Продление антироссийских санкций является стандартным решением для Евросоюза, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
Пресс-секретарь главы Евросовета Баренд Лейтс сообщил, что главы государств ЕС на саммите приняли решение продлить экономические санкции против России. Ограничения продлят на очередные полгода.
Евросоюз продлил антироссийские санкции
В отличие от американского закона CAATSA, европейские санкции имеют срочный характер: они вводятся и продлеваются на полгода, но это формально. В Евросоюзе существует консенсус по антироссийской политике.
В 2013 году торговый оборот между РФ и ЕС был оценен в 417 млрд долларов, а в 2019 году он равнялся 277 млрд долларам. Его основой остается экспорт российских природных ресурсов европейским потребителям.
До введения санкций РФ занимала 24% на газовом рынке ЕС и 27% на нефтяном. С тех пор поставки российских нефти и газа значительно выросли – сказывается стратегия ФРГ, которая воспринимает РФ как источник дешевых энергоресурсов.
Данный фактор показывает растущий разлом между экономиками РФ и ЕС, который Брюссель камуфлирует санкционной надстройкой.
Принцип «ресурсы в обмен на технологии», бывший основой российской политики в нулевые годы, больше не работает – теперь европейский рынок является для России обычным, пусть и крупнейшим источником нефтедолларов.
«В европейской политике сохраняется подход с главенством политики ценностей. Нет переосмысления по российской позиции по Крыму и востоку Украины, так что не приходится ожидать резкого изменения линии ЕС», - констатирует Камкин.
В рамках сложившегося баланса антироссийские санкции стали стандартом европейской политики.
«Переформатировать санкционную политику могут два пути. Во-первых, это «козыревская» дипломатия РФ девяностых годов вместе с тотальным предательством национальных интересов. Во-вторых, это изменение политики Евросоюза в сторону большего суверенитета, здравого смысла и отхода от эфемерных ценностей», - резюмирует Камкин.
Доминирование «ценностей» завело европейскую линию по России в тупик политических софизмов.
«Изменения мы не видим, поэтому санкционная песня будет еще длительное время звучать из динамиков Еврокомисии», - заключает Камкин.
Европейская политика становится рельефной
Формально продление санкций реализуется консенсусом 27 стран-членов объединения, но де-факто там существуют разные мнения.
Тема антироссийских санкций присутствовала в программах итальянских партий, победивших на парламентских выборах, скептические настроения по этому вопросу высказывает венгерский премьер Виктор Орбан.
Однако санкции продолжают продляться при формальном согласии всех государств, хотя евроскептики и правые партии активно протестуют против этого в своей риторике. И они уже не маргиналы, а часть политического истеблишмента старого континента.
Различные европейские институты любят подсчитывать убытки ЕС от антироссийского режима – числа разные, но это всегда десятки миллиардов долларов или евро.
«ЕС превратился в бюрократическую систему с Еврокомиссией и прочими еврокомиссарами. Весомыми являются голоса Франции и ФРГ, большую роль играют попытки ЕС гармонизировать внешнеполитическую линию с США», - констатирует Камкин.
Европейцы хотят выступать с американцами единым внешнеполитическим фронтом.
Данную ситуацию Россия наблюдала в 2014 году, но при Трампе она была подвергнута ревизии. С победой Байдена на американских президентских выборах у «евроатлантистов» случился новый приступ энтузиазма.
Они рассчитывают, что уйдут в прошлое трамповские претензии к ЕС, и восторжествует линия Обамы. По ней США и Евросоюз выступают единым фронтом, где американцы занимают лидирующие позиции, но платят больше всех.
«У ЕС и США существует общая линии по России и Турции, но европейцы демонстрируют фрондерство по Ирану. США являются моральным авторитетом в этой связке, но остаются ситуации, где Европа показывает свое несогласие. Случай с ядерным соглашением по Ирану является наиболее ярким примером», - резюмирует Камкин.
На саммите ЕС были приняты санкции в отношении Турции, которая стала новым объектом европейского давления, пусть и является партнером Брюсселя с шестидесятых годов XX века. Кроме того, Венгрия и Польша оказывают давление на Еврокомиссию по плану европейского бюджета на грядущие семь лет – документ отличается от предыдущего из-за выхода Великобритании.
«Внешняя политика ЕС становится рельефной – раньше она была аморфной, в стиле «ребята, давайте жить дружно». Брюссель ищет точки приложения на внешнем фронте, как единой интеграционной платформы, как супергосударства. Отношения с Турцией являются болезненной темой не только в плане ценностей, но и миграционного кризиса вместе с общей политикой Анкары», - заключает Камкин.
Турция в образе идеологических врагов Евросоюза является «парией номер два» после РФ. На примере Москвы и Анкары европейцы хотят показать, что в состоянии выдерживать единую политическую линию.
Дмитрий Сикорский
Подпишись: