнать американцев? Неужели дело только в том, что аппараты, выполненные с применением этой технологии, были слишком дороги, а потому неподъемны для военного бюджета нашей страны? Так, известно, что бомбардировщик B-2 Spirit стоимостью 1,157 миллиарда долларов стал самым дорогим самолетом в истории мировой авиации.
Однако дело, как оказывается, тут не только в стоимости разработок. Да, цена вопроса, безусловно, имеет значение. Но как утверждают военные специалисты, не решающее. В свое время генконструктор НПО «Люлька-Сатурн» Виктор Чепкин рассказывал, что эта технология была давно и хорошо известна советским конструкторам. Он говорил:
– Вместе с разными институтами мы тщательно анализировали, что такое «стелс» и вообще технология невидимости, как она реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное применение «стелсовской» технологии – «стелс» ради «стелса» – чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов. Чисто «стелсовские самолеты можно применять только в очень узком боевом диапазоне для специфических целей. А технология при этом очень дорогая.
Оказывается, еще в советские времена как минимум в двух КБ были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов, после чего авторитетные комиссии пришли к выводам, которые были сделаны не в пользу «невидимых» технологий. В первую очередь потому, что самолет-невидимка из-за своей формы обладал малой скоростью и маневренностью и был плохо приспособлен к боевому маневру.
Военные увидели, что в результате применения этой технологии получается самолет с весьма неважными боевыми характеристиками. Он не способен нести много оружия, так как все оно спрятано исключительно в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и, наконец, вынужден с большой осторожностью применять радар, а то и вовсе от него отказаться, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет так же, как луч фонарика выдает крадущегося в темноте грабителя.
Кроме того, самолет не такой уж и невидимый, как об этом говорят. Его можно обнаружить высокочастотными радарами. А при открытии бомболюков и в некоторых других режимах полета он виден и обычными радарами, а значит, после «засечки» может быть легко сбит. Об этом быстро догадались сербские специалисты ПВО во время балканской войны.
Широкую известность получил инцидент, когда 27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным зенитно-ракетным комплексом Р-125 «Печора». Первая ракета 5В27Д, изготовленная еще в 1976 году на Кировском заводе имени XX партсъезда, оторвала американскому истребителю крыло, а вторая попала в фюзеляж. Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.
Чуть позже командир расчета Р-125 югославских войск ПВО Драган Матич рассказал подробней, как все происходило:
– Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире: источник помех двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала,что к нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее, сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к поражению. Через 17 секунд после команды «Огонь!» самолет был сбит нашими ракетами.
Уничтоженный F-117 американцы еще долгое время называли «пропавшим», а потом попросили вернуть. Сербы, естественно, отказались. Сейчас кабина «стелса» украшает музей авиации в Белграде. По некоторым данным, сербские ракетчики подбили также F-16 и бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих аэродромов, поэтому доказательств их поражения нет.
Но все же война в Югославии, где суперсовременные самолеты-невидимки НАТО были поражены старыми, еще советскими комплексами ПВО, сильно подпортила имидж хваленых американских «стелсов». А к сегодняшнему дню практически уже ни у кого не осталось сомнений, что самолеты типа дорогостоящей невидимки F-35 давно не являются трудной целью для обнаружения ни для китайских, ни для российских современных радаров.
Разница в подходах к «стелс»
Так какой же из этого можно сделать вывод? Неужели пора отказаться от применения технологий «стелс»? Ни в коем случае. Отказаться от технологий малозаметности было бы просто глупо. Они успешно применяются, к примеру, в ракетостроении. На флоте эти методы маскировки уже более 30 лет являются спасительными для стратегических и многоцелевых подводных лодок. Сухопутные войска также давно используют подобные технологии для уменьшения инфракрасного излучения от танков и другой техники.
А в авиации ряд технологий «стелс» включены в конструкцию последних советских истребителей – МиГ-29 и МиГ-27. Новые российские самолеты Су-34, МиГ-35, Су-35С также обладают пониженной заметностью.
Самолеты пятого поколения – тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА – также разрабатываются как самолеты-невидимки.
Однако в американском и российском подходах к технологиям «стелс» при создании авиатехники все же имеются некоторые отличия. Основное из них в том, что американцы отказались от сверхманевренности в пользу малозаметности. По мнению же отечественных специалистов, сверхманевренность в военной авиации в последнее время снова приобретает все более важное значение. Этому способствует не только развитие радиолокации и появление новых высокочастотных радаров, но и постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения. Ведь при встрече двух малозаметных истребителей тактика ведения боя будет возвращаться к прошлому, когда сверхманевренность снова может играть важную, а может, и решающую роль.
Кроме того, борьба за господство в воздухе давно уже переместилась в область радиоэлектроники. В наши дни воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии в сотни километров. Но при этом по-прежнему действует старое правило боя, то самое, о котором по окончании операции «Буря в пустыне» вспоминал заместитель командующего ВВС США Джон Уэлч: эффект неожиданности дает большое преимущество.
Однако теперь этого эффекта, считают специалисты, можно добиться куда более простыми и дешевыми способами, нежели исключительно с помощью стелс-технологий. Именно это имел в виду американский военный корреспондент Reuters Дэвид Акс, когда говорил о так называемом «запасном плане Москвы». По его словам, «вместо того чтобы делать ставку на новый стелс-самолет, российское правительство закупает сильно модернизированные версии старых истребителей, что в свое время в США посчитали слишком расточительным. Это и поможет России отстоять свое преимущество в воздухе».
Что касается преимущества в воздухе, посыл, надо полагать, верный. А вот насчет расточительности планов Кремля, то здесь Дэвид Акс, похоже, сильно ошибается, так как решение, реализуемое сейчас российским военным ведомством, в сотни раз экономичней того пути, по которому в свое время пошли американцы, сделав основную ставку в авиастроении на технологии «стелс».
Суть российской альтернативы состоит в следующем: бурное развитие средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы, происходящее в последние годы, во многом нивелировало преимущества самолетов-невидимок, построенных с использованием стелс-технологий. Чувствительность современных радаров с активными фазированными антенными решетками намного выше, чем РЛС предшествующего поколения, и они способны уже гораздо лучше и дальше видеть стелс-самолеты, а потому невидимками их теперь можно назвать лишь условно.
Кроме того, очень серьезно продвинулись вперед технологии РЭБ. Причем по тематике РЭБ Россия на сегодня занимает лидирующие позиции в мире, с чем очень неохотно теперь вынуждены согласиться уже и западные эксперты. А российские, в свою очередь, гордо замечают: по той технике РЭБ, что ставится на самолеты, мы с Западом идем ноздря в ноздрю, что же касается наземных станций РЭБ, то они у нас сегодня однозначно лучшие в мире.
Теперь для российской армии уже не делается ни одного современного образца вооружения, который не оснащался бы комплексом РЭБ. Подобные комплексы способны полностью нейтрализовать возможности американских самолетов AWACS – систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления боем. Так, недавно принятую на вооружение российской армии станцию РЭБ «Красуха» называют шапкой-невидимкой: она «накрывает» все системы локации, существующие у противника, так, что они перестают видеть цели на дальности до 250 километров и более.
И вот другой пример: на новую разработку самолета-невидимки F-35 Joint Strike Fighter (хотя уже известно: он не оправдал возложенных на него надежд – его прекрасно видно на радарах) американские авиаконструкторы потратили около 1,7 миллиарда долларов. А каждый экземпляр такого самолета предлагается покупателю за 169 миллионов долларов.
В этом случае возникает вопрос: не проще ли вложить сотню тысяч долларов в разработку аппаратуры РЭБ (ящичка не самых больших размеров), боевая эффективность которой доказана, нежели вбухивать сотни миллионов в создание целого самолета, пусть даже пятого поколения, применение которого в плане боевой эффективности на сегодня вызывает сомнения?
Ведь если самолет четвертого поколения оборудовать приборами электронного подавления, системами РЭБ, то он станет таким же незаметным для радаров противника (причем без потери маневренности), как и дорогостоящая стелс-новинка пятого поколения. Именно по такому пути сегодня предпочли пойти российские военные. На самолеты Су-27СМ, Су-30, другие машины, а также на различные наземные станции устанавливается аппаратура, которая с успехом слепит радары противника.
Именно поэтому Минобороны не спешит с крупносерийными закупками самолетов пятого поколения, компенсируя их отработанными, надежными машинами предыдущих поколений, боевая эффективность которых повышается за счет куда более дешевых и продвинутых технологий, нежели «стелс».
Причем, судя по всему, это уже не только российская, но и общемировая тенденция. Правда, от нее могут пострадать фирмы, которые вложили в создание стелс-самолетов огромные средства. Они, конечно же, будут сопротивляться и всячески настаивать на дальнейших разработках в этой области. Со временем это, возможно, приведет к каким-то новым открытиям. Но это будет уже совсем другая история...
Напоследок один маленький штрих в качестве послесловия: в соцсетях гуляет мнение, что советский физик Уфимцев, открытия которого легли в основу американских разработок стелс-самолетов, якобы вполне мог быть «засланным казачком» – подбросил идею, выкачавшую из американского военного бюджета сотни миллиардов долларов, и все впустую. Версия, конечно, интересная, хотя и бездоказательная. А впрочем, чем спецслужбы не шутят...
Олег Божов
Читайте нас: