В двигателях бельгийских боевых самолетов F-16A / B найдены существенные дефекты, из-за которых даже остановлена эксплуатация этих машин. Дефекты могли привести к гибели пилотов. Потому руководство ВВС приказало срочно найти причину. Выяснилось, что 11 февраля при взлете машины № FA-118 с базы Флоренн прогорело сопло двигателя. Из-за высокой температуры компоненты форсунки начали плавиться и ломаться. Это большая проблема для ВВС
Пилот совершил безопасную аварийную посадку. После приземления и выяснения причин аварии неудачный двигатель Pratt & Whitney F100 был снят с самолета и отправлен в Двигательный центр Patria Belgium для проверки. Расследование показало, что проблема была в одном из шарнирных штифтов, а последующий осмотр оставшегося самолета выявил аналогичные дефекты на нескольких других двигателях. После консультаций с производителем самолетов компанией Lockheed Martin и производителем двигателей Pratt & Whitney, чтобы не подвергать экипажи и население ненужному риску, было принято решение временно приостановить полеты F-16.
Как подсчитали специалисты, на ремонт одного двигателя уйдет не менее пяти рабочих дней. Проблема в отсутствии на рынке подходящих запчастей. Министерство обороны Бельгии разными способами пытается доставить соответствующие элементы из США. В то же время другие страны НАТО, использующие самолеты F-16, были проинформированы о проблеме.
В сообщении для прессы руководство ВВС Бельгии расценило проблему как не слишком серьезную. Она не может нарушить сотрудничества с уважаемой комапнией-производителем самолетов. Бельгийские самолеты будут по-прежнему участвовать в борьбе с террористами на Ближнем Востоке. Четыре бельгийских F-16 базируются в Иордании, откуда они вылетают на задания против исламистов. Эти самолеты продолжат свои акции. Но они будут проверены технически при удобной возможности.
Пока бельгийские F-16 не могут подняться в воздух, то защиту неба над Бельгией возьмут на себя голландские F-16 с базы Фолькель. Также они проведут полеты над Нидерландами и Люксембургом. С 2017 года две страны (у Люксембурга нет собственных боевых самолетов) несут дежурство вахтовым методом. В миротворческой ситуации дежурство несут два истребителя одной или другой авиации. Дежурство ведется круглосуточно, все дни года.
Интересно, что бельгийские пилоты считаются одними из самых профессиональных в НАТО. Например, за несколько дней до приостановки полетов капитан Стивен Де Врис налетал на F-16 5000 часов. 48-летний капитан стал седьмым пилотом в истории и первым европейцем, добившимся такого успеха. Капитан Де Врис поступил в ВВС Бельгии в 1990 году и служит в 31-й эскадрилье «Тигры».
Бельгия была одним из первых иностранных покупателей F-16. Наряду с Нидерландами, Данией и Норвегией она сформировала консорциум европейских ВВС, который вместе с США работал над дальнейшим развитием этого истребителя. Кроме того, была предпринята лицензионная окончательная сборка F-16 для Бельгии и Дании на предприятиях в Бельгии.
Первый заказ для Бельгии включал 116 истребителей, а первый самолет сошел с конвейера 11 декабря 1978 года. Поставки серий Block 1, Block 5 (обе модернизированы до стандарта Block 10) и Block 15 закончились в 1985 году. Два года спустя начались поставки второго заказа на 44 машины в варианте F-16A / B Block 15OCU.
Первый F-16A ВВС Бельгии был произведен в варианте Block 1 и доставлен 24 марта 1979 года. Сейчас он выставлен в Королевском музее вооруженных сил и военной истории в Брюсселе.
После окончания холодной войны бельгийские военно-воздушные силы резко сокращены, из самолетов F-16 осталось только 90 машин. Затем произошло дальнейшее сокращение до нынешнего уровня. В девяностые годы все машины прошли обновление Mid-Life Update, соответствующее версии F-16 Block 50.
В Бельгии на смену F-16 вскоре, согласно планам НАТО, придут истребители F-35A Lightning II пятого поколения. Тридцать четыре самолета были заказаны на 3,6 миллиарда евро, поставки должны начаться в 2023 году. Однако первые экземпляры останутся в Соединенных Штатах и будут использоваться на базе Люк для обучения пилотов и механиков. Первые истребители 2-го крыла с базы Флоренн должны прибыть в Бельгию в 2025 году.
Вадим Волохов
Читайте нас: