Предшественником Государственного центра беспилотный авиации был Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов, который просуществовал около трех десятилетий. Собственно, отечественный ОПК имеет богатый опыт проектирования и производства беспилотников. Однако тяжелые 90-е годы оставили Россию позади мировых лидеров беспилотной авиации. За последние годы ситуацию удалось исправить — РФ находится на пороге революции в области БПЛА. Для управления новейшими машинами нужны квалифицированные специалисты, подготовке которых уделяется первостепенное значение.
Через Государственный центр беспилотной авиации проходят все новые российские беспилотники. Специалисты тщательным образом изучают технику, а потом передают свои знания курсантам, приезжающим для обучения со всей страны. Для работы с военным беспилотником необходимо подготовить трех специалистов: оператора управления аппаратом, который задает курс и высоту; оператора управления целевой нагрузкой, в задачу которого входит ведение разведки; техника, который готовит БПЛА к полету и осуществляет запуск.
Военнослужащий начинает обучение в тренажерном классе, которое длится примерно три-четыре месяца. Лишь после этого он допускается к работе с настоящим аппаратом. Немаловажно, что в процессе обучения используются исключительно российские разработки, в том числе и тренажеры.
Если в американской армии к управлению беспилотниками привлекают геймеров, то у нас сохраняется консервативный подход. Дело в том, что у геймеров нет опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты. Именно поэтому операторами беспилотников в России становятся в основном бывшие летчики и штурманы. Впрочем, в скором времени ситуация может измениться, поскольку количество БПЛА в российской армии будет все более увеличиваться.
В российской армии используется широкая номенклатура беспилотных летательных аппаратов. Машина «Форпост» взлетает и садиться по-самолетному. Остальные запускаются с руки или с помощью катапульты, а приземляются на парашюте. Из этого можно сделать вывод, что в Вооруженных силах РФ пока эксплуатируются главным образом небольшие аппараты с малой полезной нагрузкой. Отечественные БПЛА оснащаются фото и видеокамерами, средствами радиоэлектронной борьбы и другой аппаратурой. Таким образом, сейчас на российские беспилотники возложены в основном разведывательные функции.
При это российский ОПК активно работает над созданием ударных беспилотников. «Сухой» готовит к выпуску аппарат массой 20 тонн, а компания «Сокол» — 5-тонную машину. Эти БПЛА смогут применять широкую номенклатуру вооружения. Очевидно, что для управления этими аппаратами придется изменить существующие методы подготовки операторов.
Михаил Александров
Читайте нас: