Французский сенатор рассказала о базах ИГИЛ под Днепропетровском
Информация о существовании лагеря подготовки боевиков «Исламского государства» * в Днепропетровской области — это часть «информационной войны против Украины». Так прокомментировала скандальный «сюжет» о базе исламистов в центре «незалежной», появившийся на днях в ряде украинских и российских СМИ, спикер СБУ Елена Гитлянская, передает РИА «Новости».
Ранее сообщалось, что французский сенатор Натали Гулев эфире радио «Франс-Интер» сделала громкое заявление о том, что на Украине существует тренировочная база ИГИЛ. И даже указала ее точное место расположения — Днепропетровская область. По ее словам, там проходят подготовку выходцы с Северного Кавказа, Средней Азии, а также турки и иорданцы.
Сенатор пояснила, что сведения она получила от главы СБУ Василия Грицака, с которым встречалась по его просьбе. Тогда же глава СБУ якобы вручил ей некую папку с документами, которую она, опять же, по его просьбе, передала французским спецслужбам. Какая именно информация содержится в этом секретном досье, Гуле раскрывать не стала, указав на то, что в данном случае является только посредником.
Интересно, что в СБУ факт самой встречи Грицака с французским сенатором подтвердили. Однако заявили, что тема встречи была другой. Не уточнив, правда, какой именно.
В субботу, 2 апреля, появилась и реакция посольства Украины во Франции. В диппредставительстве подчеркнули, что слова Натали Гуле «не имеют ничего общего с реальностью». И назвали озвученную сенатором информацию «неуместной» и псевдо-сенсационной.
Сама Гуле, видимо, тоже не ожидала, что вокруг ее имени поднимется такой ажиотаж. И теперь говорит, что была понята неправильно. Более того, в письме от своего имени, которое вчера разместила у себя на странице в Facebook представитель СБУ Гитлянская, Гуле заявила, что информация о лагерях ИГ на Украине является «выдумкой».
Тогда возникает вопрос: а кому, собственно, все это было нужно?
Тем более что сведения о связях украинских националистов с ближневосточными террористами — давно секрет Полишинеля.
Украинский журналист Ян Матушевский, в частности, обращает внимание на то, что первые сообщения о появлении на Украине боевиков, воевавших на стороне ИГИЛ, появились в СМИ и в отчетах аналитических служб еще летом 2015 года.
По его словам, «тогда было замечено, что в Херсонскую область Украины через территорию Турции (и далее до Одессы) перебрасываются под видом туристов сотни молодых людей восточного типа, которые впоследствии размещаются на туристических базах, принадлежащих представителям крымско-татарской общины, либо на учебно-тренировочных базах „Правого сектора" ** в Херсонской области».
В Днепропетровской области, не секрет, такие базы у «правосеков» тоже имеются. Поскольку экс-глава региона Игорь Коломойский был фактически крестным отцом и «кошельком» этой националистической группировки. И штаб организации долгое время находился в его вотчине.
О черных флагах с арабской вязью в так называемой зоне «АТО» сообщал ранее также заместитель командующего корпусом министерства обороны ДНР Эдуард Басурин. И, по его мнению, это является подтверждением участия террористов «Исламского государства» на стороне украинских силовиков в конфликте на территории Донбасса.
В ходе попытки штурма блокпоста ополченцев в районе Ясиноватой в конце марта «Правый сектор» тоже использовал наемников-исламистов. Об этом в интервью «РСН»рассказал недавно полпред ЛНР в Минске Владислав Дейнего.
Так что, может быть, французский сенатор слишком рано забрала свои слова обратно?
Для зампредседателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Романа Силантьева, например, информация о базе джихадистов под Днепропетровском звучит вполне правдоподобно.
— Что там на самом деле творится, трудно сказать: Украина — страна темная сегодня. Поэтому, где там правда, где выдумка, понять бывает очень сложно. Но то, что боевики, которые себя отождествляют с ИГИЛ, там реально воевали и воюют — это факт. И то, что некоторые украинские официальные лица призывали помогать ИГИЛ — передавать исламистам данные наших летчиков, — такое тоже было. Поэтому существование тренировочных лагерей «Исламского государства» под Днепропетровском выглядит вполне правдоподобно.
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько напомнил, в свою очередь:
— Сведения о присутствии радикальных исламистов, в том числе, которые прибыли на Украину из Ближнего Востока или Северного Кавказа, просачивались достаточно давно. В Херсоне и его окрестностях в последнее время уже обыденными стали граффити на стенах на турецком и арабском языках, сообщающие, что «Халифат начинается здесь». Поступала информация о том, что люди, которые с трудом говорят по-русски, занимались грабежами, изнасилованиями и другими уголовными преступлениями. Пытались, соответственно, каким-то образом установить контроль над товарными потоками и над потоками контрабанды.
Но почему глава СБУ, который должен был бы быть в курсе этого, и не просто в курсе, но, скорее всего, с разрешения которого подобного рода люди находятся на территории Украины, передает эту информацию вдруг французскому сенатору, мне совершенно непонятно. Хотя мотивы здесь, конечно, могут быть разные.
— Какие, например?
— СБУ, скажем, в данной ситуации просто потеряла контроль над этими людьми. То есть, она их собирала, приглашала, концентрировала для того, чтобы при возможности использовать против Донецкой и Луганской народных республик. Или же для блокирования Крыма, и даже в каком-то случае для атаки на полуостров…
— Так, они этого и не скрывают. Лидеры так называемого «Крымско-татарского меджлиса» открытым текстом говорят о подготовке «мусульманского батальона» для «борьбы с русскими оккупантами»…
— Но, тем не менее, пока все это было только на уровне угроз. Все это расценивалось исключительно как попытка такого информационно-психологического давления, чтобы, скажем, жители Крыма не расслаблялись и постоянно находились в напряжении.
Может быть, в данной ситуации затевается какая-то политическая игра, с помощью которой хотят избавиться от этих исламистов. Но уже не сам Грицак. А какие-то другие политики на Украине, которые просто используют имя главы СБУ как источник информации об этих явлениях.
Не исключаю, что все это просто попытка европейцев каким-то образом повлиять на украинских политиков, из-за которых Украина стала местом концентрации опасных боевиков. Боевиков, устроивших недавние террористические атаки в Бельгии и Франции, а еще раньше теракты в Испании и других европейских странах.
В любом случае, конечно, подобного рода информация вызывает много вопросов. И не только потому, что выглядит несколько нелогично. Но и потому что совсем еще недавно тот же Грицак обвинял Россию в организации терактов в Бельгию, за что, как известно, получил весьма нелестную характеристику от Дмитрия Медведева. А тут он вдруг обеспокоен…
— Почему украинская официальная реакция такая болезненная?
— Болезненность реакции может обуславливаться только одним — тем, что, возможно, эта информация не предназначалась для публичного разглашения. А для того, скажем, чтобы получить от Франции денег на борьбу с исламистами. Или какие-либо ресурсы, или что-то еще.
То есть, изначально эта информация была вряд ли была публичной. Когда ее опубликовали, это нанесло довольно сильный имиджевый ущерб украинскому государству. Отсюда болезненность реакции.
— А не логичнее было бы подключить американцев?
— Американцы, я думаю, давно в курсе ситуации. Но им не с руки было бы «сливать» все представителям украинской элиты. Поэтому «слили» французы, а не американцы. Может быть, там были какие-то инциденты у Грицака с американцами. Ведь поймали же недавно российские спецслужбы украинского полковника СБУ Иванченко, подготовленного ЦРУ. И, с его слов, до 40% Службы безопасности Украины составляют американцы. То есть, СБУ там фактически контролирует разведка США.
Передали американцам, а американцы решили эту информацию слить, чтобы кого-то наказать, или как-то изменить ситуацию. Но сами не захотели это делать — слили через французов.
И теперь Грицак и его ведомство будут безуспешно доказывать, что на самом деле французам ничего не передавали. И что информация не соответствует действительно. Хотя в целом все ровно наоборот.
*"Исламское государство" (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
**17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.
Светлана Гомзикова
Фото: Zuma/ТАСС
Читайте нас: