Первый генерал вермахта попал в руки советских войск лишь в мае 1942 года, почти через год после начала войны, причём все обстоятельства этого инцидента не ясны до сих пор. Попробуем разобраться с теми из них, что известны документально.
23 мая 1942 года газета «Правда» опубликовала на своих страницах утреннее сообщение Совинформбюро от 22 мая:
«Пленный немецкий фельдфебель Леопольд Штефан рассказал: «Я работал в экспедиции воздушной почты. Мне приходилось бывать в различных районах Украины. 12 мая я вылетел в Харьков. Это был мой последний полет. Мы сбились с маршрута и оказались над территорией, занятой русскими. Советская зенитная артиллерия сбила наш транспортный самолет «Юнкерс-52». Вместе с экипажем в машине находилось 15 человек…»
А вот как об этом сообщает оперативно-разведывательная сводка Управления противовоздушной обороны Юго-Западного фронта №133 от 12 мая 1942 года.
«3./158 зенад и пульвзвод 21 зенад отражали налет одиночного Ю-52 на высоте 300 метров, обстреливающего из пулеметов Волчанск. Самолет сбит – при падении самолет сгорел, захвачено в плен 9 человек, сгорело 8 человек. Израсходовано 109 – 37 м/м снарядов и 8170 7,62-м/м патронов».
Надо заметить, что аббревиатура «зенад» в данном случае не «зенитно-артиллерийская дивизия», а зенитно-артиллерийский дивизион. Эти сведения уточняет оперативная сводка штаба 21-й армии № 138. В ней говорится следующее:
«Нашими средствами ЗА в р-не Волчанск сбит 1 Ю-52. Экипаж, состоящий из 12 человек, захвачен. 2 пленных погибло при посадке самолета, один умер от ран в пути, 9 человек доставлены в штарм. По предварительному опросу установлено: самолет следовал из Киева в Харьков, потеряв ориентировку, попал в р-н Волчанск. Из захваченного экипажа: капитан — 1, ст.лейтенант – 1, инженер – 1, правительственный чиновник – 1, фельдфебель – 1, унтер-офицеров – 2, ефрейторов – 2. Опрос продолжается».
Пока мы приостановим цитирование наших документов.
Чем же необычна данная история? Ведь захват экипажей и пассажиров сбитых над нашей территорией самолетов был событием, если уж и не рядовым, то и не настолько редким явлением, чтобы считать его сенсацией. Так, 18 февраля 1942 года частями 3-й Ударной армии был сбит огнем противотанкового ружья транспортный самолет. Из числа находившихся на борту было взято в плен 14 человек. Напомним, это район функционирования Демянского «воздушного моста». Несколько, ранее, 16 ноября 1941 года на Крайнем Севере пилот «Харрикейна» лейтенант В.В.Кравченко сбил заблудившийся «Юнкерс» Ju 52 (зав. 5974) из транспортного отряда Авиакомандования «Север», перевозивший военных строителей. Шесть человек были взяты в плен.
Вообще, профессия «военный строитель» применительно к люфтваффе могла считаться довольно опасной. Стремление командования немецкой авиации как можно скорее ввести в строй захваченные аэродромы приводило к тому, что перебрасываемые на транспортных самолетах «стройбатовцы» попадали то в прицел советских истребителей, то под огонь нашей зенитной артиллерии.
К примеру, 14 июля 1942 года советские зенитчики обстреляли два «Юнкерса» Ju 52, спешившие перебросить на вновь захваченные советские авиабазы личный состав для их восстановления. Самолет с заводским номером 5943 из состава 102-й транспортной группы был сравнительно легко поврежден недалеко от Гартмашевки. Из состава экипажа был убит борт-механик, а среди перевозимых военных строителей пять человек ранены. Куда меньше повезло второму «Юнкерсу». Самолет (зав. 5417), принадлежавший к 4-й транспортной группе, был сбит в районе Миллерово. Погибли четыре летчика. Из числа личного состава строительного батальона ВВС 9/VI, находившегося на борту, восемь человек убито и семь ранено. Среди погибших находился командир батальона майор Курт Тишер.
Несли потери и наземные специалисты боевых частей ВВС, перебрасываемые по воздуху. Так 25 июня 1942 года в районе Прохоровки был сбит «Юнкерс» Ju 52 с техниками первой группы 1-й штурмовой эскадры. Машина с заводским номером 6554, принадлежавшая I./KGrzbV1, пропала без вести вместе с четырьмя летчиками и десятью авиатехниками.
Однако, вернемся к нашему эпизоду. Посмотрим, что говорят немецкие документы. Итак, согласно сводкам потерь 6-го управления службы Генерал-квартирмейстера люфтваффе, 12 мая 1942 года был сбит Ju 52 (зав. 5752) из состава 300-й транспортной группы. На борту находились четыре члена экипажа, пять пассажиров, принадлежавших различным службам ВВС, и пять военнослужащих из состава Сухопутных войск. Как видим, эти цифры несколько расходятся с советскими данными. Естественно, что об авиаторах мы знаем лучше: три военных чиновника и выше упомянутый фельдфебель Лепольд Штефан из авиационного округа «Киев», а также целый генерал-майор, командир 6-й строительной бригады люфтваффе Вальтер Хелинг (Walter Heling).
Вызывает вопрос, почему ни в сообщении «Правды», ни в цитированных выше документах не сообщается о том, что о том, что среди пассажиров был генерал-майор. Ведь даже в том случае, если бы он погиб, все равно это был однозначный успех: до ноября 1942 года на Советско-германском фронте погибло всего 12 генералов, а Хелинг был первым, погибшим в летнюю кампанию. А вот тут начинается интрига. Мы намеренно не процитировали все найденные советские документы. Дело в том, что существует еще один, на этот раз это оперативно – разведывательная сводка отдела ПВО 28-й армии №53 от 12 мая 1942 года. В этом рукописном документе помощник начальника отдела ПВО штаба армии капитан Баженов сообщает:
«В 11:14 в районе Волчанска сбит самолет противника Ю-52 зенитным огнем 158-го озад. Самолет упал на аэродром Волчанск. Экипаж 11 человек, из них восемь человек живых, в том числе один генерал, трое сгоревших, один из экипажа расстрелян. Остальные взяты комендатурой».
То есть, получается, Хелинг все же был пленен. А вот что было потом? По какой причине никаких следов этого неординарного события в других документах нет? Даже, если генерал и есть тот расстрелянный из экипажа, то все равно, подтвержденный факт гибели немецкого генерала — сюжет для Совинформбюро очень выгодный. Честно говоря, авторы даже не рискуют предложить какие-либо вменяемые версии события.
К сожалению, мы не знаем имен тех артиллеристов, меткие выстрелы которых стали причиной гибели транспортной машины врага с генералом на борту. Но в документе 158-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, составленном в октябре 1942 года упоминаются лучшие люди части, в том числе 3-й батареи. Вот их звания и фамилии: командир орудия старший сержант Чумак и сержант Артеменко, бойцы орудийных расчетов красноармейцы Сытников, Митрофанов, Шестаков, Козлов, Ещенко, дальномерщики Шепелев и Городецкий, разведчики Ремизов и Пущеленко. Может быть, кто-то из них и поставил точку в военной карьере немецкого генерала-строителя.
Остается только сожалеть, что военная удача действовала в этот раз порционно. Пленение целого командира бригады, хоть и авиационно-строительной, было, с пропагандисткой точки зрения, весьма кстати во время керченской и харьковской неудач Красной армии. Тем более, что до Сталинградской битвы немецкие генералы в плен не попадали, а самым высоким званием среди военнопленных обладали два подполковника.
Источники:
- ЦАМО, Ф. 213, Оп. 1, Д. 274, Л. 60
- ЦАМО, Ф. 229, Оп. 161, Д. 919, Л. 23
- ЦАМО, Ф. 336, Оп. 5122, Д. 25, Л. 3
- ЦАМО, Ф. 395, Оп. 9136, Д. 52, Л. 587
- ЦАМО, Ф. 441, Оп. 8452, Д.18, Л. 72
- Военный архив ФРГ ВА-МА RL 2 III/1181 S. 41
- Военный архив ФРГ ВА-МА RL 2 III/1182 S. 265, 307, 312
Роман Ларинцев /Александр Заблотский
Читайте нас: