Пентагон собрался выигрывать воздушные бои у наших Су-30СМ и Су-35С машинами 80-х годов
Пентагон обеспокоен сокращением количества истребителей в строевых эскадрильях. Об этом сообщило авторитетное издание Flightglobal.
Портал ссылается на слова заместителя министра обороны США Роберта Уорка, который заявил, что в составе ВВС сократилось и само количество эскадрилий: если до начала операции в Афганистане (2001 год) их было 88, то сейчас — 54.
Уорк также отметил, что не уверен в возможности истребительного парка полностью перейти на боевые самолеты пятого поколения, и выразил мысль, что, возможно, возникнет необходимость эксплуатировать парк истребителей Lockheed Martin F-16 и Boeing F-15 и за пределами 2040-х годов. По словам Уорка, ВВС США будут «долгое время иметь смешанный парк истребителей пятого и четвертого поколений».
Как пишет издание, в 1990 году ВВС США насчитывали 134 эскадрильи тактических истребителей, но с тех пор были массово выведены из эксплуатации такие типы самолетов, как General Dynamics F-111 Aardvark, McDonnell Douglas F-4 Phantom и Lockheed F117 (был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий), что резко сократило потенциал военной авиации. Это при том, что с новыми самолетами не все так гладко.
Из первоначально запланированных 1200 единиц истребителей пятого поколения Lockheed F-22 Raptor за все время производства было закуплено всего 187 многоцелевых истребителей, на вооружении ВВС США стоят 178 самолетов. А производство истребителей F-35 отстает от графика на шесть лет. Как отмечает Flightglobal, в год выпускается всего 48 машин — исторически самый низкий объем производства в США, в то время как норма — 80.
В ВВС США проблема не только с современными самолетами, но и с летчиками. 10 марта американское информационное издание Defence News сообщило, что несмотря на сокращение авиапарка, в настоящее время ВВС не хватает более 500 пилотов истребителей. По данным издания, американские военные опасаются, что к 2022 году дефицит достигнет 800 человек.
Исходя из всего этого, обозреватель журнала The National Interest Питер Лэйтон недавно высказал мнение: если США не перестанут надеяться на истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35, то Америка лишится возможности удержать свои позиции в развитии военной авиации, уступив пальму первенства России и Китаю.
Военный эксперт, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин согласен с тем, что причина сокращения количества истребительных эскадрилий в США в том, что на протяжении последних 15 лет количество старых самолетов, отработавших свой ресурс, превышало число машин, поступающих в войска.
— Во многом перенасыщенные электроникой F-22 и F-35 создавались для поддержания технологичности всей системы ВПК, для развития науки. Конечно, их не стоит недооценивать: тот же F-22 может барражировать на сверхзвуке, на большой высоте не все наземные комплексы способны его обнаружить. Но все-таки американские самолеты пятого поколения предназначены больше для широкомасштабной войны.
А как показывает опыт, в век гибридных, иррегулярных войн, когда у противника нет мощных систем ПВО, а зачастую и авиации, больше нужны «рабочие лошадки» — надежные, живучие, способные уйти от переносных средств ПВО самолеты, и которые при этом не разорят военную казну. Неслучайно американцы стали использовать в Сирии старые четырехмоторные OV-10 Bronco, известные со времен Вьетнама, цена летного часа которого чуть ли не в 10 раз ниже, чем у самолета 4-го поколения (как пишет CNN, менее 5 тысяч долларов по сравнению с 45 тысячами долларов у современного истребителя).
В то же время я не думаю, что в будущем количество эскадрилий истребительной авиации будет сокращаться. На самолет F-35 есть заказы из многих союзных Штатам государств — и хотя есть страны, которые сокращают объем заказа, например, Италия — с 90 до 45 единиц, но есть и те, кто согласен его расширить. Скажем, Япония. Реализация программы по созданию «Единого ударного истребителя» F-35 изначально была разбита на этапы: на каждом таком этапе самолет будет модернизироваться и подгоняться под новый стандарт. То есть американцами задумана непрерывная цепочка совершенствования машины за счет улучшения характеристик, уменьшения массы некоторых систем, двигателя и т. д. Вся соль проекта в том, что появилась единая платформа самолета пятого поколения — и для ВВС, и ВМС, и для нужд Корпуса морской пехоты.
Кроме того, в Штатах сделан большой упор на беспилотную авиацию. Американцы — лидеры в этом сегменте, имеющие всю линейку БЛА — от микро- до огромных ударных аппаратов.
Если так судить, то в сфере бронетехники у США ситуация даже хуже, чем в авиации. В России уже выпущена опытно-промышленная партия принципиально нового танка «Армата», а в Штатах не раньше 2017−2018 годов только начнется модернизация танков Abrams, причем речь не идет о каких-то радикальных изменениях — произойдет локальное улучшение в системе управления огнем, бронезащите. С БТР Stryker ситуация такая же: увеличение калибра автоматической пушки явно не придаст машине каких-то новых свойств.
Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков считает, что ситуация с истребительной авиацией в США демонстрирует ошибочность военно-технической стратегии, которой Штаты придерживались почти четверть века. Ведь несмотря на модернизацию, истребители F-15 и F-16 — это машины, которые были переданы в эксплуатацию в 1976 и в 1979 году соответственно, а их могут оставить в строю и после 2040 года!
— США после развала Союза взяли курс на достижение абсолютного военного превосходства. Для этого им необходимо было совершить научно-технологический прорыв. Стратегия предполагала, что американцы какое-то время будут использовать традиционные системы вооружения, но через некоторое время заменят их принципиально новыми — с технологиями, которые недостижимы другим странам мира.
И американцы начали вкладывать громадные деньги в системы ПРО, принципиально новые корабли флота (например, создали эсминец Zumwalt, который стоит как несколько крейсеров УРО класса Ticonderoga), в развитие гиперзвуковых боеприпасов, нетрадиционных видов вооружений — в лазерное оружие воздушного базирования на базе Boeing (в конце концов, программа была закрыта), электромагнитную пушку корабельного базирования.
Просто заоблачные суммы были потрачены на самолеты пятого поколения — F-22 и F-35. Однако получилось, что F-22 по своим боевым качествам превосходит самолеты поколения 4++, но не столь радикально, чтобы говорить о гарантированности победы в любых условиях. Что касается работы по наземным целям, то здесь Raptor обладает довольно низкими возможностями. А ведь именно из-за нехватки денег на закупку новых F-22 американцы начали снимать с вооружения знаменитые ударные «невидимки» Lockheed F-117 Night Hawk.
F-35, который очень долго разрабатывался и должен внедрятся в войска в несколько этапов, по сути, не доделан. По цене он в несколько раз выше стоимости F-16, который должен был заменить, но по своим характеристикам превосходит его не слишком существенно.
В общем, получилось, что большинство технологических усилий оказались если не провальными, то не оправдавшими ожиданий. На ноу-хау были потрачены миллиарды долларов, однако средств для поддержания авиации в боеспособном состоянии на уровне хотя бы 2000-х годов не выделялось. Отмечу также, что F-16 и F-15 по своему технологическому уровню отстают от российских истребителей 4-го поколения Су-27, МиГ-29, а тем более — Су-30СМ и Су-35С поколения 4++. Для того, чтобы подтянуть их до уровня наших, нужна глубокая модернизация. Будут ли ее проводить или возьмутся за шестое поколение самолетов — вопрос.
— В США громадный авиапарк, не только истребительной авиации, и он требует значительных ресурсов, — говорит военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. — Но в условиях модернизации стратегической и тактической составляющей ядерных сил, а также строительства системы ПРО, выделить одновременно с этим ресурсы на техническое перевооружение ВВС довольно сложно. В итоге получилось то, что получилось. Но ничего катастрофического для американцев в этом нет.
К слову, по некоторым данным, в 2014 год в боеготовом состоянии в составе нашей авиации находились 32 истребительные эскадрильи. Учитывая госзаказ до 2020 года, можно ожидать увеличение их количества до 37−38. А ведь к американским 54 эскадрильям нужно прибавить еще и те, которые находятся в составе ВВС стран-союзников по военному блоку НАТО.
Военный аналитик, заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков также считает, что после распада СССР, когда возникла «стратегическая пауза» и когда у США не стало сопоставимого по мощи противника, Штаты слишком много времени стали тратить на долгосрочные и дорогостоящие эксперименты с военными технологиями.
— Сейчас американцы сами накрутили ситуацию, заговорили об угрозе, начали не просто сравнивать потенциалы на бумаге и прогнозировать исход столкновения из численности ВС, а исходить из тех возможностей, которые Россия демонстрирует на различных учениях и в ходе боевой операции в Сирии. И оказалось, что реагировать надо, поскольку возникло множество пробелов.
Самые дорогие самолеты в мире — многоцелевые истребители пятого поколения F-22 Raptor, которые впервые были применены в ночь на 23 сентября 2014-го в Сирии, уже сняты с производства. Перспективный истребитель F-35, создаваемый в качестве более дешевой альтернативы F-22, также оказался крайне дорогим (по некоторым данным, один экземпляр уже обходится дороже F-22 — «СП»). Он стоит на порядок больше, чем российский самолет пятого поколения Т-50, который имеет примерно схожие тактико-технические характеристики. А раз отрыва по ТТХ нет, то это значит, что в реальном бою решающее значение будут иметь общая система ведения воздушного боя, слаженность и обученность экипажа и т. д.
Но! Речь идет только об истребителях, в целом парк боевой авиации в США весьма внушительный. Не стоит забывать, что подобные заявления американскими военачальниками делаются намеренно, чтобы вызвать, так сказать, легкую панику и выбить больше денег из Конгресса. А сейчас для этого крайне удобный момент — антироссийская риторика находится на пике. Что будет после президентских выборов — пока неизвестно: не исключено, что эта риторика усилиться, о чем говорила Хиллари Клинтон, или уменьшиться — если вдруг победит Тед Круз или Дональд Трамп. А пока военные аналитики США прямо говорят, что нужно пользоваться моментом, чтобы решать те проблемы, которые копились годами.
Антон Мардасов
Фото: AP/ ТАСС
Читайте нас: