Поистине уникальное фото, которому просто цены нет: револьвер Галана с надписью на стволе: «Тульская фабрика Н.И. Гольтякова. 1879. Зав. № 780» из Пермского краеведческого музея. Музейный № предмета – ПОКМ № 100500. Как видите, наши «ответственные органы» потрудились над этим револьвером вовсю – насверлили в нём дырок от души! Но то, что на нём сломан рычаг, в первую очередь говорит о низком качестве стали. Причём обратите внимание на курок без бойка. Это значит, что перед нами редчайший образец с «передаточным боем»!
Очень часто бывает так, что в силу каких-то обстоятельств легче изготовить совершенно уникальное
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
(«Сказка о попе и о работнике его Балде», А.С. Пушкин)
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
(«Сказка о попе и о работнике его Балде», А.С. Пушкин)
Оружие и фирмы. В прошлом материале этой серии мы рассказали про револьвер «Галан», который какое-то время находился на вооружении российского императорского
Портрет Н.И. Гольтякова в конце XIX – начале XX века
Что о нём можно сказать? Да только то, что всегда были и есть люди, у которых не только лишь руки растут откуда положено, но и к любому делу ещё и прилагают особый талант. Россия всегда славилась такими людьми, и вот как раз Гольтяков (1815-1910) был из их числа. Это был оружейный мастер, владевший в Туле небольшой фабрикой. И делал он прекрасное охотничье и боевое оружие, а также, разумеется, ещё и самовары!
Капсюльное охотничье ружьё работы мастера Гольтякова. Фото Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Закончив церковно-приходскую школу, он обучался в стенах Тульского оружейного завода. А преуспев в делах, уже в 1840 году открыл свою собственную мастерскую, где делал охотничьи ружья на заказ. И делал он их столь высокого качества, что обратил на себя внимание сиятельных княжеских особ и в 1852 году получил даже звание оружейного мастера «Их Императорских Высочеств Вел. Князей Николая и Михаила Николаевичей» и очень ответственное право ставить императорский герб на свои изделия. В 1862 году был награждён серебряной медалью на владимирской ленте, а в 1864 году пожалован от тех же великих князей золотыми часами. В этом же году стал числиться купцом второй гильдии. А с 1866 года наладил выпуск и продажу господам офицерам русской императорской армии револьверов собственного производства. Понятно, что ничего нового он не изобретал, а делал копии иностранных револьверов, но были они столь высокого качества и имели столько усовершенствований, что в 1868 году смог получить привилегию на их изготовление и право продавать их по всей стране! Два своих револьвера и револьверную винтовку он подарил самому Александру Второму, и сегодня они хранятся в собрании Эрмитажа. Новым успехом ознаменовался 1873 год, когда он стал поставщиком оружия ещё и для двора короля Греции Георга I. Сыновья мастера – Николай и Павел, продолжили дело отца и тоже сделались оружейниками. И вот ему-то и было предложено производить отечественные «галаны» для флота…
Капсюльный пистолет работа Гольтякова Петра Корнеевича, 1845 год. Материал: сталь, дерево, серебро. Техника: ковка, резьба, чеканка, гравировка, чернение, инкрустация. Размеры: дл. 27,8 см; калибр 13 мм. Фото Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Револьвер Гольтякова, пороховница и капсюли. Иллюстрация из книги А.Б. Жука «Револьверы и пистолеты»
Прошло всего шесть недель, когда Гольтяков и впрямь представил на пробные испытания пять «галанов», причём позаботился придать им более изящный вид. Для чего он уменьшил некоторые детали в размерах. И в ходе испытаний во всех этих пяти револьверах поломалась… одна и та же очень важная деталь – ось барабана, на которой как раз и держалась вся конструкция этого револьвера.
В результате 15 марта 1873 г. председателем Морского технического комитета контр-адмиралом Шварцем в канцелярию Морского министерства было доложено, что Гольтяков пока что не может производить револьверы «Галан» нужного качества, поэтому заказ на их массовое изготовление ему давать нельзя. В ответ на это мастер попросил разрешение переделать данные ему образцы и к тому же заменить литую сталь из Златоуста на зарубежную. Но Артиллерийским отделением Морского технического комитета в этой замене ему было отказано, а почему – очень даже понятно. Произведённое в России оружие должно было быть как можно более дешёвым. Поэтому всё, что удорожало производство непосредственно на местах – отметалось сразу же, в том числе и более дорогая импортная сталь.
Револьверы, изготовленные мастером Гольтяковым. Время создания: между 1875-1880 гг. Центр производства: Тула. Материал: сталь, дерево. Техника: ковка, резьба, гравировка. Размеры: длина 31 см. Фото Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
И тогда же в марте 1873 года, убедившись в том, что револьверы Гольтякова хуже бельгийских, решило разместить заказ на 1033 револьвера и 154 950 патронов в Бельгии. Тем временем в конце этого же года Гольтяков предоставил Артиллерийскому отделению исправленные «Галаны», и на этот раз те оказались вполне качественными. Качественными настолько, что их потом показывали на Московской Политехнической выставке. Но револьверы ему и после этого заказывать не стали. Бельгию посчитали лучше Тулы.
Один из этих револьверов. Хорошо видна его изящная гравировка. Фото Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Гольтяков, однако, не успокоился. Сделал ещё несколько револьверов, отдал их на испытания, и те показали вполне удовлетворительные результаты. Морское министерство тут же спохватилось и заказало Николаю Ивановичу партию на пробу в 500 штук, причём если партия будет высокого качества, планировалось заключение договора на поставку ещё 5500 тульских «галанов». Сталь должна была использоваться Обуховского завода. Раму следовало делать из ковкого чугуна. Интересно, что Николай Иванович даже гильзу собственной конструкции для патрона к «галану» предложил. То есть все плюсы от размещения заказа на его предприятии были очевидны.
Но… быстрый заказ Гольтякову не последовал. Только в 1876 г. с ним был подписан контракт на поставку 5000 револьверов для российского императорского флота. Интересны различия между бельгийскими и российскими «галанами», касавшиеся и самой конструкции, а не только лишь марки стали, из которой они изготовлялись.
Так, центральный стержень тульского револьвера имел вырез меньшего размера под задний шарнир рычага, чем револьвер бельгийской модели. А значит, и рычаги у тульских револьверов имели меньшую толщину. Меньше вырез – больше прочность центрального стержня, которая сначала оказалась неудовлетворительной. Хотя у бельгийских револьверов проблем с его прочностью не возникало. Скорее всего, поломки были связаны с низким качеством стали или особенностями закалки этой детали на фабрике у Гольтякова.
Но главным отличием стала конструкция бойка, или «передаточный бой». Дело в том, что у бельгийских револьверов боёк находился на курке и представлял с ним одну деталь, как и у многих других револьверов того времени. На револьвере же Гольтякова боёк был зачем-то сделан в виде отдельной детали. То есть курок в нём не бил по капсюлю непосредственно, а ударял по подпружиненному бойку, а уже тот – наносил удар по капсюлю. Затем такое устройство бойка нашло широкое применение, хотя, в общем-то, особых практических выгод в нём нет. Более того: в «Оружейном сборнике» № 4 за 1880 г., в материалах Артиллерийского отделения Морского технического комитета имеется докладная записка поручика Кулакова по поводу «пистолет-револьверов мастера Гольтякова, представленных для сдачи в Морское ведомство». И вот там-то говорится, что «передаточный бой», предложенный им «взамен обыкновенного курка с бойком, принятого в системе Галан, требует более сильной пружины» и создаёт неудобство ввиду сложности устройства и большого числа мелких деталей и пружин, «служащих для передачи удара курка по пистолетному патрону». Поручик Кулаков предлагал упростить этот механизм Гольтякова, чтобы вместо шести деталей иметь в нём только три. Но там же в сноске написано, что вариант, предложенный Гольтяковым, утверждён в 1878 году и принят за образец.
Мощности освоить заказ у предприятия Гольтякова явно не хватало, о чём говорит его прошение о списании с него штрафа за просрочку очередной поставки. В итоге в 1876-м он смог выпустить всего лишь около 180 револьверов, а третью сотню в 1877 году.
Интересно, что, когда Гольтяков передал для приёмки 117 револьверов, 111 из них не приняли именно из-за дефектов «передаточного боя», большого количества осечек и даже такого его недостатка, как непрочность механизма бойка. А вот все шесть револьверов с курками обычного устройства были приняты – претензий к ним не было никаких.
Тут совершенствовать тульский «галан» принялся уже сам поручик Кулаков. Переделанный по его предложению «передаточный бой» дал меньше всего осечек, обеспечивал удар в центр капсюля, а тупой носок у его бойка последнего не пробивал, что имело значение. Меньше стало усилие пружины, хотя её нужно было предохранять от сырости, а в кругосветном плавании, как посчитали члены комиссии, это будет довольно затруднительным делом.
Револьверная винтовка Гольтякова, принадлежавшая Александру Второму. Время создания: 1875-1880 гг. Материал: сталь, дерево. Техника: ковка, резьба, чеканка, гравировка, воронение, полировка. Размеры: общая длина: 109,6 см; длина ствола: 64,0 см; калибр 14,0 мм. Фото Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Встал вопрос о том, какую переделку теперь требовать от Гольтякова. Самым простым решением было бы не мудрить, а сделать всё так же, как и было на бельгийском револьвере. Но тогда нужно было бы изготовлять 160 новых рамок и 233 новых курка. Опять встал вопрос дешевизны, отчего было решено переделывать револьверы по предложению Кулакова. Однако требовалась проверка того, смогут ли такие револьверы использоваться на судах в морском плавании, и не будут ли детали их «передаточного боя» подвергаться коррозии.
В итоге на вооружение флота поступили сразу три «разновидности» одного и того же револьвера, причём произведённые на одном и том же предприятии (просто какое-то чудо из чудес!): вариант с курком, как у бельгийского револьвера, модель с «передаточным боем», придуманным Гольтяковым, и «передаточным боем» поручика/штабс-капитана Кулакова.
Отношения с моряками, в отличие от великих князей, у Гольтякова были весьма специфическими и отнюдь не добросердечными. Причём ими было изготовлено даже специальное клеймо, которое ставилось на дефектные детали («В.Б.»), чтобы Гольтяков… не пытался вставлять их в свои новые револьверы, то есть даже такого рода мошенничество место имело! И сделано это было, чтобы его пресечь! Но и от Гольтякова всё время поступали жалобы на разные «объективные причины», мешающие вовремя и с требуемым качеством выполнить заказ. В общем-то, контракт так и так выполнялся, но медленно. Причём револьверы получались не дешёвыми – 23 рубля штука. Между тем ещё в 1871 году Гольтяков обещал, что для Тульского оружейного завода сделает 500 револьверов Кольта по цене 13 рублей за штуку и ещё 500 Лефоше по цене 17 рублей. Много было брака, словом – обычные проблемы нашего массового производства. Тем не менее в 1880 году флот от Гольтякова смог получить свою заказанную партию из 1000 револьверов.
Револьвер Галана с надписью на стволе: «Тульская фабрика Н.И. Гольтякова. 1879. Зав. № 780» из Пермского краеведческого музея. Вид слева.
В 1881 году в Морском министерстве совсем уже было решили организовать производство револьверов Галана на Императорском Тульском оружейном заводе, причём выпускать модель с изменениями, сделанными приёмщиком – всё тем же Кулаковым, но только уже получившим чин штабс-капитана! Но… к этому времени в Россию поступило уже так много «смит-вессонов», что от этого «национального проекта» было решено отказаться.
В общем, вся эта история показала одно – частному российскому предприятию было по силам изготовлять штучное оружие очень высокого качества, но… не по силам выпуск массового изделия с тем же высоким качеством. То есть проще было заплатить иностранцам и позабыть про всякую головную боль, нежели втягиваться в долгую и малоприятную канитель с отечественными производителями, причём в денежном выражении это особого выигрыша даже не давало!
P.S. Автор и администрация сайта выражают искреннюю признательность главному хранителю Пермского краеведческого музея Соколовой Н.Е. за предоставленные фотографии «пермского» револьвера «Галана» и заместителю генерального директора Государственного Эрмитажа, главному хранителю Адаксиной С.Б. за разрешение использовать принадлежащие ему фотографии.
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: