Три или четыре... точки на картах...
Этому небольшому очерку обязательно придётся делать продолжение, даже два, а может быть, и три. Из подмосковных Люберец, с Кавказа – из Туапсе и солнечного курортного Лазаревского, наконец – из Хабаровска. Вряд ли где-нибудь промолчат о своём герое.
Ведь Дмитрий Калараш – он свой для всех тех, кто не собирается прощаться с памятью, как для дальневосточников, так и для люберецких, и для сочинцев, ведь Лазаревское – это центр одного из районов большого Сочи. Именно там минувшим летом меня и зацепило.
Зацепило в местном музее, когда-то краеведческом, теперь – с чётким национальным или этнографическим акцентом на адыгов или адыгейцев, это кому как нравится, на греков с армянами и ещё на многих других. Именно там за Дмитрием Каларашем и его товарищами по
И это – в совсем небольшом особнячке, в котором когда-то обитала семья основателя современного посёлка – грека с забавной, но вполне обычной фамилией Попандопуло, заставляющей вспомнить «Свадьбу в Малиновке». Там же, в музее, увы, даже адмирал Лазарев, имя которого носит сам этот уютный и симпатичный курорт, отмечен единственным то ли фото, то ли портретом.
Кстати, и единственный в Лазаревском памятник легендарному адмиралу, считайте, упрятан на станции «Лазаревская», куда без скрупулёзного досмотра теперь простому гражданину и не попасть.
В Люберцах-2022
Впрочем, здесь не о Лазареве. Улицу Калараш в Люберцах, небольшую и тихую, знаю не один десяток лет. С тех пор как стал пробираться на старую дачку через этот подмосковный «почти мегаполис» своим ходом, то есть за рулём. Не раз вспоминал по её поводу молдавский городок Калараш с его замечательным винно-коньячным заводом.
Название городка можно перевести как «всадник» или «гусар», а продукцию этого орденоносного предприятия теперь в наших супермаркетах днём с огнём не сыщешь. А имя люберецкой улице, как оказалось, дал совсем другой Калараш. Дмитрий Леонтьевич, Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, погибший в небе над Кавказом.
Имена Героев Советского Союза и участников Великой Отечественной войны в Люберцах носят многие улицы. Тут и
Имя Дмитрия Калараша в Люберцах носит и учебное заведение – 44-я гимназия. Не так давно там торжественно открыли мемориальную доску, которую, к сожалению, сложно рассмотреть издалека – с улицы. Есть в гимназии что-то вроде музейного уголка, ученики регулярно пишут доклады и сочинения о герое.
В школьных отчётах, хотелось бы верить, написано примерно так:
«на уроках мужества ребята узнают не только о боевом пути героя, но и каким в жизни был Дмитрий Калараш: весёлым, жизнерадостным, хорошим спортсменом и семьянином, патриотом, волевым и смелым человеком».
От Хабаровска до Москвы
В Хабаровске, где тоже есть улица его имени, Дмитрий, воспитанник детдома, рано потерявший мать и отца-партизана, учился в педтехникуме и работал бетонщиком. Авиашколу он закончил уже в Борисоглебске, а к началу Великой Отечественной войны был 30-летним опытным асом, имея за плечами годы службы в НИИ ВВС, ныне – Чкаловском лётно-испытательном центре.
Дома остались жена и двое детей. Майор, замкомандира 402-го истребительного авиаполка сражался под Москвой, а затем в Крыму и на Кавказе. Лично сбил 14 вражеских самолётов, ещё шесть на его счету вместе с группой. Случилось так, что к высокому званию его представили ещё осенью, когда ещё не было принято не скупиться на награды. Но получил он его уже посмертно – 13 декабря.
Дмитрия Калараша не зря называли «небесный всадник», в боях под Новороссийском и Туапсе немцы просто охотились за ним. В свой последний полёт подполковник Калараш улетел 29 октября. Обстоятельства смерти Дмитрия Калараша до сих пор выяснены не до конца.
По одной из распространённых версий, в последнем бою он таранил «Мессера», который атаковал штурмовики, шедшие под прикрытием истребителей звена Калараша. Однако сочинские поисковики избавили героя от приписанного ему подвига, когда самолёт Калараша нашли всего несколько лет назад на склоне горы Индюк.
Стало ясно, что он был сбит, раненым сумел катапультироваться и получил новые тяжелейшие ранения при падении. Доктора госпиталя в Туапсе не смогли его спасти. В некоторых источниках, как писала газету «Черноморье сегодня», проходила информация, что
«аса нашли уже мёртвого, но как бы ни погиб герой, он до последнего вздоха бесстрашно сражался с врагом».
Нельзя не повторить, что высокое звание Героя Советского Союза он получил заслуженно – ведь к награде он был представлен ещё до своего последнего вылета.
Над горой Семашхо
Дмитрий Калараш – не первый из героев наших публикаций, который погиб под Туапсе. Мы уже вспоминали об однофамильце знаменитого создателя танка Т-34 Алексее Кошкине (
В Лазаревском улица Калараша, то есть имени Дмитрия Калараша – самая что ни на есть центральная, в отличие от Люберец, но памятную доску там найти совсем непросто. Впрочем, дело ведь не в ней. В городе не забывают бесстрашных воинов из 236-й дивизии, хотя памятник им установили довольно далеко от центра и туристических маршрутов.
Увековечить же решили не истребитель времён войны, таких теперь ещё поискать, а довольно современный – Миг-23 с Иркутского авиазавода. И это при наличии на постаменте отчётливого «1941–1945». Память она такая, гибкая, впрочем, стоит ли ворчать, ведь послевоенные лётчики тоже её достойны.
Тем временем в Туапсе, в школе № 11 имени Калараша полным ходом ведутся работы по школьному проекту «Память потомков жива». И стоит во дворе школы памятник трём героям, которые сражались и погибли на туапсинских рубежах – А. Кириченко, М. Бондаренко и Д. Каларашу.
Алексей Подымов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: