Фактически вариацией на эту тему являются и складные ножи, где клинок полностью утапливается в рукоятке, но в «полуутопленном» варианте есть одно преимущество — нож, хоть и не длинный, всегда находится под рукой и готов к работе без дополнительных манипуляций, Тем не менее полу складные ножи так и не получили особого развития, и причина этого в том, что сам принцип диктует серьёзные ограничения, связанные с габаритами и функциональными возможностями конструкции. Поскольку габариты клинка жёстко связаны с габаритами рукоятки, за которую они, в идеале, не могут выходить по ширине, тем более, если на обухе нанесена пила, это требование становится ещё строже. Определённые ограничения накладываются и на форму рукоятки. Она должна быть одинаково удобной для работы как со сложенным, так и с разложенным клинком. Но самой большой проблемой, очевидно, будет узел фиксации клинка, так как он должен обеспечивать надёжное и безлюфтовое крепление в двух положениях. Попытка решить все эти проблемы весьма нестандартным образом и предпринята в китайском армейском ноже, имеющем обозначение «тип 88». Конструктивно, нож состоит из двух частей: мини-ножен, куда входит небольшой кончик клинка, и рукоятки, где и располагается его основная часть.
В сложенном состоянии нож весьма портативен — его длина 165 мм. В рабочее состояние он приводится путём обхвата рукоятки и резким выдергиванием её вниз. При обхвате пальцы нажимают на плоскую кнопку, расположенную в нижней части, и расфиксируют клинок. Клинок связан с ножнами с помощью плоской тяги с уступом, именно она и вытягивает его из рукоятки. Это довольно интересное конструктивное решение, позволяющее обойтись без ненадёжных пружин, к тому же, такая конструкция позволяет использовать нож даже при сильном загрязнении, что несомненно является плюсом. После вытягивания клинка тяга выпадает из отверстия и освобождает нож. Клинок в боевом положении становится на фиксатор, особенностью которого является наличие блокировки, без снятия которой клинок невозможно сложить. Элементом блокировки служит всё та же плоская тяга. При её отсутствии можно сколько угодно жать на кнопку, расположенную в передней части рукоятки, — клинок не сложится, поскольку кнопка не взаимодействует с фиксатором. При складывании ножа он стыкуется с тягой, которая даёт возможность воздействовать на фиксатор. Клинок вкладывается в ножны и утапливается в рукоятку, где и становится на задний фиксатор.
Вторая интересная конструктивная особенность ножа — наличие на ножнах (если, конечно, их можно назвать ножнами) карданного подвеса, позволяющего удобно размещать нож на экипировке. Те, кто разрабатывает боевую экипировку, хорошо знают, как трудно разместить на ней два предмета — нож и пистолет. Они должны быть, как говорится, под рукой и не создавать неудобств при носке. Все конструктивные ухищрения, применённые в ноже, позволяют уменьшить его длину всего на 76 мм (в боевом положении длина ножа — 241 мм). Такова цена за удобство размещения. На этом плюсы данной конструкции на мой взгляд, заканчиваются, и начинаются минусы, которых довольно много. Начнём с клинка. Он имеет кинжалообразную форму и обоюдоострую заточку. Клинок — довольно узкий, из-за необходимости размещаться в рукоятке, и имеет толщину 4 мм. Такая форма не позволяет сделать хорошую заточку. Честно говоря, так и не понял, в чём основная причина того, что нож практически невозможно заточить. Быть может, это объясняется низким качеством металла клинка или его «геометрией», но налицо тот факт, что нож практически не режет, и в реальной боевой схватке им можно только колоть. Кроме того, клинок в открытом состоянии имеет довольно солидный люфт, и вообще, как-то не возникает чувства надёжности. Так и не мог заставить себя метнуть его. У меня было ощущение, что он просто развалится, да и метать, удерживая дребезжащее лезвие, было как-то не по себе, хотя, возможно, то, что нам кажется конструктивными недоработками, вероятно, считается результатом специфики мышления восточного человека — бороться с противником можно и тупым ножом.
Клинок имеет в своей середине небольшую выборку, которая носит скорее чисто декоративный характер, поскольку не обеспечивает ни существенного уменьшения веса, ни повышения жёсткости клинка. Кстати, нож — довольно лёгкий и весит всего 213 граммов. Вообще, «красоты» на ноже много. Чего только стоят тёмно-зеленая пластиковая ручка и ножны на фоне блестящих металлических деталей! Блестит, правда, на ноже всё, что только может — клинок, гарда, плоская тяга. Создаётся полное впечатление, что разработчики ножа не знают того, что блеск — один из самых неприятных демаскирующих факторов. (Впрочем, тут можно вспомнить и отечественные шедевры, например, блестящие клинки штык-ножей или ярко-оранжевые магазины автомата Калашникова). Кроме блеска, нож при открывании издаёт ужасный лязг, а когда он закрыт, в дело вступает металлическая шлёвка на карданном подвесе, которая тоже звенит, правда, мелодично, как колокольчик, словно давая знак врагу, чтобы тот не зевал. Так что китайские инженеры, на мой взгляд, сделали всё, что от них зависело, чтобы солдат с таким ножом не вернулся из боя. Да, «восток — дело тонкое». И всё же нам китайский нож «тип 88» интересен своими конструктивными находками, в которых «что-то есть».
Текст: Игоря Скрылева
Читайте нас: