СМИ Турции: Обзор публикаций о России, 25–31 января
Россия всеми возможными средствами стремится спровоцировать Турцию, убежден автор Yeni Çağ (25.01), и на этот раз дислоцирует своих военных в Камышлы, а также расширяет аэропорт в этом регионе. Так Россия планирует, с одной стороны, сдерживать Турцию, с другой — оказывать мощную военную и логистическую поддержку Партии «Демократический союз» (PYD). По мнению журналиста, Россия действует так же, как США в Ираке, и пытается создать курдский пояс на севере Сирии. При этом и США, и Россия преследуют одну цель: лишить Турцию пространства для маневра в регионе, поскольку им не выгодно, чтобы Турция имела сколь-нибудь серьезное влияние за пределами своих границ.
Действия России и США в регионе ведут к воплощению в жизнь проекта «Великого Курдистана», добавляет колумнист Milli gazete (26.01), по мнению которого, США и Россия — «эксплуататоры», представляющие западную материалистическую цивилизацию и стремящиеся эксплуатировать страны исламского мира.
Создание военной базы в Камышлы предполагает ряд преимуществ для России, считает колумнист Zaman (26.01). Прежде всего, она получит возможность еще более прочно обосноваться в Сирии. Кроме того, в Камышлы находятся силы и сирийского режима, и PYD, а поддержка курдов со стороны России могла бы стать «достойной расплатой» за сбитый Турцией военный самолет. Вместе с тем регион Камышлы расположен весьма близко к важным объектам НАТО в Турции.
Как полагает журналист Türkiye (27.01), собрав за одним столом PYD, левые группы под контролем Асада в Дамаске и Сирийскую национальную коалицию (СНК), Россия рассчитывает ослабить сопротивление сирийской оппозиции против режима Асада. При этом Турция, протестующая против присутствия PYD, нацелена на обеспечение своей национальной безопасности, содействие СНК, защиту туркмен и гражданского населения в Сирии, а также предотвращение каких бы то ни было новых искусственных образований на севере Сирии.
Почему связь PYD и РПК ничего не значит для России? Таким вопросом задается колумнист Sabah (28.01) и делает вывод, что после инцидента со сбитым Су-24 Россия пытается «открыть встречный огонь» по Турции при любой возможности. И даже если тезисы Турции не вредят интересам России, Москва будет их отрицать, добавляет автор.
Хотя на сегодняшний день кажется, что Турция добилась успеха, и PYD не примет участие в переговорах по Сирии, «головная боль Турции еще не закончилась», убежден колумнист Cumhuriyet (29.01). Так, в Женеву был приглашен Сирийский демократический парламент, который включает в свой состав PYD и представляет собой политическое крыло Демократических сил Сирии — «коалиции курдов и арабов», созданной США против ИГИЛ. С другой стороны, есть признаки того, что позиция Анкары вселит в Россию еще большую решительность в вопросе покровительства PYD. В частности, сообщается, что в ближайшее время Москву посетит сопредседатель PYD Салих Муслим (Salih Müslim). Ожидается, что Россия пойдет на сближение с боевым крылом PYD — Отрядами народной самообороны.
Yeni Çağ (27.01) и Akşam (26.01; 27.01) продолжают комментировать экономическую ситуацию в России. После того, как цены на нефть обновили 12-летний минимум, Россия, столкнувшаяся с санкциями со стороны Запада из-за присоединения Крыма, стала захлебываться новой волной экономического кризиса, отмечают издания.
Так, с падением цен на нефть Россия теряет государственные доходы, ее экспорт сокращается, наступает экономическая рецессия, и валютные резервы страны постепенно иссякают. Ожидается, что в 2016 году российский рубль может потерять порядка 10-15% своей стоимости, поскольку, «как бы успешно ЦБ России ни управлял международными резервами, в борьбе с инфляцией все далеко не так благополучно».
Тем не менее, отмечает обозреватель Taraf (26.01), турецкая лира — более «рискованная» валюта, чем российский рубль, несмотря на его драматические падения в последнее время. Автор отмечает, что доверие иностранных инвесторов к Турции подрывает процентная политика турецкого ЦБ, а также вероятность политических перемен в Турции и, в частности, переход к президентской форме правления.
После того, как Турция сбила российский самолет, нарушивший ее границы, Россия не прекращает свои «грязные» антитурецкие кампании и теперь берет на прицел турецкую экономику, пишет Bugün (28.01). В этой связи издание приводит заявление Ростуризма об угрозе возможных атак боевиков ИГИЛ на российских туристов, находящихся в Турции.
Самолетный кризис в отношениях между Россией и Турцией «перевернул все вверх дном», и теперь понадобится длительное время, чтобы вернуть российско-турецкие отношения на прежний уровень. Такую точку зрения в беседе с Milliyet (25.01) выражает Дженк Башламыш (Cenk Başlamış), многие годы работавший представителем газеты Milliyet в России и выпустивший — в разгар российско-турецкого кризиса — книгу «Тайны России: от Горбачева до Путина».
По мнению автора T24 (29.01), весомый вклад в налаживание отношений России и Турции способны внести некоторые экономические круги, НКО, профессиональные союзы и отраслевые организации, которые всегда были заинтересованы в благоприятных отношениях двух стран, а сегодня в наибольшей степени страдают от российско-турецкого кризиса. В качестве важной платформы для защиты турецко-российской дружбы журналист рассматривает приближающиеся футбольные матчи с участием клубов «Фенербахче» и «Локомотив», а также организацию помощи семье убитого пилота Олега Пешкова.
С точки зрения колумниста Milli gazete (26.01) восстановлению российско-турецких отношений должно поспособствовать и заявление Патриарха Кирилла в Рождественском интервью с Дмитрием Киселевым о том, что христиане не подвергались массовому уничтожению и истреблению в Османской империи. «Патриарх Кирилл преподал хороший урок Папе Франциску, который в апреле 2015 года поддержал тезисы армян и назвал события 1915 года "геноцидом”», — пишет журналист.
Россия снова напрашивается на неприятности, пришла к выводу Türkiye (31.01), сообщив, что МИД Турции обвинил Россию в нарушении турецкого воздушного пространства 29 января.
Согласно Hürriyet (30.01), Су-34, нарушивший турецкую границу 29 января, представляет собой усовершенствованную модель Су-24 (сбитого 24 ноября) и используется Россией при массированных бомбардировках и в разведывательных целях. Как предполагает издание, самолет нарушил воздушное пространство Турции при совершении разведывательного полета вдоль турецко-сирийской границы или после нанесения бомбовых ударов по силам оппозиции на севере Алеппо.
Комментируя заявление МИД Турции, издание также приходит к выводу, что Турция приняла необходимые меры для устранения языковой проблемы, на которую Россия обращала внимание в ходе инцидента 24 ноября. Так, военные официальные лица сообщили, что нарушивший турецкую границу самолет предупреждали и на русском, и на английском языках: «Здесь ВВС Турции. Вы приближаетесь к воздушному пространству Турции. Измените направление на юг».
Zaman (31.01) и Vatan (31.01) обращают особое внимание на тот факт, что после второго самолетного инцидента Турция объявила «оранжевый уровень угрозы», а турецким пилотам было дано право стрелять на поражение без согласования с командованием при нарушении границы и других случаях, предусмотренных правилами применения силы, которые Турция объявила в 2012 году.
Читайте нас: