Продолжить практику комплексных внезапных проверок боевой готовности, охватить ими все военные округа и рода войск Вооруженных сил обещал в конце 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу, докладывая президенту об итогах года. Собственно и сами проверки появились в современной российской армии с приходом Шойгу на должность главного защитника страны. Министр пообещал, что при проведении такого рода внезапных учений самое пристальное внимание будет уделяться переброскам войск на дальние расстояния, созданию группировок на угрожаемых направлениях и практическому применению авиации и ПВО.
Первую в 2016 году внезапную проверку решили провести в Южном военном округе. Кстати итоговым учением 2016 года станет стратегическое командно-штабное учение «Кавказ», которое также проведут на юге России — этот регион в настоящее время имеет особую важность для страны, таким образом, можно предположить, что своего рода репетиции «Кавказа-2016» будут проводиться в течение всего года.
«В ходе проверки требуется оценить степень готовности Южного военного округа к реагированию на кризисные ситуации различного характера.
На завершающем этапе проверки с войсками на различных уровнях провести оперативные и тактические учения», — заявил в понедельник министр обороны, объявляя о начавшейся в пять часов утра по решению Владимира Путина внезапной проверке .
Глава военного ведомства поручил проинформировать о проводимой в России проверке иностранных военных атташе.
Южный военный округ защищает Россию с юго-западного направления, отдельное внимание уделено обороне Северного Кавказа. По размеру территории ЮВО — самый маленький из российских военных округов, но это как раз тот случай, когда размер – не главное. Всего округ занимает 14 субъектов РФ. Помимо Северо-кавказского, Южного и крымского федеральных округов, в зону ответственности ЮВО входят три российские зарубежные военные базы: в Армении, Абхазии и Южной Осетии.
Как пояснил военный эксперт Виктор Мураховский, Южный военный округ — «один из самых насыщенных войсками, если не самый, и по количеству общевойсковых бригад, и авиации, и так далее».
Особое внимание в ходе внезапной проверки министр обороны велел обратить на проверку готовности системы управления войсками и развертываю мобильных командных пунктов, для чего привлекли и Центральный военный округ.
Важная роль традиционно отведена Воздушно-космическим силам — им предстоит отражать удары противников и защищать объекты государственной важности.
По данным открытых источников, на вооружении авиации ЮВО сотня фронтовых бомбардировщиков Су-24 (такие используются для бомбардировок боевиков в Сирии), более 80 штурмовиков Су-25, около 100 истребителей (МиГ-29, Су-27, Су-30 — буквально на минувшей неделе авиаполк в Ростовской области получил еще четыре современных Су-30СМ), кроме того, бомбардировочный авиаполк ЮВО в конце 2015 года полностью перевооружили современными самолетами Су-34. Армейская авиация округа располагает более ста боевых вертолетов (не менее десяти Ка-52, более 30 Ми-28Н, не менее 50 Ми-24/35), 12 тяжелых транспортных Ми-26, более 60 многоцелевых Ми-8/17.
Морская составляющая ЮВО также полностью задействована во внезапной проверке — к ней привлечены Черноморский флот и Каспийская флотилия, корабли которой оснащены крылатыми ракетами «Калибр» осенью минувшего года успешно поразили объекты запрещенной в России и других странах террористической организации «Исламское государство» в Сирии.
Что касается сухопутной части Южного военного округа, то по открытым данным, на его вооружении имеется примерно 400 танков (поровну Т-72 и Т-90); около 1 000 боевых машин пехоты и десанта, примерно 250 колесных (в основном БТР-80) и до 800 гусеничных бронетранспортеров; до 450 самоходных артустановок; более 250 реактивных систем залпового огня (в том числе «Смерч» и новейшие РСЗО «Торнадо»); более 150 противотанковых ракетных комплексов; более 200 пусковых установок зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО (С-300В, «Бук», «Тор», «Оса», «Стрела-10»), более 50 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска».
Министр обороны поручил оценить и маневренные возможности соединений при совершении маршей для создания группировок войск — переброска войск будет осуществляться на расстояние более 3 тыс. км. В частности, необходимо будет проверить воздушно-десантные войска и на предмет организации переброски соединений в районы боевых задач, и десантирования с самолетов военно-транспортных самолетов и вертолетов различными способами.
Объявляя проверку, министр обороны не сообщил, сколько именно военнослужащих и единиц техники задействуют в проверке, а также, как долго она продлится. Эксперт Мураховский пояснил, что цифры могут быть объявлены позже. «Я думаю, это будет достаточно стандартное мероприятие и по срокам и по числу привлекаемых войск, потому что когда такие мероприятия проводятся именно не с целью учений, а с целью сосредоточения реальной группировки, то сроки могут вообще не афишировать», — сказал Мураховский.
Эксперт согласился с предположением, что объявление проверки и переброски войск именно на южное российское направление может быть своего-рода намеком Турции, на то, что Россия готова, в случае чего защитить себя с юга. «Сигнальчик такой есть», — сказал военный специалист.
Он также не исключил, что сосредоточения войск в Черном море и на Крымском полуострове и в Ростовской области — близ границы Украины, может вызвать беспокойство западных партнеров. «Естественно будут некоторые аллюзии со стороны наших западных друзей присутствовать. Но это достаточно открытое мероприятие, поэтому напрямую увязывать это с каким-то реальным сосредоточением войск на границе Украины, я думаю, нельзя. Кроме того, они сами на себя пусть обижаются, ведь не мы разорвали отношения в рамках совета Россия-НАТО. Если хотели поприсутствовать и посмотреть, то не надо было бы таких резких шагов делать», — добавил Мураховский.
В свою очередь, замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, уверен, что озабоченности Запада по поводу Украины ждать не стоит: «По-моему сейчас Украина уже лишняя сущность. Здесь и Турции хватит. Внезапных проверок у нас за три года проводилось много — это очень правильный элемент подготовки Вооруженных сил. Совершенно не обязательно их рассматривать как сигнал кому-то, но в данном случае это, видимо еще и сигнал туркам, потому что к войне с ними мы идем очень быстро и уверенно», — считает аналитик.
Совпадение?
Интересно, что британская газета Telegraph со ссылкой на военные источники в понедельник сообщила о переброске в Иорданию 1 тысячи 600 военнослужащих британской армии впервые со времен иракской кампании. Цель учений — убедиться в том, что армия все еще может разместить танковые войска в любой зоне конфликта, несмотря на урезанный военный бюджет.
«Учения «Шторм Шамаль» могут стать репетицией возможной переброски вооруженных сил Великобритании в Восточную Европу, если когда-нибудь произойдет конфронтация России с НАТО. Это не учения против ИГ, это скорее производится для того, чтобы быть готовыми присоединиться к США в Украине, нежели в Сирии», — цитирует газета военный источник.
К берегам Иордании кораблями перевозят более 300 единиц военной спецтехники, медицинских и разведывательных средств.
Тем не менее, подобное совпадение военный эксперт Мураховский не стал расценивать как серьезную угрозу, назвав это «чисто символическими учениями давних партнеров».
«С военной точки зрения 1 тысяча 600 человек и 300 единиц техники – это вообще ни о чем. Достаточно сказать, что численность нормальной бригады – 4,5 – 5 тысяч чел, то 1 тысяча 600 – это вообще символическое значение.
Кроме того, у Иордании и Великобритании давние связи в том числе и в военном отношении. Это традиционные партнеры. По технике и вооружению у них давние связи», — сказал собеседник.
По его словам, Иорданию также может беспокоить отвоевание войсками Башара Асада ряда территорий близ границы с Иорданией: «Там до границы с Иорданией осталось чуть более десятка километров. На приграничных территориях, где действуют бандформирования, они пользуются поддержкой иорданских спецслужб, и через границу с Иорданией поставляется и часть оружия. Так что это одна из задач правительственных сирийских сил – зачистить границу с Иорданией и занять ее своими войсками, что некоторым иорданским структурам не нравится», — сказал он.
Более сурово на это отреагировал аналитик Храмчихин: «О совпадениях тут говорить бессмысленно — если готовиться к войне, то готовиться к войне. Тут все очевидно и по направлениям и по настроениям», — констатировал замдиректора Института политического и военного анализа.
Тем временем, Минобороны Великобритании опровергло сообщение прессы о цели проводимых в Иордании учений. «Это то, что они (газета) предполагают, но это не цель учений. Эти учения не по поводу войны с Россией», — цитирует агентство РИА «Новости представителя пресс-службы британского оборонного ведомства. По его словам, «министерство не располагает никакими планами подготовки войны с Россией».
Читайте нас: