«Патриотические испанцы атакуют французских бандитов». Такими вот рисунками в годы наполеоновских войн издатели старались поднимать боевой дух народа. На знамени вдали надпись: «Да здравствует король Фердинанд!» В бою, как вы видите, участвуют все. На первом плане показана эффективная работа штыком.
Поворачивали дула
В синем холоде штыков,
И звезда на нас взглянула
Из-за дымных облаков.
(В разведке. М. Светлов)
В синем холоде штыков,
И звезда на нас взглянула
Из-за дымных облаков.
(В разведке. М. Светлов)
Однако о самих штыках было сказано до обидного мало.
Хотя, конечно, существует, скажем, книга о них издательства «Атлант» «Штыки мира» (А.Н. Кулинский, В.В. Воронов, Д.В. Воронов). Но тут уже другое – книга-то есть, но больно уж тема узкая, хотя спору нет – интересная. Значит, написать надо о штыках достаточно подробно, но так, чтобы слишком уж этим лишним знанием никого не обременить. Ну и, опять же, дать хороший «визуальный ряд», чтобы было бы еще и на что посмотреть!
Ну, а засим – приступаем к изложению «истории о штыках».
Сам термин «штык», который первоначально назывался «байонетом» (bayonet), восходит ко второй половине XVI века. Хотя и неясно, были ли штыки в то время специальными ножами, которые можно было прикреплять к стволам огнестрельного оружия, или это была просто их разновидность.
Например, в «Словаре 1611 года» Котгрейва байонет описывается как
«разновидность небольшого плоского карманного кинжала, снабженного ножнами, или большого ножа, который можно повесить на пояс».
Точно так же Пьер Борель писал в 1655 году, что
в Байонне (Bayonne) был изготовлен вид длинного ножа, называемого «байонетом»,
но не дает никакого его дальнейшего описания.
Страница китайского трактата
Интересно, что первый, так сказать, зарегистрированный образец собственно штыка обнаружен в китайском военном трактате Бинглу, опубликованном еще в 1606 году. Это был мушкет, в ствол которого вставлялся клинок длиной 57,6 см, что в итоге давало общую длину 1,92 м.
Китайскими иероглифами это оружие обозначалось, как «ружье-лезвие» (традиционный китайский: 銃 刀; упрощенный китайский: 铳 刀), а штык к нему описывался, как
«короткий меч, который можно вставить в ствол и закрепить, слегка повернув его»,
и что использовать его следует
«когда в бою закончились порох и пули, а также в бою с бандитами, в рукопашном бою или когда попадают в засаду»,
а еще
если воин «не может зарядить ружье за время, необходимое чтобы пройти два бу (3,2 метра) земли, то он должен вставить клинок в ствол и держать ружье, как копье».
То есть мы и тут должны отдать китайцам пальму первенства в изобретении штыка, как орудия войны.
Но… так ли это все было на самом деле? Мы, конечно же, точно не знаем.
Зато мы знаем совершенно точно, что первыми штыками в Европе были так называемые «штыки-пробки» – штыки-байонеты, вставлявшиеся рукоятками в ствол.
Первое известное упоминание об использовании таких штыков в европейской войне мы находим в мемуарах Жака де Шастене, виконта де Пюизегюра.
Он писал, что французы использовали грубые штыки длиной 30 см во время Тридцатилетней войны (1618–1648). Однако только в 1671 году генерал Жан Мартине вооружил «штыками-пробками» полк французских фузилеров. Также они были выданы солдатам английского драгунского полка, сформированного в 1672 году, и полку Королевских фузилеров в 1685 году.
Английский байонет 1685–1688 гг. Длина 41,9 см. Вес 238,1 г. Обратите внимание на его клинок: «блеск, вода, змея» – подсознательные «идолы пещеры», повышающие ужас человека перед волнистым клинком. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
Недостаток такого штыка был очевиден. Вставив его в ствол, стрелять из ружья было уже нельзя. Поражение правительственных войск в битве при Килликрэнке в 1689 году было, кстати, связано (среди других причин) с использованием штыка-байонета.
Тогда хайлендеры якобиты, сторонники короля-изгнанника Джеймса VII Шотландского (Иакова II Английского), заняли позиции напротив правительственной армии на склоне холма. Они приблизились к солдатам на 50 метров, дали залп, после чего бросили свои мушкеты и, используя топоры и мечи, сокрушили войска лоялистов раньше, чем они успели закрепить на них свои штыки.
После этого их побежденный командующий Хью Маккей представил вариант штыка уже собственного изобретения. Его клинок прикреплялся к трубке, надевавшейся на ствол мушкета, причем находился от него на некотором расстоянии, что позволяло и стрелять, и перезаряжать мушкет, даже с закрепленным на нем штыком.
Штыки, причем неудачно, использовались также в битве при Флерюсе в 1690 году в присутствии короля Людовика XIV, который отказался принимать их на вооружение своей армии, поскольку заметил, что они выпадали из стволов.
Вскоре после Рисвикского мира (1697 г.) англичане и немцы перестали использовать пику, а ввели на вооружение штыки-байонеты. Британский штык этого типа имел широкое треугольное лезвие с двумя отростками перекрестия. Но у него не было замка, чтобы зафиксировать рукоятку байонета в стволе, и документально подтверждено, что такие штыки в пылу боя нередко солдатами терялись. Поэтому на вооружении они состояли считанные годы.
Уже в 1700 году в Англии появились штыки с разрезной втулкой и Г-образным пазом, позволявшим прочно закреплять их на стволе. Интересно, что сама втулка была разрезана вдоль, чтобы ее при необходимости можно было легко подогнать под диаметр любого ствола. Сам же клинок был по-прежнему плоским и довольно широким, да еще и с гардой в форме раковины в том месте, где он крепился на втулку.
Однако применение новых образцов, позволявших и колоть, и стрелять одновременно, все-таки шло медленно. Так, в 1703 году французская пехота приняла на вооружение подпружиненную систему запирания рукоятки, которая предотвращала случайное отделение штыка от мушкета. В частности, устройство с подпружиненной пластиной на рукоятке имело шведский штык-байонет образца 1692 года.
Лишь около 1715 года на континенте появился колющий трехгранный клинок на отведенной от ствола изогнутой шейке штыка, сразу же показавший себя очень эффективным.
Зато в Англии в 1720 году к мушкету «Браун Бесс» был принят трехгранный втульчатый штык, прослуживший без изменений до 1840 года. Штык переносился в ножнах из жесткой кожи с латунными деталями и примыкался к ружью по команде.
Какое-то время все силы изобретателей были отданы совершенствованию конструкции втулки для крепления штыка на стволе.
О первом типе – прорезной втулке с Г-образной прорезью здесь уже было сказано.
Выяснилось, что прорезь втулку ослабляет, из-за чего она разбалтывается и не обеспечивает прочного соединения со стволом. Поэтому появилась упрощенная втулка, использовавшаяся с мушкетами «Браун Бесс» с одной Г-образной прорезью.
«Впервые пахнет порохом» из «Военных приключений Джонни Ньюкома» 1815 г. Томас Роулендсон. Очень наглядно показана тактика английской пехоты периода наполеоновских войн. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
В 1696 году в Швеции придумали крепить штык при помощи зажимного винта, но необходимость нарезки винтов и резьбы под них не вызвала массовых подражаний.
Штыки в то время крепили даже на пистолетах. Пара английских кремневых пистолетов со штыками 1782–1783 гг. Бирмингем. Пистолеты с кремневым замком с латунными стволами, оснащенные подпружиненными штыками, были обычным явлением в Англии в последней четверти XVIII века. Размеры: длина 38,3 см; длина ствола 22,7 см; калибр 0,64 дюйма (17 мм); вес 2 фунта 5 унций (1048,9 г.). Метрополитен-музей. Нью-Йорк
Британская армия в Индии, обслуживавшая интересы Ост-Индской компании, получила штыки с пластинчатой пружиной-защелкой, перекрывавшей часть Г-образной прорези. Только приподняв ее, можно было пропустить внутри нее штифт на стволе, что делало штык совершенно не снимаемым. Однако такое приспособление требовало чуть дольше времени на то, чтобы надеть штык на ствол.
Война за Союз, 1862 г. Штыковая атака (из «Harpers Weekly», том VII) 12 июля 1862 г. Уинслоу Гомер (Бостон, Массачусетс, 1836–1910 гг., Прутс-Нек, Мэн), гравюра на дереве. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
Летом 1862 года Потомакская армия атаковала Ричмонд, штат Вирджиния, но была отбита. Это драматическое событие как раз и изобразил Гомер Уинслоу – художник-корреспондент Harper’s Weekly, описывавший боевые действия в Фэйр-Оукс 31 мая, когда силы Союза были спасены подкреплением, прибывшим в последнюю минуту. Мы видим солдат южан и северян в рукопашном бою, доведенных до крайности.
В сопроводительном тексте подчеркивается:
«Солдаты редко скрещивают друг с другом штыки в бою. Прежде чем атакующий полк достигнет своего противника, последний обычно спасается бегством. Вся сила и вся храбрость мира не защитят человека от удара штыком по телу, если он остановится, пока он приближается к нему…
В Файроаксе повстанцы почти всегда ломались и бежали, прежде чем наши штыки достигли их. Однако в одном или двух случаях происходили рукопашные схватки»…
В Файроаксе повстанцы почти всегда ломались и бежали, прежде чем наши штыки достигли их. Однако в одном или двух случаях происходили рукопашные схватки»…
Одна из них показана на нашей картинке выше.
В Дании в 1794 году предложили и затем 50 лет использовали запорную пластину (пружину) с квадратным отверстием для штифта. Снять штык с таким «запором» на муфте можно было, лишь приподняв ее за специальные «крылышки».
Австрийцы зачем-то сделали паз на муфте косым и вслед за французами ввели на ней запирающее его поворотное кольцо. А вот в Ганновере на втулке сделали утолщенную закраину, а пружину в виде крюка закрепили на самом стволе. И снять штык теперь с ганноверского ружья можно было, только ее отогнув. Это изобретение так и называли – «ганноверская защелка».
В 1873 году американцы для своего штыка-лопаты придумали, во-первых, очень большую втулку, которая служила «лопате» рукояткой, а во-вторых, сделали ее составной из двух половинок. Сначала она надевалась прорезью на мушку, а затем задняя половина втулки поворачивалась и наглухо запирала паз.
Американский штык-лопата 1873 г. Национальный сайт военной истории США
Уже в годы Второй мировой войны англичане на своем штыке № 4 для винтовки «Энфильд» использовали крепление втулки между «ушками» ограждения мушки. Но надеть такой штык можно было только лишь на эту винтовку.
Интересно, что в Англии в 1840 году появился также и специальный штык для полицейских, отличавшийся от армейских штыков только лишь наличием специальной пружинной защелки возле самой шейки штыка. Придумана она была затем, чтобы штык было невозможно никому из посторонних выхватить из ножен. Ведь полицейский не солдат. Он вполне мог оказаться в толпе заключенных или бунтующих граждан, которые могли бы попытаться завладеть его оружием.
Но хитрая защелка не оставляла им ни малейшего шанса вооружиться таким образом в своих злокозненных целях.
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: