Мученичество Св. Иуды. Иуд в христианстве надо различать, потому что их было несколько, а точнее два – Иуда Искариот – он-то как раз и предал Христа своим целованием, и другой – апостол и мученик, умерший в 65 г. н. э. Он почитается не хуже всех прочих во всех христианских конфессиях. Атрибуты этого святого: топор, дубина, лодка, весло и медальон. В некоторых случаях он может быть показан со свитком или книгой (Послание Иуды) или с линейкой плотника. Под его патронажем находится Армения (где его и отправили на тот свет), а помогает он в безвыходных ситуациях. Иногда его называют Иудой Фаддеем, ну а вот на этой миниатюре показана сцена его мученичества. Хотя здесь же мы видим, как апостол Петр отсекает ухо рабу Малху в стенах города. И как оба этих события могли происходить в одно и то же время? Иллюстрация из манускрипта «Зеркало человеческого спасения», 1420-1440 гг. Вена, Австрия. Национальная библиотека Испании, Мадрид
Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсёк ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Евангелие от Луки, 22:47-51
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсёк ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Евангелие от Луки, 22:47-51
Однако на самом деле это не так. Люди во все времена стремились к удобству, любили яркие, энергетические цвета, развлечения, празднества, красивые вещи и вкусную еду. И обо всём этом в документах написано, хотя «серые» моменты в них тоже встречаются. Многочисленные рассказы о войнах и нападениях обязательно включают в себя рассказы о грабежах: разграбили замок, монастырь, город… Но что же тогда одни люди грабили у других, если все пребывали во мраке и красоты никакой не знали? А ведь до нас дошло множество изделий того времени, начиная от колец и серёг и кончая реликвариями и коронами знати, являющимися шедеврами мирового искусства. Люди, не понимающие красоту и черпающие её лишь у природы, просто не в силах были бы такое создать.
Перед нами иллюстрация, изображающая типичных воинов конца XIII в. В кольчужных хаубергах и шоссах они все, кроме того, одеты ещё и в сюрко. Однако уже проявляется ситуация с усилением доспехов: у воина справа мы видим на ногах наколенники, скорее всего (судя по цвету), пока ещё кожаные. Среди
Так что на самом деле люди Средневековья, как и мы, впрочем, были погружены в мир ярких красок, окружавших их постоянно, хотя кому-то доставалось больше, а кому-то меньше, но ведь и сегодня кто-то ездит на сером авто, а кто-то… на красном! Так, стены палат в рыцарских замках были либо расписаны, либо прикрыты прекрасными цветными гобеленами или восточными коврами, ну а уж про одежду ми-парти, когда одна нога была красной, а другая белой, и говорить нечего. Я, кстати, только недавно увидел у нас в городе девушку в таких цветных штанах: одна штанина розовая, а другая – нежно-голубая. Выходит, и такая мода сегодня возвращается, хотя крестьяне ми-парти, конечно, не носили. Но… приходя в церковь, они видели яркие фрески на стенах. Подобно комиксам, они рассказывали простым людям о жизни святых и самого Господа, и те, имея перед глазами такую красоту, невольно начинали во всё это верить. А витражи в окнах соборов, через которые лился яркий солнечный свет в полумраке высоких готических сводов? Но было и ещё кое-что что, что также составляло духовный мир Средневековья. Книги! Да, их было относительно немного, да и крестьяне их не читали в силу неграмотности. Но они были, и они могли их видеть опять же в церквях и почитали за счастье, когда им их показывали. А так как рукописные книги-манускрипты были иллюминированы, то есть содержали в себе иллюстрации, то они, даже не умея читать и просто рассматривая эти картинки, получали мощный заряд духовной энергии и… приучались видеть прекрасное не только в полях, но и на страницах пергаментных книг.
Интересно, что здесь св. Петр отрубает ухо рабу Малху не мечом, а какой-то «сечкой». А вот что касается доспехов, то воин справа от Христа одет ну точно по моде 1400 года! Позади видны и две глефы с отводящими крюками. Особенно глефа почему-то полюбилась Карлу Смелому. Иллюстрация из манускрипта «Парижский часослов», 1400 г. Франция, Бодлианская библиотека Оксфордского университета
Вот и мы сегодня в который уже раз отправимся в путешествие по страницам средневековых манускриптов и посмотрим на то, как иллюстраторы того времени изображали одно очень важное событие, отражённое в Евангелиях и получившее название «поцелуй Иуды». Надо сказать, что в 2019 году мы уже рассматривали «поцелуй» в качестве исторического источника. Однако там в качестве иллюстративного материала в основном использовались фрески и иконы. Сегодня у нас источник будет другой – миниатюры из манускриптов, расположенные в хронологическом порядке написания.
Вот перед нами одна из вариаций на тему «Поцелуй Иуды» из иллюстрации манускрипта 1400-1450 гг., и на ней мы видим много интересного в деталях. Художник точно следовал фабуле происходящего, ведь желавшие арестовать Христа пришли с факелами и светильниками, и как и на предыдущей миниатюре, нарисовал рабу Малху фонарь. Петр убирает меч в ножны, так как ухо он ему уже отсёк, а Иисус держит его в руке и почему-то передаёт упавшему Малху, очевидно, что с целью его приживления на место. Интересно другое – опять-таки меч фелчен в руке у воина, стоящего позади Иуды. Можно подумать, что художники будто бы договорились вооружать персонажей этой сцены именно такими вот мечами, либо они перерисовывали их друг у друга? Ведь использовались фелчены довольно редко, и те, что дошли до нас, совсем непохожи на те, что изображаются на миниатюрах художниками. И вот ещё что обращает на себя внимание: доспехи. Шлемы – совершенно точно изображают бацинеты, с которых были сняты забрала. А вот доспехи – явная смесь полных лат и смешанной кольчужно-пластинчатой брони с добавками защитных элементов из кожи. Так что, скорее всего, датировка манускрипта, содержащего данную миниатюру, ближе к первой дате, чем ко второй! «Житие Святого Адриана», 1400-1450 гг. Франция. Муниципальная библиотека Булонь-сюр-Мер
Эта же сцена и опять фелчен. Только теперь в руке у св. Петра. Иллюстрация из «Часослова Теруанны». 1280-1290 гг. Франция, Библиотека Алькасар. Марсель
Следующий манускрипт и иллюстрация из него датированы более точно – 1422-1425 гг. Пузатый воин слева одет совершенно невообразимо, да и оружие у него какое-то непонятное, что явно указывает на следы Возрождения, пробивающиеся уже в живописи. «Часослов», 1422-1425 гг. Париж, Франция. Австрийская национальная библиотека, Ховбург, Вена
Ещё одна сцена с поцелуем из молитвенника короля Альфонсо V Арагонского. На ней ухо также отрубается обычным ножом, но зато бедный Малх одет воином в доспехах, да ещё и вооружён мечом и щитом баклером. «Молитвенник Альфонсо V Арагонского», 1436-1443 гг. Валенсия, Испания, Британская библиотека
А это для сравнения с приведёнными выше иллюстрациями живописное полотно – картина маслом по дереву эпохи Возрождения, около 1520 г. Высота 103,4 см. Ширина 93,6 см. Атрибуция затруднена. «Арест Христа». Музей изящных искусств Дижона, Франция
Эта картина поступила в музей как произведение немецкой школы XVI века. На переднем плане мы узнаём эпизод со святыми Петром и Малхом, почти дословно заимствованный из гравюры на дереве «Великих страстей» Дюрера, датированной 1510 годом, также изображающей «Арест Христа». Несмотря на несколько вариаций в деталях, художник соблюдает схему мотива Дюрера: размахивая мечом, святой Петр хватает руку Малха, который лежит на земле с фонарём в руке.
На заднем плане слева художник явно вдохновлён изображением «Маленьких страстей», на тарелке, расписанной с 1507 по 1512 год, «Иисус на Елеонской горе». Он сохранил ангела, показывающего крест Христу с распростёртыми руками, чашу и спящих апостолов чуть ниже — троих на картине вместо двух на гравюре — и в несколько иных позах.
Типы солдат, их сложные позы, плюмажи, оружие, костюмы с причудливыми деталями — всё это характеризует стиль антверпенских маньеристов. Солдаты размахивают копьями, партизанами, алебардами, швейцарскими или немецкими «моргенштернами» и крючковатыми гизармами. «Боевая шапка» последнего солдата, повёрнутая вправо, относится к немецкому снаряжению того времени. Святой Петр держит в руке баделер (широкая кривая сабля), оружие албанских и далматинских наёмников (страдиотов), чтобы отрезать ухо Малху, чей щит лежит на земле, и который одет явно не как раб. Аналогичный щит, кстати, находится в Швейцарском национальном музее в Цюрихе, захваченном вместе с бургундской добычей в битве при Грансоне, что подтверждает его происхождение. Все детали, даже такая мелочь, как зубчики на кольчужной пелерине, подтянутой на спине ремнём у воина справа, или его «гольбейновский» кинжал (базелард), выписаны очень тщательно, что характерно для живописи маньеризма.
Итак, ещё один источник наших знаний о Средневековье открылся перед нами. И… как мы видим, оно было в достаточной степени ярким и красочным. А люди, отражавшие его на своих иллюстрациях вплоть до Нового времени, запечатляли тем самым современные им реалии!
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: