В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ о возвращении из ссылки графа Алексея Бестужева-Рюмина. Вице-канцлер и фактический руководитель российской внешней политики при императрице Анне Иоанновне, Бестужев после ее кончины осенью 1740 года пережил тяжелое время. Его арестовали и приговорили к четвертованию, но вскоре помиловали и отправили в ссылку в Пошехонье. Всего через 5 дней после восшествия на престол Елизавета не только вернула опытного политика ко двору, но и восстановила его в прежней должности вице-канцлера.
В 1814 году английская газета «Таймс» была впервые отпечатана на вальцовом прессе. Применявшаяся прежде технология не давала возможности печатать большие тиражи: на ручном станке получали 150 оттисков в час, на тигельном линейном устройстве - 400. Изобретатель нового печатного станка - немецкий типограф Фридрих Кёниг - применил печатный пресс с паровым приводом и скорость печати возросла до 1100 оттисков в час. В этот день «Таймс» вышла с восторженным откликом издателя: «Машинная система, о которой мы могли только мечтать, обладает огромной внутренней силой и осуществляет не только механическую работу, но и обеспечивает более стабильный производственный процесс». Этот принцип работы печатных машин сохранялся вплоть до второй половины ХХ века.
В 1919 году Корней Чуковский в дневнике сделал запись о стиле отношений между партийным руководителем Петрограда Григорием Зиновьевым и интеллигенцией круга Максима Горького: «Вчера у Горького на Кронверкском. У него Зиновьев. У подъезда меня поразил великолепный авто, на диван которого небрежно брошена роскошная медвежья полость… Я ждал, пока Зиновьев уедет…Зиновьев прошел – толстый, невысокого роста». Позднее Чуковский писал: «До чего омерзителен Зиновьев… Писателям не подает руки… Он сидел на диване и даже не поднялся, чтобы приветствовать нас».
В 1941 году по указанию фашистского палача Фридриха Еккельна были расстреляны десятки тысяч узников Рижского гетто.
С началом великой битвы на Востоке, Гитлер назначил Еккельна высшим руководителем СС и полиции армейской группы "Юг", действовавшей на Украине. По своей должности обергруппенфюрер отвечал за организацию глобального террора, развернутого на оккупированных территориях. Еврейские погромы и массовые убийства, акции против партизан, в ходе которых выжигались целые области и районы - за всем этим стоял Фридрих Еккельн.
Страшная резня евреев во Львове, проведенная специальным украинским батальоном "Нахтигаль", ужасающий еврейский погром в Бердичеве, расстрелы евреев в киевском Бабьем Яру - это тоже он, Еккельн. А еще по его приказу проводилась стерилизация сотен женщин, состоявших в смешанных браках с евреями.
В августе 1941 года указом фюрера из Латвии, Литвы и части Беларуси (Эстонию, к тому времени не полностью оккупированную нацистами, присоединили позднее) была создана новая область рейха, названная Остландом с центром в Риге. Туда и получил новое назначение верный слуга Гитлера. Свою злодейскую миссию Еккельн начал с уничтожения еврейского гетто.
29 ноября 1941 года в рижском гетто появились уже привычные для его обитателей синие автобусы и грузовики. Каратели начали безжалостно выгонять людей из домов. Сохранились чудом уцелевшие свидетели, которые видели своими глазами, как палачи разбивали головы еврейским малышам ударом о стену, взяв их за ножки. Огромные колонны обреченных на смерть побрели в этот день к Румбульскому лесу. Там их и расстреляли.
После окончания войны, 3 февраля 1946 года, главный режиссер этих зверств, Фридрих Еккельн, был публично повешен на площади Победы в Риге.
В 1744 году в Петербурге умер Бартоломео Карло Растрелли, итальянский скульптор, приехавший по приглашению царя Петра I в Россию в 1716 году. Он создал пышные парадные портреты Петра I, императрицы Анны Иоановны, Александра Меншикова, величественную конную статую первого российского императора. Подлинной удачей Растрелли стал бронзовый бюст Петра I: образ, исполненный неукротимой энергии. Бартоломео Карло Растрелли также участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе. И все же главный подарок России итальянского скульптора и художника – его сын Франческо Бартоломео, великий русский архитектор, создавший великолепные дворцы, особняки, культовые здания. Среди них поражают смелостью архитектурных решений и масштабом Большой дворец в Петергофе, Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе и самое грандиозное творение - Зимний дворец.
В такой же день родился итальянский композитор, дирижер и педагог Гаэтано Доницетти. Доницетти был исключительно плодовит (писал до пяти опер в год). У него также была, свойственная многим итальянцам, страсть – Доницетти очень любил макароны.
Итальянский певец Луиджи Лаблаш частенько устраивал в своей парижской квартире празднества для близких друзей, угощая гостей неизменными макаронами. Однажды Доницетти, приехав к Луиджи в гости, опоздал к столу – все было съедено.
– Не расстраивайся, я тебе дам макарон, – сказал Лаблаш, – но при одном условии… Вот альбом. Садись за стол и напиши две страницы музыки.
Меньше чем за полчаса Доницетти написал две нотные страницы и получил обещанное блюдо. Через несколько дней он попросил у Лаблаша альбом и вписал в партитуру слова. Две страницы превратились в хор из оперы "Дон Паскуале" – прелестный вальс, который два месяца спустя звучал уже во всем Париже…
В 1861 году умер Николай Добролюбов, русский литературный критик и публицист. Сторонник эстетических принципов Белинского и Чернышевского, Добролюбов разработал метод "реальной критики", с которым и по сей день знакомятся школьники, изучая статьи "Что такое обломовщина?", "Луч света в темном царстве" и другие.
Добролюбов был также и поэтом. Он написал много стихов на политические темы и немало лирических. Любил Пушкина, Лермонтова, Кольцова. В последние годы он подражал Некрасову, взяв у него для выражения своих настроений четырёхстопный ямб. В свою очередь Некрасов посвятил памяти
Добролюбова такие строки:
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил…
В 1905 году родился Гавриил Троепольский, автор книги «Белый Бим Черное ухо». За эту повесть, написанную в 1971 году, писатель был удостоен Государственной премии. В 1976 году Станислав Ростоцкий снял по книге Троепольского одноименный фильм с Вячеславом Тихоновым в главной роли; фильм, в свою очередь, был удостоен Ленинской премии.
Повесть "Белый Бим Черное Ухо" переведена на многие языки мира. Эта книга входит в обязательную программу американских колледжей.
«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным, - писал Троепольский. - Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. А ведь благородство души – само собой разумеющееся состояние».
Читайте нас: