Сражение у города Патрас. Картина Якоба Филиппа Хаккерта
Архипелагская экспедиция
В 1768 году началась очередная Русско-турецкая война. Османская империя, заручившись поддержкой Франции, начала войну с Россией. Россия в начале войны не имела
Основные события происходили в Эгейском море или, как тогда говорили, в греческом Архипелаге, отсюда и название Архипелагская экспедиция.
Экспедиция началась в благоприятной политической ситуации – Дания и Англия были благосклонны к России. Дания была нашим традиционным союзником на севере, а Англия стремилась насолить Франции. Поэтому британцы помогали в наборе опытных моряков, в снабжении и ремонте кораблей. Наши корабли могли базироваться и ремонтироваться в опорных пунктах в Средиземном море, принадлежащих Англии – в Гибралтаре и на Менорке. Также содействие Русскому флоту оказывало Великое герцогство Тоскана. В главном порту этого государства – в Ливорно наши корабли ремонтировались. Через Ливорно экспедиция осуществляла связь с Россией.
Первая эскадра адмирала Григория Спиридова вышла из Кронштадта летом 1769 года и в марте 1770 прибыла в Эгейское море. В мае 1770 года прибыла вторая эскадра контр-адмирала Д. Эльфинстона. Морейское восстание, поддержанное Русскими силами, не привело к успеху. Это было вызвано ошибками русского командования, малочисленностью нашего десанта, проблемами снабжения на удалённом от России театре и переоценкой возможностей иррегулярных сил греческих повстанцев, их взаимодействиями с Русскими войсками. Турки утопили восстание в крови, десятки тысяч греков были убиты, проданы в рабство или бежали.
Однако на море наша эскадра действовала успешно. В Чесменском сражении в июне 1770 года (
В начале 1771 года часть населения греческого Архипелага приняла подданство России. Архипелагский флот продолжал усиливаться кораблями с Балтики, купленными или нанятыми в Англии, призами (захваченными в море кораблями и бортами), торговыми судами, переделанными в военные, и транспортами греческих повстанцев. Летом 1771 года в составе нашего флота было до 50 вымпелов, включая 10 линкоров, 2 бомбардирских корабля, до 20 фрегатов различной величины (от 16 до 24 пушек) и т. д. Также имелось большое количество различных транспортов, гребных и вспомогательных судов. Флот базировался на острове Парос.
Русские корабли совершали рейды вдоль европейского и азиатского берегов Порты, захватывали суда, нарушали морские коммуникации, высаживали десанты, которые громили укрепления и склады. Продолжалась частичная блокада Дарданелл. Турции был нанесён значительный экономический ущерб. Так, наши корабли захватили около 180 судов. В ноябре 1771 года наши ВМС атаковали турецкую крепость Митилена на острове Лесбос. Корабли обстреляли крепость и высадили десант. Русские сожгли два недостроенных 74-пушечных корабля, адмиралтейство и захватили малые суда.
«Сожжение турецкого флота в Митиленской гавани 2 ноября 1771 года» картина Якоба Филиппа Хаккерта
Кампания 1772 года
Большую часть 1772 года Россия и Турция вели переговоры о мире. Однако боевые действия в Средиземном море продолжались. Русские корабли осуществляли блокаду Дарданелл, захватили несколько судов. В марте фрегат «Слава» лейтенанта Войновича захватил и уничтожил несколько османских судов у крепости Лагос. В июне отряд лёгких судов Ризо и Псаро, находясь у берегов Сирии, освободили от турецкой блокады город Сидон. Затем русские заняли Бейрут, захватив 10 судов и получив большую контрибуцию. То есть Русский флот поддерживал восстания сирийцев и египтян против Порты.
В июле с Турцией было заключено перемирие до ноября. Однако разведка донесла, что Порта использует это время, чтобы подготовить свой флот для контрнаступления. Турки стали готовить нападение на главную базу нашего флота – порт Ауза на острове Парос. На французские деньги и при помощи французских специалистов на верфях Константинополя и в портах Эгейского моря спешно строились новые корабли. Османское командование собиралось объединить силы своих отдельных эскадр, которые находились в Босфоре, Мраморном и Адриатическом морях, у берегов Туниса.
Самой мощной была т. н. «дульцинитская» эскадра (от города Дульциньо – современный Улцинь в Черногории) – до 47 фрегатов, шебек и транспортов с 8 тыс. солдат. Эскадра должна была выйти из Адриатического моря и принять на Пелопоннесе ещё 4 тыс. десантников. Вторая, тунисская эскадра из 22 фрегатов и шебек должна была принять на о. Крит 3 тыс. солдат и соединиться с первым отрядом. Третья эскадра формировалась у Родоса и Будрума. Четвёртая и пятая (алжирская) эскадры готовились в Константинополе и должны были принять десантные войска с островов Тенедос, Лемнос, Митилена и Хиос.
Русское командование, разгадав замысел противника, решило предупредить его. Не дать вражеским эскадрам объединиться в мощный флот. Граф Алексей Орлов направил в разные стороны Архипелага несколько отрядов. Так, отряд Алексиано направили к Родосу и далее в Египет, второй – под началом Войновича (фрегаты «Слава» и «Св. Николай») выдвинули в Ионическое море в район Патрасского залива. Ещё один отряд дежурил у Дарданелл. 12 октября русские обнаружили вражеский флот в Патрасском заливе.
В октябре прибыла четвёртая эскадра контр-адмирала Чичагова (3 линкора, которые заменили 3 корабля, бывшие на ремонте), которого вскоре сменил капитан 1-го ранга Коняев. Эскадра крейсировала между островами Крит и Цериго. По приказу Орлова отряды Коняева и Войновича соединились для совместных действий против неприятеля.
«Второе сражение у бухты Чесма 24 октября 1772 года». Картина Якоба Филиппа Хаккерта
Второе сражение у бухты Чесма и бой у крепости Дамиетта
Одновременно Орлов получил сведения, что в Чесменской бухте неприятель строит корабли и возводит укрепления. 15 (26) октября в Хиосский пролив была направлена эскадра контр-адмирала Самуила Грейга – 3 линкора («Победа», «Трёх Святителей», «Всеволод»), 6 фрегатов («Надежда», «Африка», «Парос», «Победа», «Григорий» и «Констанция») и 1 бомбардирский корабль («Молния»).
24 октября (4 ноября) наш флот начал обстрел Чесменской крепости. Подавив береговые батареи, наши корабли высадили десант, который захватил предместье и сжёг тамошние магазины (склады). Огнем корабельной артиллерии было сожжено несколько вражеских судов, было захвачено несколько призов.
Лейтенант Панагиотти Алексиано с фрегатом «Святой Павел» и фелюкой 21 октября (1 ноября) совершил дерзкое нападение на гавань египетского порта Дамьетта (Дамиетта) в восточной части дельты Нила. Русские, несмотря на превосходство сил противника и береговые батареи, вплотную подошли к вражеским кораблям и атаковали их. Было потоплено 2 фрегата и взято на абордаж несколько малых судов. Русский фрегат успешно ушёл из-под обстрела.
На следующий день Алексиано захватил судно, на котором из Александрии следовал важный турецкий военачальник Селим-бей и другие командиры. Известие о погроме в Дамьетте и захвате судна с Селим-беем вызвало панику в Александрии, где ждали прихода Русского флота. Местный комендант приказал затопить все суда, чтобы их не захватили, и стал готовиться к обороне крепости.
Я. Ф. Хаккерт «Сражение русского флота с турецким у крепости Дамиетта
Патрасский бой
25 октября (5 ноября) 1772 года отряды Коняева (линкоры «Граф Орлов» – 64 пушки, и «Чесма» – 74 пушки) и Войновича (фрегаты «Святой Николай» – 26 пушек, «Слава» – 16 пушек, 2 поляки и 1 шебека) закрыли в Патрасском заливе турецкую эскадру из 25 кораблей под началом адмирала Мустафы-паши (9 фрегатов и 16 шебек, всего 630 пушек).
26 октября (6 ноября), несмотря на превосходство противника в кораблях и пушках (630 турецких пушек против 224 русских), Коняев атаковал врага. Однако русские лучше управляли кораблями и стреляли. Русская эскадра построилась в две линии, в первой были корабли и фрегаты, и начала сближение с неприятелем. В середине дня русские корабли отрезали от османской эскадры 1 фрегат и 2 шебеки. Фрегаты «Святой Николай», «Слава» и шебека «Забияка» обстреляли противника, загнали на мель и сожгли, несмотря на поддержку турецких береговых батарей. Основные силы турецкого флота отступили в Лепантский залив, под прикрытие крепости.
27 октября (7 ноября) были сильный ветер. Русские корабли лавировали, пытаясь сблизиться с противником на дистанцию выстрела. Только вечером русские смогли подойти и обстрелять корабли османов. С наступлением темноты перестрелка была прекращена.
В 10 часов утра 28 октября (8 ноября) эскадра капитана Михаила Тимофеевича атаковала вражеский флот, который стоял под защитой крестных орудий Патраса и Лепанто. Береговые и корабельные орудия противника вели огонь по нашим кораблям. Подойдя к туркам на дистанцию в 2 кабельтовых, «Чесма», «Орлов» и «Николай» встали на якорь, остальные корабли держались под парусами. В 11 часов 30 минут наши корабли открыли сильный огонь по береговым укреплениям и кораблям противника.
К 13 часам на османских кораблях начались пожары, турецкие экипажи в панике бросались в воду и плыли к берегу. Турецкие корабли стали выбрасываться на мель. С русских кораблей были направлены команды на шлюпках, которые сожгли 7 фрегатов и 8 шебек. Уцелевший адмиральский фрегат был сильно повреждён и затонул на следующий день.
Таким образом, к 29 октября (9 ноября) 1772 года османский «дульционитский» флот был практически полностью уничтожен. Только несколько судов смогло спастись.
Уровень боеспособности османов показывают русские потери: 1 убитый и 6 раненых. Османы были полностью деморализованы решимостью и силой русских.
После погромов у Дамиетты и в Патрасе османы больше не решались тревожить русских в Архипелаге до конца войны.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: