О чем фильм «Турист»? О том, что наши соотечественники делают в Центральноафриканской республике. Это хороший боевик. И вот почему.
Страна возможностей
Прежде всего кинолент на такую тему у нас не снимали никогда.
Приятно, что создатели фильма с первых же титров обозначили: «Здесь – реальность, здесь – кино». И киношники очень четко отличают одно от другого. У реальности и кино разные законы.
Первый бой
В кино мы сразу видим отчаянный бой где-то в Африке. Пулеметы, гранатометы, автоматы… И лишь затем нас шаг за шагом знакомят с реальностью фильма и его героями.
Причем, как полагается в хорошем кино, – показывая, а не рассказывая.
И потому «Турист» – отличный ликбез для простого зрителя: что такое Центральная Африка, что там происходит и как там оказались наши люди.
Самолет в Африку
Снимали кино в настоящей Африке, в местах с изумительно красивой природой. И судя по надписям на французском языке – действительно близко к местам реальных событий (ЦАР, Центральноафриканская Республика долгие годы была вотчиной Франции).
Наверное, эксперт мог бы показать, ткнув пальцем, «вот это снимали в ЦАР, а это – в соседней Руанде». Но для обычного зрителя эти различия не так важны – мир вокруг просто великолепен.
И в ЦАР идет война. Уже сорок лет. Мы с нашими проблемами даже представить себе такого не можем.
Как говорилось в фантастической дилогии Олега Дивова «Техподдержка» о войне будущего в Африке:
“И что самое печальное, война, которая на самом деле тут прошла недавно, пусть не атомная, но вполне катастрофическая, – не имела к этой адской разрухе никакого отношения. Здесь просто всегда так жили”.
Да, это фантастика. Но консультировали Дивова специалисты, хорошо знающие африканские реалии.
Боевики
Именно поэтому реальной ЦАР нужны военные советники. Чтобы научить местную армию, полицию и жандармерию воевать. И это абсолютно законно – по приглашению действующего президента республики и согласно решениям Совета Безопасности ООН.
Еще один плюс «Туриста» – очень фактурные персонажи. «Наши», местные и «не наши».
Наши советники не супермены, а обычные люди с реальными слабостями. И вроде бы все в одинаковой форме, но через детали поведения наглядно видна разница в опыте и характерах. И по ходу фильма персонажи раскроют себя. Причем без унылых монологов на полчаса, что, увы, принято сейчас в Голливуде.
Отметим, что некоторые актеры даже внешне похожи на вполне реальных и заслуженных людей.
Итак, в ЦАР за несколько дней до виденного нами боя прилетела очередная группа советников. Среди них новичок с позывным «Пионер», что немедленно вызвало кучу подколок от более опытных коллег.
Инструктаж для новичка (а через него – и для зрителя): «На базе не бухать, мирных жителей не обижать, в половые отношения с местной флорой и фауной не вступать».
И неспроста старший советник дал намек: «Центральная Африка – это страна возможностей. И у каждого есть возможность вернуться обратно”.
Как «Пионер» стал «Туристом»
Посмотрев на поведение новичка и послушав его вопросы, старшие товарищи выносят вердикт: «Не похоже, что ты сюда работать приехал. – Хочешь сменить позывной? Хорошо, будешь “Туристом”».
Африка – не место для авантюристов и хвастунов. Это очень опасное место.
Антагонисты, противники главных героев, тоже не менее колоритны.
Вот бывший президент, который очень не прочь к выборам вернуться в столицу и провести избирательный процесс «как надо». Белый «серый кардинал» организует поддержку экс-президенту. И полевой командир – один из многих.
Они умны, опытны и очень жестоки. Не потому, что так нужно по законам жанра. Просто в жизни осознанная жестокость работает. И в кино реалии Африки скорее смягчили.
Мы идем по Африке
Начинается битва умов. Советники стоят над картой и принимают решения.
Тем временем боевики собирают силы и делают свои ходы. Например, без боя буквально отодвигая с дороги «голубые каски» миротворцев: «Мы приехали не за вами». Когда вы последний раз видели в кино умного противника?
Отличная находка – показывать место действия стрелкой по сторонам света «столько-то километров от Банги». Сразу проникаешься размахом событий. И их серьёзностью.
На карте в школьном атласе или в интернете Африка кажется не слишком большой. Но в реальности...
Просто доехать до нужного места – нужно два дня в одну сторону. А советников – двести человек на всю страну, и вооружены они лёгким оружием.
Советники не Рэмбо из боевиков 80-х. Сейчас даже один неверный выстрел может вызвать скандал на весь мир (уже были случаи). Поэтому приходится думать. Наглядно представлено, что один толковый командир с рацией куда полезнее роты головорезов.
Тем временем в далёкой Москве тоже думают. И вежливые люди с техникой грузятся в самолет...
Вот так горстка советников в глубинке еще вчера безопасной Африки внезапно оказалась на самой что ни на есть передовой.
Теперь-то зрители и узнают, как начался и чем закончился тот самый бой в начале...
Снова сын уехал воевать
Перестрелки сняты практически документально. Никаких драматичных поз: «увидел, успел, убил» или «получил пулю сам».
А после боя даже у опытных людей дрожат руки.
Засада
И поразительно, насколько разнообразно даже при небольшом бюджете и массовке можно показать бои. Где-то создана грамотная засада, – и стрельба заканчивается в секунды. А где-то придется биться несколько часов.
Некоторые эпизоды – проверка здания или вылет вертолета – по атмосферности достойны самых высоких похвал.
Флавия-Гертруда Мбайабе
Отдельное спасибо за африканских актеров и актрис. Полевой командир Антуан (Вилфред) и девушка-сержант (Флавия-Гертруда Мбайабе) просто великолепны.
Опять-таки деталями поведения показали, почему наши советники помогают именно вот этим неграм, а не другим.
И даже безымянные противники, не произносящие ни единого слова, легко отличимы: вот «просто боевики», а вот – «умелые наемники».
Также в «Туристе» отличные диалоги:
– Видишь, с флагом едут. Значит, сразу убивать не будут.
– Сто двадцать восьмой.
– Чего?
– Сто двадцать восьмой человек говорит мне одно и то же.
И даже персонажи, мелькающие на пару секунду экранного времени, работают на общий сюжет: «Я не знаю, как я должен поступить как француз, но как человек... я готов им помочь».
Колоритны детали местного быта – москитные сетки над кроватями и древний вентилятор. И плохая примета менять позывной.
Сочетание новейшей техники и старой рухляди. Вот в кадре на секунду мелькает вроде бы французская пушка модели еще позапрошлого века, а вот мы видим наши новейшие беспилотники.
Особо впечатлил местный гантрак – боевой грузовик с бронебашней.
Специалисты заметят и фирменный глушитель на автомате. Не зря в титрах отдельно благодарят бригадира оружейников.
Поразительно, что канва событий абсолютно реальна. Зимой 2020-21 года в ЦАР действительно шли выборы президента, и оппозиция пыталась их сорвать. То есть кино не просто «по реальным событиям», а по свежайшим.
Многие могут возмутиться, мол, как посмели снять кино про наемников. Во-первых, не наемников, а советников. Во-вторых, их работа в ЦАР абсолютно, можно даже сказать, предельно законна и официальна. А также добровольна. И в фильме много раз подчеркивается, что в Африке нет места любителям легких денег. Гармонично вписалась и песня группы «Ленинград» о смородине и сыне, который уехал воевать.
И аргумент – «лучше бы раздали детям и пенсионерам» – тоже не работает. В фильме упомянута переброска техники. В реальности это несколько древних БРДМ-2, сделанных еще при Михал Сергеиче Горбачеве, а то и при Леониде Ильиче Брежневе. Строго в рамках международных ограничений и с ведома Совета безопасности ООН. Плюс несколько тысяч тоже древних автоматов.
И вся эта «гора» оружия – на огромную страну, которая больше Украины по площади.
Вы не думали, что на хранение оружия тоже нужны деньги? И что делать с давно устаревшей техникой – солить?
Посмотрите на карту полезных ископаемых Центральной Африки. Уран, алмазы, золото, нефть и т. д. и т. п. Их будут добывать в любом случае. И уж лучше помочь с этим законному правительству с санкции ООН, чем боевикам. Совместная разработка месторождений – честный и потенциально очень прибыльный бизнес. Деньги нужны как ЦАР – одной из беднейших стран мира, так и России.
И не надо путать кино с реальностью.
В фильме особо приятны благодарности создателей правительству Центральноафриканской Республики, правительству Российской Федерации, правительству Республики Руанда, миссии ООН в ЦАР и всему центральноафриканскому народу. Да, съемки такого кино, особенно в таких местах, стоят колоссального труда.
«Турист» – качественно снятый боевик на уникальную тему. Надеюсь, что не последний.
Читайте нас: