Лента новостей

00:20
Межвоенная Болгария: «Игра престолов» отдыхает!
00:17
Россия не получила места в исполнительном совете ОЗХО
23:39
Huawei представила смартфоны Mate 70 Pro+ и Mate 70 RS без следов Android по цене от $1170 до $1800
23:21
Зима ходячих мертвецов, или Киевская власть, как попавшая в капкан лиса, собирается «отгрызть себе лапу»
22:33
Если американцы так относятся к американцам, то что они думают про нас?
22:07
Более 60% украинцев выступили за начало переговоров с Россией
21:23
Сырский анонсировал «рождественское» наступление ВСУ
21:22
В НАТО выступили за передачу Украине ракет дальностью более 5000 км
21:07
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 26 ноября, вечер
21:02
Американцы сняли ролик, как именно они будут атаковать Россию в случае ядерной войны.
20:36
Залужный придет — порядок наведет
19:55
Игроки нашли в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl то самое место из главного меню S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl
19:51
Безуглая заявила о риске коллапса государственности
19:50
Великобритания передала Украине десятки Storm Shadow, взамен закончившихся
19:45
Шкипер Лафонтен ведет яхту «Сара Вагенкнехт» по трудному фарватеру
19:42
Евросоюз предложил Украине «датскую модель» помощи
19:04
Американский эксперт признала участие США в ударах по России
19:03
На фоне победы Трампа в США начались массовые отказы компаний от поддержки ЛГБТ
18:56
В ВСУ обнаружили большое количество извращенцев и патологический убийц
18:33
Признаки шизофрении выявили с помощью фМРТ
18:30
Почему в Лондоне и Париже заговорили об отправке войск на Украину
18:16
ВСУ ведут огонь по республикам Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 ноября
18:15
Минобороны РФ предупредило об ответном ударе за атаки ATACMS по ЗРК С-400 и аэродрому в Курской области
18:08
Политолог Мезюхо: Трамп не знает, что делать с Украиной и поэтому он молчит
17:58
Архангельскую область предложили сделать центром судостроительных компетенций
17:44
Нейробиологи выяснили, от какой части мозга зависит качество сна
17:28
Внезапный выход из Купянска, повторяется судьба Очеретино, «Импульс» пришёл в негодность — Горячая сводка с фронта 26 ноября 2024 г.
17:27
«Проваливай»: посол Британии, вызванный в МИД РФ из-за разведдеятельности сотрудника миссии, нахамил журналистам
17:26
«Угрожали вынуть глаз зубочисткой». Дубинский обвинил СБУ в убийстве американского журналиста
17:25
ВСУ ударили по автобусу в Новой Каховке. 4 пассажира погибли, 7 ранены
17:24
Литва жаждет отправить европейские войска на Украину. Великобритания против отправки своих солдат
17:15
ВСУ совершили покушение на главу Новой Каховки с помощью дрона
16:46
США, Япония и Филиппины готовят совместный военный план
16:44
Парагвайские отзвуки войны: русский реванш над немцами в сельве
16:37
Коломойскому не удалось вернуть Приватбанк в свою собственность
16:36
Более 23 тысяч украинских студентов старше 30 лет отчислили из ВУЗов, записав в уклонисты
16:35
В Китае экс-руководителя Bank of China приговорили к смертной казни за коррупцию
16:34
Умеров отправился в Южную Корею за вооружением
16:33
Президента Грузии 14 декабря впервые будет избирать не народ
16:24
При обстреле Новой Каховки погибли 4 человека
16:17
Румынии предлагают вложиться в украинский ВПК
16:14
Американские ВВС заказали еще 15 самолетов-заправщиков Пегас
15:45
В Евросоюзе обеспокоены наплывом украинских боевиков и оружия после завершения конфликта
15:44
Турция добивается от США снятия санкций с Газпромбанка. ЕС готовится к нефтяной войне с Россией
14:59
Обстановка в Курской области по состоянию на 26 ноября
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»«Поцелуй Иуды» глазами средневековых иллюминаторов

«Поцелуй Иуды» глазами средневековых иллюминаторов


«Поцелуй Иуды» глазами средневековых иллюминаторов
Мученичество Св. Иуды. Иуд в христианстве надо различать, потому что их было несколько, а точнее два – Иуда Искариот – он-то как раз и предал Христа своим целованием, и другой – апостол и мученик, умерший в 65 г. н. э. Он почитается не хуже всех прочих во всех христианских конфессиях. Атрибуты этого святого: топор, дубина, лодка, весло и медальон. В некоторых случаях он может быть показан со свитком или книгой (Послание Иуды) или с линейкой плотника. Под его патронажем находится Армения (где его и отправили на тот свет), а помогает он в безвыходных ситуациях. Иногда его называют Иудой Фаддеем, ну а вот на этой миниатюре показана сцена его мученичества. Хотя здесь же мы видим, как апостол Петр отсекает ухо рабу Малху в стенах города. И как оба этих события могли происходить в одно и то же время? Иллюстрация из манускрипта «Зеркало человеческого спасения», 1420-1440 гг. Вена, Австрия. Национальная библиотека Испании, Мадрид



Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсёк ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

Евангелие от Луки, 22:47-51

История и культура. Так уж повелось, что эпоха Средневековья считается у нас каким-то особо «тёмным временем» в истории человечества. Дескать, нравы у людей были жестокие, они не мылись, нужду в доспехах справляли прямо в штаны, ночные горшки выливали прямо на головы прохожим, кругом пылали костры инквизиции, а сами люди мало того что воняли как скоты, так они ещё и были одеты во всё тёмное, то есть носили одежду чёрного, серого и коричневого цвета. Получается, что цветовое поле средневекового человека, помимо разве что природного луга с цветами, было серым и мрачным, как и само его нутро.

Однако на самом деле это не так. Люди во все времена стремились к удобству, любили яркие, энергетические цвета, развлечения, празднества, красивые вещи и вкусную еду. И обо всём этом в документах написано, хотя «серые» моменты в них тоже встречаются. Многочисленные рассказы о войнах и нападениях обязательно включают в себя рассказы о грабежах: разграбили замок, монастырь, город… Но что же тогда одни люди грабили у других, если все пребывали во мраке и красоты никакой не знали? А ведь до нас дошло множество изделий того времени, начиная от колец и серёг и кончая реликвариями и коронами знати, являющимися шедеврами мирового искусства. Люди, не понимающие красоту и черпающие её лишь у природы, просто не в силах были бы такое создать.


Перед нами иллюстрация, изображающая типичных воинов конца XIII в. В кольчужных хаубергах и шоссах они все, кроме того, одеты ещё и в сюрко. Однако уже проявляется ситуация с усилением доспехов: у воина справа мы видим на ногах наколенники, скорее всего (судя по цвету), пока ещё кожаные. Среди оружия мы также видим клинок фелчена или фальшиона. Иллюстрация из «Часослова Теруанны», 1280-1290 гг. Франция, Библиотека Алькасар. Марсель

Так что на самом деле люди Средневековья, как и мы, впрочем, были погружены в мир ярких красок, окружавших их постоянно, хотя кому-то доставалось больше, а кому-то меньше, но ведь и сегодня кто-то ездит на сером авто, а кто-то… на красном! Так, стены палат в рыцарских замках были либо расписаны, либо прикрыты прекрасными цветными гобеленами или восточными коврами, ну а уж про одежду ми-парти, когда одна нога была красной, а другая белой, и говорить нечего. Я, кстати, только недавно увидел у нас в городе девушку в таких цветных штанах: одна штанина розовая, а другая – нежно-голубая. Выходит, и такая мода сегодня возвращается, хотя крестьяне ми-парти, конечно, не носили. Но… приходя в церковь, они видели яркие фрески на стенах. Подобно комиксам, они рассказывали простым людям о жизни святых и самого Господа, и те, имея перед глазами такую красоту, невольно начинали во всё это верить. А витражи в окнах соборов, через которые лился яркий солнечный свет в полумраке высоких готических сводов? Но было и ещё кое-что что, что также составляло духовный мир Средневековья. Книги! Да, их было относительно немного, да и крестьяне их не читали в силу неграмотности. Но они были, и они могли их видеть опять же в церквях и почитали за счастье, когда им их показывали. А так как рукописные книги-манускрипты были иллюминированы, то есть содержали в себе иллюстрации, то они, даже не умея читать и просто рассматривая эти картинки, получали мощный заряд духовной энергии и… приучались видеть прекрасное не только в полях, но и на страницах пергаментных книг.


Интересно, что здесь св. Петр отрубает ухо рабу Малху не мечом, а какой-то «сечкой». А вот что касается доспехов, то воин справа от Христа одет ну точно по моде 1400 года! Позади видны и две глефы с отводящими крюками. Особенно глефа почему-то полюбилась Карлу Смелому. Иллюстрация из манускрипта «Парижский часослов», 1400 г. Франция, Бодлианская библиотека Оксфордского университета

Вот и мы сегодня в который уже раз отправимся в путешествие по страницам средневековых манускриптов и посмотрим на то, как иллюстраторы того времени изображали одно очень важное событие, отражённое в Евангелиях и получившее название «поцелуй Иуды». Надо сказать, что в 2019 году мы уже рассматривали «поцелуй» в качестве исторического источника. Однако там в качестве иллюстративного материала в основном использовались фрески и иконы. Сегодня у нас источник будет другой – миниатюры из манускриптов, расположенные в хронологическом порядке написания.


Вот перед нами одна из вариаций на тему «Поцелуй Иуды» из иллюстрации манускрипта 1400-1450 гг., и на ней мы видим много интересного в деталях. Художник точно следовал фабуле происходящего, ведь желавшие арестовать Христа пришли с факелами и светильниками, и как и на предыдущей миниатюре, нарисовал рабу Малху фонарь. Петр убирает меч в ножны, так как ухо он ему уже отсёк, а Иисус держит его в руке и почему-то передаёт упавшему Малху, очевидно, что с целью его приживления на место. Интересно другое – опять-таки меч фелчен в руке у воина, стоящего позади Иуды. Можно подумать, что художники будто бы договорились вооружать персонажей этой сцены именно такими вот мечами, либо они перерисовывали их друг у друга? Ведь использовались фелчены довольно редко, и те, что дошли до нас, совсем непохожи на те, что изображаются на миниатюрах художниками. И вот ещё что обращает на себя внимание: доспехи. Шлемы – совершенно точно изображают бацинеты, с которых были сняты забрала. А вот доспехи – явная смесь полных лат и смешанной кольчужно-пластинчатой брони с добавками защитных элементов из кожи. Так что, скорее всего, датировка манускрипта, содержащего данную миниатюру, ближе к первой дате, чем ко второй! «Житие Святого Адриана», 1400-1450 гг. Франция. Муниципальная библиотека Булонь-сюр-Мер


Эта же сцена и опять фелчен. Только теперь в руке у св. Петра. Иллюстрация из «Часослова Теруанны». 1280-1290 гг. Франция, Библиотека Алькасар. Марсель


Следующий манускрипт и иллюстрация из него датированы более точно – 1422-1425 гг. Пузатый воин слева одет совершенно невообразимо, да и оружие у него какое-то непонятное, что явно указывает на следы Возрождения, пробивающиеся уже в живописи. «Часослов», 1422-1425 гг. Париж, Франция. Австрийская национальная библиотека, Ховбург, Вена


Ещё одна сцена с поцелуем из молитвенника короля Альфонсо V Арагонского. На ней ухо также отрубается обычным ножом, но зато бедный Малх одет воином в доспехах, да ещё и вооружён мечом и щитом баклером. «Молитвенник Альфонсо V Арагонского», 1436-1443 гг. Валенсия, Испания, Британская библиотека


А это для сравнения с приведёнными выше иллюстрациями живописное полотно – картина маслом по дереву эпохи Возрождения, около 1520 г. Высота 103,4 см. Ширина 93,6 см. Атрибуция затруднена. «Арест Христа». Музей изящных искусств Дижона, Франция

Эта картина поступила в музей как произведение немецкой школы XVI века. На переднем плане мы узнаём эпизод со святыми Петром и Малхом, почти дословно заимствованный из гравюры на дереве «Великих страстей» Дюрера, датированной 1510 годом, также изображающей «Арест Христа». Несмотря на несколько вариаций в деталях, художник соблюдает схему мотива Дюрера: размахивая мечом, святой Петр хватает руку Малха, который лежит на земле с фонарём в руке.

На заднем плане слева художник явно вдохновлён изображением «Маленьких страстей», на тарелке, расписанной с 1507 по 1512 год, «Иисус на Елеонской горе». Он сохранил ангела, показывающего крест Христу с распростёртыми руками, чашу и спящих апостолов чуть ниже — троих на картине вместо двух на гравюре — и в несколько иных позах.

Типы солдат, их сложные позы, плюмажи, оружие, костюмы с причудливыми деталями — всё это характеризует стиль антверпенских маньеристов. Солдаты размахивают копьями, партизанами, алебардами, швейцарскими или немецкими «моргенштернами» и крючковатыми гизармами. «Боевая шапка» последнего солдата, повёрнутая вправо, относится к немецкому снаряжению того времени. Святой Петр держит в руке баделер (широкая кривая сабля), оружие албанских и далматинских наёмников (страдиотов), чтобы отрезать ухо Малху, чей щит лежит на земле, и который одет явно не как раб. Аналогичный щит, кстати, находится в Швейцарском национальном музее в Цюрихе, захваченном вместе с бургундской добычей в битве при Грансоне, что подтверждает его происхождение. Все детали, даже такая мелочь, как зубчики на кольчужной пелерине, подтянутой на спине ремнём у воина справа, или его «гольбейновский» кинжал (базелард), выписаны очень тщательно, что характерно для живописи маньеризма.

Итак, ещё один источник наших знаний о Средневековье открылся перед нами. И… как мы видим, оно было в достаточной степени ярким и красочным. А люди, отражавшие его на своих иллюстрациях вплоть до Нового времени, запечатляли тем самым современные им реалии!

Вячеслав Шпаковский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх