Гигантский суперлинкор
«Бесполезный» и легендарный
История линкора «Ямато» хорошо знакома любителям военно-морской истории, но основные её детали стоит кратко повторить. С конца 20-х годов руководство японского флота разрабатывало
По кораблестроительной программе 1937 года были заложены два корабля стандартным водоизмещением 68 000 т, вооружённые девятью 460-мм орудиями. Эти левиафаны строились в обстановке строжайшей секретности, их характеристики и даже внешний вид скрывались. Первый корабль, спущенный на воду в 1940 году и введённый в строй в декабре 1941 года, носил многозначительное имя «Ямато» (поэтическое название Японии). Из планировавшейся серии систершипов построили и ввели в строй второй корабль
Судьба линкоров типа «Ямато» наглядно продемонстрировала, как изменились реалии морской войны в годы Второй мировой. Изначально уникальные корабли считались слишком ценными для того, чтобы рисковать ими. Реальным боевым крещением для суперлинкора и его систершипа «Мусаси» стала оборона Филиппин в октябре 1944 года. К тому времени оба корабля мало что могли сделать под ударами американской авиации. «Мусаси» погиб, а «Ямато» весьма бледно показал себя в
К началу 1945 года «Ямато» был единственным в мире суперлинкором и одним из немногих остававшихся в строю больших кораблей японского флота. В первых числах апреля гордость Императорских ВМС получила приказ на самоубийственный боевой поход к Окинаве, где только что высадился американский морской десант под защитой главных сил Тихоокеанского флота США. В операции под названием «Небо» (Ten-go Sakusen) «Ямато» могли сопровождать только один лёгкий крейсер и 8 эсминцев, воздушная поддержка отсутствовала.
Днём 6 апреля 1945 года отряд покинул Курэ и направился на юг. Утром следующего дня корабли были обнаружены американскими разведывательными самолётами. Примерно с 11:00 до 14:00 «Ямато» и его эскорт непрерывно атаковали палубные самолёты 58-го оперативного соединения 5-го флота США, всего около 400 машин. Ценой гибели 10 самолётов нападавшие добились, предположительно, 10 попаданий торпед и 13 — бомб. Около 14:00 команда начала покидать тонущий «Ямато», через двадцать минут на корабле взорвался артиллерийский погреб главного калибра. На линкоре погибли более 3000 человек, спаслись только 269. Из всего соединения уцелели 4 эсминца, подобравшие выживших.
Гибель «Ямато» изначально выглядела символическим самоубийством последних боеспособных кораблей Императорских ВМС. Этот эпизод не мог не остаться в коллективной памяти японцев как романтический пример образцовой воинской доблести и самопожертвования перед лицом неизбежного поражения. Да и сам по себе образ гигантского суперлинкора, не имевшего аналогов в мировом кораблестроении, неизменно пробуждал патриотическую гордость даже в формально пацифистском послевоенном обществе. Любопытным явлением стало то, что подобные сантименты вышли далеко за пределы сферы любителей военной истории и проникли в массовую культуру.
Знаковым событием оказался выход в 1974 году
В японской культуре возникла несколько парадоксальная ситуация, при которой фантастическая интерпретация судьбы прославленного корабля появилась на экране едва ли не раньше, чем его реалистичное изображение. Впрочем, в начале XXI века своё слово наконец-то сказали и мастера кинематографа.
«Ямато» (2005)
В 2005 году исполнилось шестьдесят лет со дня гибели суперлинкора. Японское общество демонстрировало неутихающий интерес к этой теме. Например, в городе Курэ, известном огромной военно-морской базой, открылся посвящённый «Ямато» музей, привлёкший самое горячее внимание публики. Неудивительно, что в такой атмосфере весной 2005 года начались съёмки полнометражного художественного фильма Otoko-tachi no Yamato («Люди с «Ямато»). Литературной основой картины стала популярная в Японии книга, имеющая репутацию современной классики — одноимённый роман писательницы Хенми Дзюн, впервые изданный в 1983 году. В работе широко использовались материалы Музея «Ямато» в Курэ.
Режиссёром фильма Otoko-tachi no Yamato стал ветеран японского кинематографа Дзюнъя Сато, известный тесным сотрудничеством с кинематографом СССР и России (на его счету советско-японский фильм 1980 года «Путь к медалям» и советско-российский фильм 1992 года «Сны о России»). Съёмки картины велись с большим размахом — была специально построена полноразмерная модель носовой части корпуса линкора «Ямато» с различными образцами вооружения. После окончания съёмочного процесса уникальную площадку временно открыли для свободного осмотра, и она пользовалась огромной популярностью у туристов.
Фильм Otoko-tachi no Yamato вышел в японский прокат в декабре 2005 года, зрители и кинокритики приняли его очень тепло. Сборы в 5 млн долларов США вдвое превысили съёмочный бюджет, фильм и его актёры номинировались на ряд престижных японских кинопремий. Дзюнъя Сато получил в 2006 году престижную «Голубую ленту» (премию Токийской ассоциации кинокритиков) за лучшую режиссуру. За пределами Японии картина официально выходила на DVD под названием «Ямато» (Yamato) — широкой известности она не обрела, однако была замечена любителями исторического кино и удостоилась положительных рецензий.
Сюжет фильма «Ямато» представляет собой беллетризованный рассказ о судьбе линкора и его команды в 1943-1945 годах. Среди героев присутствуют как реально существовавшие, так и выдуманные люди. Главный герой, матрос Камио Кацуми (актёр Кенити Мацуяма), попадает на корабль неопытным юным рекрутом, мужает и находит себе друзей, переживает трагические события 1945 года — гибель «Ямато», атомную бомбардировку Хиросимы, капитуляцию Японии. Часть событий происходит в 2005 году, когда постаревший Кацуми знакомится с дочерью своего фронтового товарища и вспоминает былое.
В фильме довольно подробно показана жизнь команды на борту «Ямато», однако непосредственно исторических событий присутствует не так уж много. Например, драматичные бои за Филиппины в октябре 1944 года отображены коротким и малоинформативным эпизодом. Бесспорным смысловым и эмоциональным центром картины, занимающим значительное место в общем хронометраже, выступает последний поход и гибель линкора в апреле 1945 года. Несколько схематично, но довольно подробно показаны дискуссии в генеральном штабе ВМС, подготовка к операции, расставание членов команды с близкими и родными. И, конечно, особое внимание уделено воздушно-морскому сражению 7 апреля 1945 года, которое в изображении кинематографистов выглядит настоящим самурайским эпосом.
Самой сильной стороной фильма «Ямато» стоит назвать качество съёмок. Удачное использование модели линкора и компьютерной графики обеспечивает зрителю буквально-таки эффект присутствия на борту корабля — как в повседневной обстановке, так и в бою. Сюжет и образы героев особенно примечательны тем, что воплощают весьма консервативные и даже старомодные идеалы японского патриотизма, способные удивить зрителя, искренне верящего в «пацифистскую Японию». Хотя обстоятельства трагической гибели «Ямато» и членов его команды можно было бы без особых усилий интерпретировать в открыто антивоенном ключе, в фильме события апреля 1945 года поданы именно как грандиозный акт массового героического самопожертвования во имя Японии. Судя по реакции японских зрителей, казалось бы, архаичный образ «разбивающейся яшмы» нашёл в их сердцах горячий отклик.
«Великая война Архимеда» (2019)
Следующий исторический полнометражный фильм, в котором «Ямато» не только появился на экране, но и сыграл заметную роль в сюжете, основан на комиксе-манга Arukimedesu no Taisen художника и сценариста Норифуса Мита, издающемся с 2015 года. Военно-историческое произведение не переводилось с японского языка ни на один европейский (включая и любительские переводы), но в Японии оно пользуется интересом у читателей. К настоящему моменту вышли уже 25 томов графического романа, издание продолжается.
Художественный фильм снимался летом-осенью 2018 года на знаменитой студии Toho. Режиссёром и соавтором сценария выступил Такаси Ямадзаки — мастер, не только хорошо знакомый с тематикой военной драмы, но и ранее работавший над кино про линкор «Ямато». В 2010 году он снял полнометражный игровой фильм «Космический линкор «Ямато» по мотивам культового фантастического аниме. Большим достижением Ямадазаки стала серьёзная и реалистичная военная драма 2013 года «Бессмертный «Зеро» о судьбе японского лётчика в годы Второй мировой — в 2015 году картина получила две премии японской киноакадемии.
Фильм «Великая война Архимеда» (англоязычное название — The Great War of Archimedes) вышел в японский прокат в июле 2019 года, затем последовали издания на DVD/Blue-ray дисках и выход на стриминговых сервисах. В 2020 году картина номинировалась на три премии японской киноакадемии, но не получила ни одну из них. Доход в прокате составил более 16 млн долларов США, что позволяет говорить о коммерческом успехе. За пределами Японии фильм был замечен, главным образом, любителями военной истории — отзывы на него противоречивы, но среди них можно найти и весьма благосклонные рецензии.
Фильм «Великая война Архимеда» — беллетризованная история создания линкора «Ямато», объединяющая реальные события с выдуманными. Среди героев присутствуют как исторические деятели, так и вымышленные лица. Основные события кинокартины происходят в 1933 году, когда в командовании Императорских ВМС разворачивается дискуссия о программе строительства мощнейших в мире суперлинкоров. В интриги высокопоставленных флотоводцев оказывается втянут главный герой произведения — вымышленный персонаж, гениальный молодой математик Тадаси Каи (популярный актёр Масаки Суда), протеже
Сюжет «Великой войны Архимеда» выглядит свежо и необычно — это своеобразный кораблестроительный триллер на историческом материале. Адмиралы интригуют вокруг кораблестроительных программ, главный герой проводит сложнейшие инженерные расчёты, важную роль в событиях играют разнообразные боевые корабли Японии — от суперлинкора до миноносца. Произведение неуловимо напоминает анимационный фильм
Как и в шедевре студии Ghibli, где в центре внимания находится авиаконструктор Дзиро Хорикоси, главный герой «Большой войны Архимеда» воплощает выдающегося молодого учёного, талант которого поставлен на службу военным и используется для создания уникального оружия. Математик Тадаси Каи становится кораблестроителем, употребляет свой талант на то, чтобы создать прекрасное и совершенное чудо техники — но его шедевр обречён на гибель. Не зря фильм «Великая война Архимеда» многозначительно начинается сценой потопления линкора «Ямато» американскими самолётами: удивительный корабль, гордость своей нации, становится символом тщетности надежд.
При всём этом «Великую войну Архимеда» трудно назвать откровенно антивоенным произведением. Главный герой изначально выглядит беззаботным космополитом — рассуждает о бессмысленности военных расходов и мечтает эмигрировать в США, чтобы комфортно заниматься наукой. Но по приглашению адмирала Ямамото он поступает на службу во флот, участвует в работе над суперлинкором и становится профессиональным морским офицером. Сам Ямамото, как это обычно бывает в японской исторической беллетристике, показан мудрым и благородным вождём, объектом искреннего восхищения со стороны подчинённых. Наконец, линкор «Ямато» в фильме невозможно воспринимать иначе как символ Японии, воплощённый в металле дух нации.
Целью этой статьи не было стремление рассмотреть все случаи появления линкора «Ямато» в японском кинематографе. Мы привели лишь два наиболее ярких примера — это фильмы довольно известные, доступные широкому кругу зрителей и ставящие судьбу корабля в основу сюжета. Можно констатировать, что образ «Ямато» наглядно воплощает противоречивое восприятие Второй мировой войны в Японии. На примере кинокартин хорошо видно, как боль утрат и жертв соединяется в коллективной памяти с традициями «Духа Ямато», востребованными японским обществом даже спустя десятки лет после разгрома империи.
Источники и литература:
- https://asianwiki.com/
- https://www.imdb.com
- Кофман В. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006
Алексей Лесин
Читайте нас: