Лента новостей

14:41
Почти 40 красноармейцев обнаружили поисковики в ходе экспедиции «Юхновский рубеж»
14:33
Ахметов профинансирует пять политических партий
14:32
В ОПЗЖ уверены в скором освобождении Медведчука из-под домашнего ареста
14:31
«Люблинский треугольник» требует от мирового сообщества плана действий по «деоккупации Крыма»
14:30
В ЕС одобрили создание из Украины, Грузии и Молдовы «Ассоциированного трио»
14:29
Офис генпрокурора подал апелляцию на домашний арест Медведчука и требует посадить его в СИЗО
14:26
Опубликовано видео, на котором полиция Капитолия пропускает сторонников Трампа в здание
14:25
ЦАР получила третью партию оружия в рамках соглашения о сотрудничестве с Россией
14:18
Несколько слов о методологии 
14:18
Недолго музыка играла: у Эстонии не хватило денег содержать оркестр и священников для своих вооруженных сил
14:09
В Apple сообщили, что наушники и колонки компании не поддерживают формат Lossless, который скоро появится в сервисе Apple Music
14:08
ВМФ РФ могут укрепить тремя авианосцами
14:06
На руководство белорусского независимого портала TUT.by завели дело о неуплате налогов, сайт издания заблокирован
14:05
Полиция Чехии расследует несостоявшуюся поездку в Россию главы МВД, который якобы должен был замять инцидент во Врбетице
14:01
Сергей Катырин: российскому бизнесу нужна спокойная обстановка
14:00
Америка и Европа снимают ограничения - сырье растет в цене
13:59
Доллар падает - инвесторы ищут спасения в золоте
13:54
Эксперт оценил решение Магнита о покупке розничной сети Дикси
13:53
Официальный курс евро на среду вырос на 25 копеек
13:52
Не Индией единой? Агроном оценила возможные проблемы с чаем
13:51
Эксперт: после покупки Дикси Магнитом будет каннибализм магазинов
13:49
Хакеры взломали несколько правительственных сайтов Шри-Ланки
13:48
Израиль нанес удары по девяти ракетным установкам в секторе Газа
13:47
Адвокат Винника попросила суд обратиться в Конституционный совет Франции
13:46
Китайское СМИ: политика США на Ближнем Востоке подчинена одной цели
13:42
Прибалты выбрали для борьбы с БелАЭС «украинские методы»
13:39
Дозированная любовь Украины к Израилю: с оглядкой на Анкару и голос конторы
13:37
«Большой и подробный разговор»
13:33
Продолжающиеся ракетные обстрелы не оставили равнодушными ни политиков, ни активистов
13:25
Танки Т-55 прошли модернизацию. Бревно на месте
13:20
Лукашенко озвучил формат утверждения решений Совбеза Белоруссии
13:19
Рябков указал на нежелание Москвы составлять безразмерный список недружественных стран
13:13
Российские «Фаготы» и «Корнеты» успешно жгут израильскую бронетехнику
13:11
Боевые действия в секторе Газа были заранее спланированы: США знали о готовящейся войне
13:09
«Единая Россия» проводит народный праймериз
13:08
Эрдоган «проклинает» Австрию за отношения с Израилем
12:57
Наушники Apple не способны передавать звуки без потери качества
12:55
Свастика в "Фейсбуке" Чичваркина
12:54
«Ленд-лиз» никогда не был помощью СССР от США
12:43
Песков: палестино-израильский конфликт представляет опасность для России
12:42
Елена Панина: Хотите работать с российской аудиторией – соблюдайте российский закон
12:39
США одобрили продажу высокоточного оружия Израилю на $725 млн
12:38
В России задумались о размещении стратегической авиации в Арктике
12:37
Уничтожить 22 танка за 30 минут
12:37
Эрдоган: Байден пишет историю своими кровавыми руками
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Образцов рассказал об экономических задачах Стамбульского канала

Образцов рассказал об экономических задачах Стамбульского канала


Строительство дублера Босфора является давним планом Турции, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Центра азиатских исследований РАН Алексей Образцов.

Босфор является сложным морским путем

Турки решили прорыть дублер Босфора 

Турецкие власти утвердили проект канала «Стамбул» и хотят начать его строительство. Канал станет искусственным дублером стамбульского пролива Босфор, связав Черное и Мраморное море по новому маршруту.

Длина проекта составит 45 километров, а проложить его хотят в европейской части бывшей столицы Османской империи. Впервые президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган высказался о проекте в 2011 году, назвав его сумасшедшим и амбициозным начинанием.

Строительство оценивается в 15-25 млрд долларов, что сравнимо со стоимостью четырех энергоблоков АЭС «Аккую». Однако атомная станция строится Росатомом на средства российского кредита, а в канал иностранные инвесторы вряд ли вложатся.

Эрдоган знает толк в пиаре, поэтому вспомнил о проекте после инцидента на Суэцком канале, где огромный контейнеровоз парализовал водный маршрут, построенный еще в 1869 году, вызвав перетрубации в мировой экономике.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Только если Суэцкий канал является горлышком торгового маршрута из Европы в Азию и обратно, из-за чего ведутся разговоры про строительство канала-дублера, то черноморские маршруты интересует меньшее число государств.

Теоретически это начинание способно заинтересовать российский экспорт, но Москва не будет вкладываться в проект, где нет прямого российского интереса, как в случае с АЭС «Аккую» и двумя магистральными нитками газопровода «Турецкий поток».

Тема строительства каналов продолжает пользоваться популярностью в мировой геополитике. Предлагается строительство дублера Панамского канала в других центральноамериканских странах. Имеются иранские планы по строительству канала из Каспийского моря в Персидский залив, но турецкий проект, возможно, наиболее близок к реальности из-за авантюрного склада политики Эрдогана.

Идея Стамбульского канала родилась давно

«Турки еще с османских времен вынашивают идею прорыть искусственный канал параллельно Босфору и Дарданеллам. Во-первых, это вызвано навигационной сложностью данных проливов, а во-вторых, негативным отношением Турции, как и других государств Причерноморья, к конвенции Монтре», - констатирует Образцов.

Турки давно думают о дублере Босфора и Дарданелл

Конвенцию Монтре приняли в 1936 году: она установила свободу прохода проливов торговыми судами и особый режим для военных кораблей, включая государства, которые не имеют выхода в Черноморский регион.

«Соглашение по большому счету не устраивает всех – даже Россию и Украину, но, как только начинаются переговоры об изменении конвенции, все запутывается до такой степени, что от такой идеи отказываются», - резюмирует Образцов.

Турки обещают прорыть пролив к 2025 году. В 2023 году состоится столетие Турецкой Республики, к которому приурочено много событий, но уже очевидно, что большая часть планов не будет выполнена, можно привести в качестве примера хотя бы турецкий истребитель пятого поколения.

«Сегодня проход судов через Босфор и Дарданеллы бесплатный, в отличие от Панамского и Суэцкого каналов. Плата берется за лоцманские услуги, дератизацию, борьбу с тараканами и прочее в этом духе», - заключает Образцов. 

В 2023 году состоится столетие Турецкой Республики

Здесь действуют положения Морской конвенции 1982 года, ведь это естественные, а не рукотворные морские пути.

«Мы делим проливы на две части – Босфор и Дарданеллы, а турки – на три. Ту часть Босфора, которая находится внутри Стамбула, они называют Стамбульским проливом, где действуют жесткие требования: там запрещен проход кораблей в ночное время, нужно писать кучу отчетов портовому начальству и постоянно сверяться с указаниями лоцмана», - констатирует Образцов.

Для прохода через Босфор обязательно требуется местный лоцман.

«Проблемами является запрет на движение крупнотоннажных судов в ночное время и односторонний проход судов. Давно прошли времена, когда корабли могли двигаться в обе стороны. Сейчас в одно время корабли двигаются в сторону Черного моря, а в другое – в сторону Эгейского, а до этого они вынуждены ждать и стоять», - резюмирует Образцов. 

Именно на этом базируется желание турок построить искусственный канал и монетизировать проблему. В случае постройки альтернативной магистрали турки наверняка ужесточат правила прохода через естественный Босфор.

Дела в экономике Турции не блестящи

«Во-первых, для турок это деньги, а во-вторых, снижение нагрузки на проливы. Там ведь были аварии: разлив нефти и столкновения судов, так что вопрос безопасности крупнейшего города Турции здесь также имеет место», - заключает Образцов.

Только дело это крайне дорогое, а экономическая ситуации в Турции отнюдь не блестящая.


Дмитрий Сикорский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх