Лента новостей

09:26
Анджею Дуде доложили о попытке прорыва в президентский дворец
09:24
Генсек ПАСЕ признал бесполезность антироссийских санкций
09:24
Президент Грузии в Брюсселе рассказала об "оккупированных" Абхазии и РЮО
09:23
Конгресс фактически заблокировал возможность выхода США из НАТО
09:22
Боевики предприняли наступление в Идлибе
09:22
Дамаск высказался о возможном ответном ударе по аэропорту Тель-Авива
09:21
Песков рассказал о позициях России и Японии по мирному договору
09:19
Как Трамп помог Москве в национализации «Русала»
09:18
Медоварголовногомозга
09:17
Что будет, если сбить разведчик НАТО у границ России
09:15
На сторону Тимошенко переметнулся человек, от которого зависит исход выборов
09:15
Иерусалимский патриарх принял делегацию УПЦ, отказавшись от встречи с «новой церковью» Порошенко
09:14
Юлия Тимошенко против «банды Порошенко»: Заветная цель близка
09:13
Единого кандидата от «русского мира» не будет
09:12
В Киеве приземлился самолет, забитый тяжелоранеными ВСУшниками
09:11
Ницой требует от кинотеатров переименовать попкорн в бахканцы
09:11
Министр культуры: вход в интернет будет только по паспорту
09:06
Китай переводит свою грязную энергетику в Россию
09:05
Сирии грозит масштабное вторжение проиранских сил
09:05
Почему С-300 в Сирии пока молчат
09:04
Почему Владимир Путин до сих пор не Герой России?
09:03
ПАСЕ обвинила Россию в шантаже. Но пока не знает, как выжить без ее денег
09:02
Как снежный шквал оказался сильнее бомбардировщика Ту-22М3
09:01
Последняя газовая битва за Европу: США нашли нового союзника
05:31
Иерусалимский патриарх напоследок знатно пнул Порошенко и украинских раскольников.
04:41
Владимир Путин покоряет Украину
22:20
«Новая газета» + «Знамя»: брак по расчету
20:24
Россия введет зеркальные контрсанкции против Евросоюза
20:19
ПАСЕ – говорильня, которая ничего не решает
20:14
США боятся искать российский «Судный день»
20:00
Мирный договор с Японией опять завис из-за статуса Курильских островов
19:37
Гудков выдумал «охоту на геев» и «победил»
19:30
Россия существенно сократила внешний государственный долг
19:29
Награда нашла своего героя: Шойгу наградил летчика, спасшего самолет при посадке без переднего шасси
19:28
Порошенко пообещал украинцам повышение уровня жизни через три года
19:27
Угрозы из Эстонии. В Таллине предлагают… атаковать ракетами Санкт-Петербург
19:27
Литва решила побороться с «Газпромом» за украинский рынок
19:24
В Рыбинске заложили очередное малое гидрографическое судно проекта 19910
19:23
Умер третий член экипажа разбившегося в Оленегорске Ту-22М3
19:23
В Кремле главы государств обсуждают мирный договор России с Японией
19:22
В России создан энергоблок для космической ядерной энергоустановки
19:21
Ханты-мансийские правоохранители задержали "захватившего" лайнер
19:20
Кишинёв призвал ОБСЕ помочь в вывозе боеприпасов со складов в ПМР
19:19
США задействовали в качестве мишеней российские средства ПВО
19:16
Тимошенко назвала условие для своей отставки в случае избрания президентом
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


» » «Титаны» и «Опустошители»: какие российские вертолеты и за что ценят за рубежом

«Титаны» и «Опустошители»: какие российские вертолеты и за что ценят за рубежом

 

«Титаны» и «Опустошители»: какие российские вертолеты и за что ценят за рубежомC того самого момента, как первый отечественный вертолет был поставлен за рубеж, для винтокрылых машин началась совершенно иная жизнь – полная конкуренции, противоречий и самой настоящей борьбы за место под солнцем не только в рядах ВВС на Родине, но в авиационных ангарах десятков других стран.

 

Первый экспортный

 

Больше 50 лет назад, в 1964 году, путевку в большую жизнь, полную конкуренции, получил первый жаворонок отечественного авиационного экспорта – вертолет Ми-6. Разработанный за рекордно короткие сроки первый в мире серийный вертолет с двумя турбовальными двигателями в середине 60-х поражал воображение не только советских специалистов: внушительная грузоподъемность и высокая скорость полета, как оказалось, требовались для выполнения задач самого разного характера не только на родине.

 

Первой страной, заказавшей Ми-6 для собственных нужд, оказалась Индонезия. Заказ на многоцелевые вертолеты с большой грузоподъемностью оказался весьма кстати: помимо быстрой переброски грузов между островами, Ми-6 использовали и во время большого военного противостояния 1963–1966 годов (по меркам островного государства) для эвакуации гражданского населения. Авиационные специалисты отмечают, что Ми-6 – один из самых удачных вертолетов в истории мировой авиации, несмотря на то что одновременно с этим он является первой машиной подобного класса.

 

Многим отечественным ведомствам и зарубежным заказчикам было из чего выбирать: Ми-6 с его грузоподъемностью в 12 тонн предлагался сразу в нескольких вариантах – в качестве воздушного грузовика, инженерно-строительной машины для перевозки строительных конструкций, а также двух специализированных версий (машины, переоборудованной для тушения пожаров, и летающего медицинского модуля). Специалисты поясняют, что эргономике и вопросами эффективного использования свободного места в Ми-6 занимались особенно внимательно.

 

«Сейчас принято говорить, что вопросы эргономики в вертолетах начали просчитывать в полной мере чуть ли не в 80-е. Это совершенно не так. Примером служит Ми-6, в котором, к примеру, даже крепежные элементы внутри корпуса проектировались для максимальной универсальности», – поясняет авиационный инженер и майор ВВС в отставке Борис Мясников.

 

 

По словам специалиста, перевозке грузов повышенное внимание уделялось не просто так: Ми-6 одним из первых получил «всеядный» грузовой отсек, в котором можно было перевозить все – от самой разной военной и гражданской техники до грузов с нестандартными габаритами, не затрачивая при этом дополнительное время на монтаж дополнительного крепежа.

 

«В числе прочих достоинств стоит упомянуть и десантный вариант вертолета, который можно было собрать за несколько часов, установив дополнительные сиденья», – добавил эксперт. Кстати, десант в грузовой отсек помещался внушительный: без малого 100 человек могли разместиться на смонтированных сиденьях. Ми-6 – один из первых поставленных на экспорт высокотехнологичных продуктов еще советской оборонки и в то же время один из самых успешных.

 

За 20 лет для нужд собственной страны, а также зарубежных заказчиков, в числе которых, помимо Индонезии, оказались и другие страны Азии и Африки, было произведено 800 вертолетов-тяжеловесов.

 

Турецкий «Воин»

 

Несмотря на то что отношения России и Турции серьезно испорчены, было время, когда для турецких военных отечественными специалистами разрабатывался крайне необычный боевой вертолет. Турецкий тендер на поставку почти 150 боевых вертолетов с самого начала обещал быть крайне сложным для всех его потенциальных участников. Список кандидатов на звание победителя большого конкурса был достойный: американские «Кобра» и «Апач», «Тигр» европейского производства, итальянский А129 и последний, самый необычный экземпляр, российский Ка-50-2.

 

Крайне необычный вертолет, выполненный по знаменитой камовской схеме с двумя несущими винтами, из всего списка претендентов на победу заметно выделялся: характерное остекление кабины, отличающееся от всех вертолетов-конкурентов, необычные формы и широкая степень кооперации отечественных и зарубежных фирм. Весь регион, окружающий Турцию, как можно было убедиться не один раз, крайне нестабилен, и боевые действия в соседних регионах –практически обычное дело. Именно для реагирования на подобные угрозы Турции в конце 90-х и понадобился новый ударный вертолет.

 

Для своевременной и молниеносной реакции туркам было необходимо наличие совершенно иного типа боевых машин, а машины подобного класса уже были разработаны и построены в России. Ка-50 «Черная акула», воплощенный в металле к концу 90-х успешно наводил ужас на зарубежных военных специалистов: бронированный танк с двумя винтами, расположенными друг над другом, нес на себе такое количество вооружения, которого хватило бы для серьезной войсковой операции, а бронированию в уникальном вертолете подверглась не только кабина, но и все жизненно важные для машины узлы и агрегаты.

 

 

Для того чтобы снизить процент зависимости от российского вооружения в огромном по меркам поставок вооружения проекте, турецкая сторона попросила дооснастить вертолет. В 1997 году камовцы заключили соглашение с израильской компанией, согласившейся поставить для российского вертолета авионику и вооружение. Машина получилась воистину уникальная –отечественная конструкция удачно сочеталась с зарубежными системами наблюдения и вооружения.

 

 Особенное впечатление на турецких военных произвели противотанковые ракетные комплексы «Вихрь», поражающие мишени на учебных стрельбах с первого раза. Однако без неприятных сюрпризов, никак не связанных с конструктивными особенностями, не обошлось.

 

«Американцы страшно не любят конкуренцию. Несмотря на то что вертолет полностью удовлетворял условиям тендера, к нему сразу же начали предъявлять требования, которых изначально не было», –отмечает авиационный инженер, специалист в области БРЭО Николай Алаутдинов. Не исключено, что именно американские «советники» помогли туркам созреть на переоснащение вертолета с российского вооружения на зарубежное.

 

В конечном счете по настоянию турецких военных под вертолет вместо российской авиапушки повесили орудие французской компании GIAT, да и противотанковый комплекс «Вихрь» заменили на зарубежный образец. Несмотря на удачное сочетание технологий и большую кооперацию с зарубежными разработчиками, выбор в пользу Ка-50-2 турецкие военные так и не сделали. Специалисты отмечают, что при цене около 20 миллионов долларов за единицу Ка-50-2 мог стать самым дешевым и самым боеспособным вертолетом в турецкой армии, однако, судя по всему, сделать правильный выбор туркам попросту не дали.

 

Ближневосточный «Охотник»

 

Ми-28 – самый новый вертолет из тех, что Россия предлагает на экспорт. Машина, судьба которой сложилась удачно, хоть и не сразу, уже поступил первым зарубежным заказчикам и приступил к выполнению задания. Боевой вертолет для круглосуточной работы за рубежом неслучайно назвали «Опустошителем»: 30-миллиметровая скорострельная пушка, блоки с противотанковыми ракетами и контейнеры с неуправляемым вооружением – арсенал, с помощью которого можно доставить огромное количество неприятностей любому противнику.

 

Однако большим количеством вооружения сейчас никого не удивишь: помимо самого вооружения, важна способность его быстро применять. За быстродействие у Ми-28 отвечает комплекс бортового радиоэлектронного оборудования БРЭО-28, ядром которого являются высокопроизводительные компьютеры. Именно благодаря высоким вычислительным мощностям Ми-28 из ударного вертолета превратился в желанный объект покупки.

 

Однако и это еще не все. Модернизированные версии вертолета Ми-28НМ производители оснастят новейшей РЛС кругового обзора, улучшенной системой управления, а несущий винт с новыми лопастями позволит «Ночному охотнику» улучшить и без того неплохие скоростные показатели.

 

«Несмотря на то что Ми-28 – машина современная и высокотехнологичная, быстройдействие и большое количество боеприпасов вертолету пригодятся все-таки в ходе реальной боевой работы», – рассказал в интервью «Звезде» заместитель генерального конструктора по авиационному оборудованию АО «Опытно-конструкторское бюро имени М. П Симонова» Илья Матвеев.

 

 

Эксперт отметил, что высокий экспортный потенциал вертолета уже проверяется на деле и по тому, с какой точностью работает вооружение Ми-28, можно многое сказать относительно реализованных в нем технологий. Говоря о том, где Ми-28 уже используется по прямому назначению, в первую очередь стоит упомянуть Ирак. По контракту, заключенному в 2012 году, вооруженные силы этой страны получат 19 боевых вертолетов Ми-28.

 

Поставка высокоэффективного вертолета иракским вооруженным силам, по словам специалистов, придется весьма кстати, ведь страна испытывает серьезные проблемы в борьбе с ИГИЛ, а партнеры из западных государств, успешно продавшие иракскому правительству значительное количество техники, в борьбе с международным терроризмом помогать не торопятся. Тем временем военно-техническое сотрудничество с Россией дает первые плоды: все чаще на видеороликах появляются кадры с вертолетами Ми-28, которые точечно отрабатывают вооружением по позициям боевиков.

 

Эксперты отмечают, что 11 вертолетов, уже поставленных Ираку, вполне способны эффективно противодействовать боевикам ИГИЛ в любое время суток. Иракские военные, уже оценившие российские машины в деле, с покупкой не прогадали, ведь Ми-28 производится с классической для России концепцией – максимум эффективности за разумные деньги. Еще одним достоинством вертолетов российского производства в эпоху постоянного дорожающего обслуживания и содержания вооруженных сил является большое количество профессионального летного состава для обучения, а также информационной поддержки летчиков других стран.

 

Как добавляют эксперты, лучшую рекламу российским вертолетам делают ближневосточные покупатели Ми-28, в особенности Ирак, почти сразу бросающий «Охотников» на борьбу с ИГИЛ, и если судить по недовольным выкрикам террористов и рокоту 30-миллиметровой пушки, покупка Ми-28 себя полностью оправдывает.

 

Автор: Дмитрий Юров


Фото: Борис Кавашкин/ТАСС/ Марина Лысцева/ТАСС/ Минобороны России
 







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "«Титаны» и «Опустошители»: какие российские вертолеты и за что ценят за рубежом"


Напишите ваш комментарий к статье "«Титаны» и «Опустошители»: какие российские вертолеты и за что ценят за рубежом"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх