К берегам Сирии на днях подошел авианосец «Шарль де Голль» — флагман Французского флота и первый неамериканский авианосец с атомной силовой установкой.
Цель экспедиции – усиление позиции французской армии в регионе с целью проведения акции возмездия за террористическую атаку на Париж, проведенную боевиками ИГ.
По данным издания Defense News, на борту авианосца находится 26 боевых самолетов, которые дополнят французскую военную группировку в виде шести истребителей типа «Рафаль» и «Мираж», расквартированных в ОАЭ и Иордании. Причем это не первое применение «Шарль де Голль» против ИГ – в феврале авианосец уже выполнял свою миссию в Персидском заливе.
В настоящий момент «Шарль де Голль» является единственным действующим авианосцем во Франции, который заменил в свое время устаревший «Клемансо».
Примечательной особенностью этого корабля является наличие тактических ядерных ракет типа ASMP, которыми вооружены истребители «Супер Этендард».
Водоизмещение авианосца – 40 тысяч тонн, стандартное авиакрыло – 36 истребителей-бомбардировщиков, 2 самолета дальнего радиолокационного обнаружения, 2 спасательных вертолета.
Увеличение авиакрыла достигнуто за счет полного отказа от противолодочных функций, которые выполняют другие корабли, входящие в состав авианосной группировки, но, как мы видим, на примере сирийской операции достижение даже запланированного количества самолетов в реальности маловероятно.
Фактические функции данного авианосца – выполнение локальных задач, вроде демонстративной бомбежки ИГ и помощи военно-морским силам США таким образом, как это происходило в Персидском заливе.
Это второй по величине неамериканский авианосец после российского «Адмирал Кузнецов», который на сегодня является единственным авианесущим крейсером проекта 11435 «Кречет», находящегося в составе нашего ВМФ.
Остальные корабли данного типа были или разрезаны на металл во время постройки в связи с развалом СССР, или проданы в Китай, как в случае с «Варягом», который был передан Киевом Поднебесной в качестве металлолома и носит сейчас имя «Ляонин».
Водоизмещение авианесущего крейсера – 55 тысяч тонн, авиационное крыло – 22 боевых самолета и 20 вертолетов, причем данная цифра в зависимости от задач может варьироваться.
Кроме того, на вооружении корабля стоит 12 ПУ ПРКР «Гранит», 6 ВПУ ЗРК «Кинжал», 8 БМ ЗРАК «Кортик» и другие системы вооружения, которые делают «Адмирал Кузнецов» даже без наличия самолетов мощным ударным оружием.
Военный эксперт Андрей Кошкин отмечает, что в настоящий момент «Адмирал Кузнецов» является на нашем флоте этаким полигоном, где совершается проверка технологий для будущих кораблей российскогобольшого военно-морского флота.
Дело в том, что «Адмирал Кузнецов» как бы выдернут из развития российского ВМФ. Тем более, если бы не действия адмирала Владимира Чернавина, который в 1991 году отдал приказ перегнать корабль с Черного моря на Северный флот, Россия могла бы его потерять, как это случилось затем с его одноклассником «Варягом» и распиленным на металлолом «Ульяновском».
Просто в Советском Союзе была масштабная программа по строительству большого авианесущего флота, под это были собраны материальные ресурсы, построены предприятия, а в 1991 году эта «цепочка» ВПК распалась вместе с государством. Мы, например, потеряли тяжелые доки в Николаеве, где можно было строить сверхбольшие боевые корабли.
Сейчас «Адмирал Кузнецов» является этаким темным пятном в нашей военной стратегии – он не нужен нашей армии как реальный боевой инструмент, а то бы он давно был в Средиземном море, но очень эффективен в качестве «обкатки» новых средств вооружения. И это позволяет предположить, что на смену кораблю придут авианесущие суда, которые действительно реализуют новую военно-морскую стратегию России.
Сравнивать российский авианосец с французским аналогом бессмысленно, хотя бы потому, что «Адмирал Кузнецов» по проекту является не только плавающим аэродромом для боевых самолетов, но и выполняет другие функции. К тому же наш корабль был частью стратегии большого океанского флота, в отличие от «Шарль де Голль», который по большей части создан в целях демонстрации национального престижа французского государства.
Это подтверждает и тот факт, что из 16 лет своей эксплуатации французское судно большую часть времени провело в доках.
Читайте нас: