Лента новостей

18:23
Путин назвал условие применения Россией ядерного оружия
18:22
Первый чрезвычайный съезд автокефальных депутатов
18:21
Бабченко поглумился над трагедией в Керчи, открыто оправдав и призвав к террору
18:19
Киев готовится уничтожить одно из важнейших бытовых достижений СССР
18:19
Терпение Лаврова лопнуло: «Политическое бешенство» Запада Россию не пугает
18:17
Началось: Андреевскую церковь в Киеве передали Вселенскому патриархату
18:13
А таблица умножения - тоже пережиток прошлого? О заявлении Грефа
18:12
Видеоответ Навального генералу Золотову
18:11
ВС США – крупнейший источник загрязнения планеты
18:08
«Подозрений не вызвал»: продавец оружейного магазина — о керченском стрелке
18:06
Вице-премьер Италии: «Я буду делать все для того, чтобы отмена санкций произошла как можно скорее»
18:06
Россия нашла в Арктике богатства равные по стоимости госдолгу Америки
18:03
Дмитрий Таран. 17 октября - начало новой эпохи Колумбайна
18:02
Гегемония доллара закончилась
18:00
Крушение Су-27 на Украине: репетиция перед провокацией в Сирии
17:59
«С детства был жестоким мальчиком»: бывшая соседка керченского стрелка рассказала о его характере
17:58
В Киеве дали горячую воду — трубы прорвало в 120 местах
17:58
Госдума предложила наделить Президента особыми полномочиями в рамках помощи беженцам с Украины
17:57
Каждый второй американский военный ожидает скорого начала масштабной войны
17:53
Украина ввела уголовное наказание для россиян за незаконное пересечение границы
17:52
Санкции разорили один из крупнейших hi-tech проектов России
17:51
Американцы получат морской «Искандер»
17:49
У Су-57 есть то, чем не могут похвастаться истребители США и Китая
17:48
Британцы активно ищут С-300 в Сирии
17:48
В Европе решается судьба «Северного потока — 2». Все серьезно
17:45
Жирный пузырь, который взорвется: главная угроза Америке
14:11
Счетная палата сообщила о невозврате России $3,5 млрд «секретных» долгов.
11:07
Кофейный кризис...
11:04
Блумберг: Грязь на чистом электромобиле
10:58
Русский роман, от которого без ума китайцы
10:57
Хиллари Клинтон объявила о гражданской войне
10:35
Летчики ВВС США разбомбили курдов в Сирии: опять прицел сбился?
10:34
Доярки на иномарках. Про деревню, из которой никто не хочет уезжать
10:32
Жители Украины проголосовали за русский язык на телевидении и в радиовещании
10:29
Расширенный взгляд на реальность: теперь Бандера – их герой, а православный Киев – их Содом и Гоморра
10:07
Хаос в Сирии: это надолго
09:59
Кто затянет нефтяную петлю? Не 100, а 200 долларов за баррель!
09:58
Как бьёт по США право на ношение оружия
09:55
В датском королевстве решают судьбу "Северного потока — 2". Все серьезно
09:54
Для чего Илон Маск отправил машину в космос?
09:53
Минобороны создаст нормативную базу для подготовки специалистов военно-политической работы
09:52
Американская мечта по-русски: работать как у нас, получать как в США
09:48
«Сфера» всевластия: зачем России самый дорогой космический проект
09:47
Сладкие мечты украинского блогера
09:46
Керченский убийца. Лицензия на оружие за четыре месяца? Откуда у Рослякова деньги?
Все новости

Архив публикаций

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Насколько США хотят и могут сохранить свое влияние в Центральной Азии?

Насколько США хотят и могут сохранить свое влияние в Центральной Азии?

США и Центральная АзияСША и Центральная АзияВ постсоветский период США испытывали трудности с определением долгосрочной структуры своих отношений со странами Центральной Азии. Сначала главной задачей было обеспечение безопасности оставшегося после СССР ядерного арсенала. После терактов 11 сентября политика Вашингтона основывалась на необходимости обеспечения содействия центральноазиатских государств американским операциям в Афганистане. Но теперь, на фоне пересмотра Вашингтоном своих глобальных приоритетов, что должно стать ориентиром для выстраивания связей с Центральной Азией?

Пожалуй, легче определить, что не должно стать ведущим фактором: не энергетические ресурсы региона, т. к. цены на нефть падают; не построение демократии, т. к. центральноазиатские правительства отличаются неприятием подобных идей; и не Афганистан, т. к. Вашингтон старается закончить продолжавшиеся там на протяжении 15 лет военные операции.

Одно представляется ясным: Соединенным Штатам следует пересмотреть свои отношения со странами региона, исходя из новых реалий.
 
Но перед тем как задуматься о будущем, стоит сначала проанализировать прошлое. Усилия США в Центральной Азии принесли плоды. В частности, ядерный арсенал был удален, а Казахстан превратился в одного из активных участников международного движения нераспространения. Страны региона стали ценными партнерами в рамках американской военной кампании в Афганистане. Вашингтон помог центральноазиатским государствам закрепить суверенитет, территориальную неприкосновенность и политическую независимость. Ни одной стране не удалось установить контроль над регионом, а Россия больше не обладает монополией на центральноазиатские нефтегазовые потоки. В целом, Америка выполнила взятые на себя партнерские обязательства.

Но многие надежды США относительно региона не сбылись. Центральноазиатские страны не добились особого прогресса в сфере демократизации, построения открытых обществ, основанных на идеях свободного рынка, а также обеспечения верховенства закона и прав человека. Проект «Новый Шелковый путь», ставивший целью соединить Центральную Азию с Афганистаном и Пакистаном, так и не был запущен. Больше всех в выигрыше от потери Россией монополии на энергетические ресурсы региона оказался не Запад, а Китай.

Что касается будущего, нереалистично ожидать, что США смогут добиться своих целей по обеспечению перемен в регионе, особенно учитывая желание Вашингтона сократить свое присутствие и вместо этого сконцентрироваться на других, более насущных проблемах в странах Азиатско-тихоокеанского региона и Ближнего Востока. По мере значительного сокращения военного присутствия Соединенных Штатов в Афганистане, важность Центральной Азии в качестве ворот в Афганистан в стратегических расчетах Америки упала. В этой связи США будут уделять региону меньше времени, усилий и ресурсов.

 
Что еще более важно, Центральная Азия вышла на другую траекторию развития. Регион переживает геополитический перелом, в результате которого способность Запада влиять на развитие событий там сократится. Основными партнерами Центральной Азии в сфере экономики, политики и безопасности становятся Китай и Россия, благодаря остаточному присутствию Москвы в регионе и исключительному экономическому положению Пекина в качестве экономического партнера и кредитора, с которым предпочитают иметь дело центральноазиатские республики. Эти перемены ослабят влияние США и способность содействовать укреплению государственности, экономической интеграции в регионе и продвижению западных ценностей.

Продвижение приоритетов США потребует пересмотра американской политики. Наиболее важными представляются перемены в четырех сферах. Во-первых, Соединенным Штатам следует уделять первостепенное внимание отношениям с региональными лидерами Казахстаном и Узбекистаном. Этими странами управляют стареющие лидеры, выстроившие авторитарные политические системы, что может привести к сложным и потенциально разрушительным последствиям в период передачи власти. Во-вторых, Вашингтону следует признать, что у него имеются некоторые общие интересы с Россией и Китаем, и пытаться продвигать американские интересы, обуздывая действия этих стран. Сферой общих интересов является обеспечение политической стабильности и долгосрочного экономического развития региона путем создания региональной инфраструктуры. В-третьих, вместо общих усилий по продвижению демократизации, Соединенным Штатам следует сконцентрироваться на улучшении социальных и экономических условий с целью создания предпосылок для положительных перемен в будущем. И, в заключение, Вашингтону необходимо избегать расширения военных аспектов сотрудничества в ответ на угрозу исламского экстремизма, которую местные правительства постоянно преувеличивают для оправдания своей авторитарной политики и выбивания внешней помощи в сфере безопасности.

Вашингтон часто ставил в регионе амбициозные, но нереалистичные цели, что привело к возникновению циничного отношения и взаимному разочарованию между пятью центральноазиатскими странами и США. Если Соединенные Штаты не примут во внимание происходящие в регионе перемены, разрыв между поставленными целями и способностью их достичь будет только расти и вполне может стать раздражителем в отношениях не только с Центральной Азией, но и с Россией и Китаем. Интересам всех сторон больше отвечает политика, основанная на реалистичной оценке региона и принимающая во внимание сокращение выделяемых Вашингтоном ресурсов.

Это не довод в пользу сворачивания присутствия в регионе, а призыв к рассудительности и приоритезации целей, которые США могут реально достичь. Центральноазиатские государства сильно заинтересованы в поддержании дружественных отношений с Соединенными Штатами, как минимум в качестве противовеса влиянию Китая и России. Эти геополитические условия создают хорошие возможности для США в ближайшей перспективе, а также с точки зрения продвижения более умеренных целей в последующие годы.


Ричард Сокольски и Пол Стронски - являются старшими научными сотрудниками Программы по России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир.
Фото: коллаж ИноСМИ







Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации для статьи "Насколько США хотят и могут сохранить свое влияние в Центральной Азии?"


Напишите ваш комментарий к статье "Насколько США хотят и могут сохранить свое влияние в Центральной Азии?"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх