«На большой дороге. Отступление, бегство». В. Верещагин
210 лет назад Русские войска под командованием Витгенштейна вступили во встречный бой с соединёнными французскими корпусами Виктора и Удино под Смолянами. Сражение было ожесточенным, селение несколько раз переходило из рук в руки.
Северное направление
Французский император, недовольный ситуацией на северном фланге, где русские освободили Полоцк и Витебск, заставили противника отступить под Чашниками (
К этому времени маршал Удино, который командовал 2-м корпусом, почти оправился от полученной раны и вернулся к своим обязанностям. Старший в чине маршал Виктор руководил группировкой из двух корпусов – 2-го и 9-го.
Удино считал, что необходимо атаковать врага на занятой им позиции. Виктор, считая, что русские хорошо укрепились, предлагал обходной маневр на Бочейково. Маршал Виктор, как старший в чине, имел право распоряжаться действиями обоих корпусов. 30 октября (11 ноября) 1812 года 9-й корпус двинулся от Череи к Лукомлю. Корпус Удино последовал за ним. Два французских корпуса насчитывали около 30 тыс. солдат.
Витгенштейн планировал выставить авангард Алексеева у Мелешковичей, у Лукомльского озера. 31 октября (12 ноября) войска Алексеева и Гельфрейха начали движение, но остановились, узнав о занятии селения значительными силами французов. Русский командующий, чтобы подкрепить авангард, перевёл основные силы армии на правую сторону реки Улы, расположив корпус Штейнгеля у Смолян, а корпус Берга – у Чашников. Русские силы были примерно равны противнику.
Французы атакуют
1 (13) ноября 1812 года 12-я пехотная дивизия Луи Партуно, усиленная всей кавалерией корпуса, около 10 часов утра атаковала Русский авангард Алексеева у Аксенцов. После двух часов боя французы потеснили наши войска. На помощь нашим передовым силам Штейнгель направил Тенгинский, Воронежский и Невский пехотные полки. Неприятеля остановили у Смольны. Бой продолжался до вечера.
В этот же день отряд полковника Ридигера выбил противника из Лукомля, захватив до 300 пленных. Однако, узнав об отступлении авангарда, он оставил местечко. В этот день наши войска потеряли до 500 человек.
В ночь с 1 на 2 (13–14) ноября Витгенштейн отдал приказ князю Яшвилю отправиться в авангард, принять над ним командование и отвести силы к Штейнгелю. На старой позиции были оставлены только Могилевский и Подольский пехотные полки, Митавские драгуны при 6 орудиях. Генералу Фоку, который стоял с резервом у Лепеля, было приказано прибыть к Чашникам, встав на левой стороне реки Улы. Там для сообщения с главными силами возвели четыре моста.
Русские войска в ожидании нападения французов были построены следующим образом. Селение Смоляны впереди нашей позиции заняли егеря. Полки 14-й дивизии стояли на правой стороне реки Лукомли, частью на высотах, другой – за ними. Несколько эскадронов конницы на левом крыле пехоты, 8 орудий расположили на высоте у мызы Смоляны (Смолянцы). Ещё несколько пушек поставили на левой стороне Лукомли под прикрытием Воронежского пехотного полка. Корпус Берга по-прежнему находился на левой стороне реки. Отряд Ридигера встал у Почавиц, прикрывая главные силы от обхода со стороны Черея.
Французский дивизионный генерал Луи Партуно (1770–1835)
Продолжение сражения
2 (14) ноября 1812 года в 11 часов 28-я пехотная дивизия Жирара атаковала авангард Яшвиля (4 батальона, 4 эскадрона и 6 орудий). Русские войска под давлением превосходящих сил французов отошли к основным силам, встав в резерве. Противник пошёл на штурм Смолян. Бой был ожесточённым. Селение несколько раз переходило из рук в руки. Французы захватили Смоляны.
Виктор построил свои главные силы левее Смолян и атаковал русский правый фланг. Русская артиллерия сильным огнем расстроила и остановила колонны противника. Французская кавалерия пошла в атаку на правом фланге. Корпус Берга встретил врага сильным артиллерийским огнем. Противник откатился назад. Французский командующий после неудачных атак на флангах, где русские войска поддерживались артиллерийскими батареями с левого берега р. Лукомли, решил ударить по центру нашей линии.
Французы вышли из Смолян и снова пошли в атаку. Навстречу им пошли русские батальоны из корпуса Штейнгеля. Завязался яростный встречный бой. Селение снова несколько раз переходило из рук в руки. В бой вступили все Русские войска, которые были расположены на правой стороне реки. С левого берега на помощь Штейнгелю направили один полк. В последней схватке селение осталось за русскими солдатами. Французы отступили.
3 (15) ноября французский маршал не стал продолжать сражение и отступил. В упорном встречном сражении обе стороны потеряли по 3 тыс. человек. В плен взяли 800 французов.
В итоге контрнаступление французских корпусов было отбито. Русские войска остались на прежних позициях, угрожая флангу армии Наполеона. Виктор отказался от дальнейших наступательных действий. Французы оставались у Череи до 10 (22) ноября, а затем направились на соединения с остатками Великой армии. Войска Виктора, соединившись с основной армией, отступали к Березине в качестве арьергарда Наполеона, так как они ещё были боеспособны.
Витгенштейн оставался у Чашников, ограничивался разведкой и ждал появления армий Кутузова и Чичагова. Командующий северной группировкой Русских войск не смог выполнить задачу по отсечению войск Виктора и Удино от главных сил и встать на пути отступления вражеской армии у Борисова, соединившись с армией Чичагова. Витгенштейн ограничился преследованием противника с тыла и попыткой отрезать часть французской армии.
В результате Наполеон смог форсировать Березину севернее Борисова и избежать котла. Кутузов обвинял в неудаче и Чичагова, и Витгенштейна, причём последнего даже в большей степени. Но общественное мнение России возложило вину за березинский прорыв Наполеона только на Чичагова. Витгенштейн со своей славой «Спасителя Петербурга» остался вне критики.
Русский генерал Илья Иванович Алексеев (1772–1830). Портрет мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего дворца
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: