Лента новостей

15:05
Хабаровчане и Дегтярев – диалог на уровне Народного совета
15:00
Американские IT-компании стремятся установить контроль над населением планеты и экономикой всех стран
14:54
Китай ввел санкции против американских чиновников
14:51
США, Британия и Канада обеспокоены выборами и насилием в Белоруссии
14:18
США передумали поставлять сжиженный газ на Украину
14:15
Протестующие в Белоруссии объявили о начале общенациональной забастовки
14:12
Словакия высылает трёх российских дипломатов, РФ готовит зеркальный ответ
14:09
Выгнали, или сама уехала? Как Тихановская оказалась в Литве
14:06
Немецкий партнёр «Газпрома» допустил провал проекта «Северный поток-2»
14:06
Минтруд разрабатывает проект об увеличении пособий для детей из малоимущих семей
14:03
Правительство Ливана ушло в отставку
14:00
Первую в мире прививку от COVID-19 сделали одной из дочерей Путина
13:57
Богдан обвинил власти в поджоге любимой Tesla
13:54
Зеленский легализовал игорный бизнес на Украине
13:48
Сирийские наемники ПНС и Турции продают оружие боевикам в Ливии
13:45
Лариса Тутова: Наши учителя нуждаются в наставниках
13:39
Антипов объяснил, как микрофоны на борту MH17 разрушили версию Запада о ЗРК "Бук"
13:33
Новые нормы для доставки скажутся на итоговой стоимости онлайн-покупок
13:30
Кнутов раскрыл детали совместной работы "Торнадо-С" и "Искандер-М"
13:24
В Совфеде уточнили условия повышения выплат на детей 3-7 лет
13:21
Митрахович оценил вероятность окончательной заморозки «Северного потока-2»
13:15
Белорусский суверенитет: кто, как и с чем его будет есть?
13:03
«Антихрист» США, или как фонд Сороса подталкивает Грузию к катастрофе
12:51
"Дом.РФ" выставил на торги часть старинных складов в Москве
12:45
Тихановская стала символом протеста, считает эксперт
12:42
Совещание Владимира Путина с членами правительства
12:39
"Загнал в ловушку". Американист о словах Трампа про G7 и Россию
12:36
Путин рассказал о реакции Кипра на поправки в налоговое соглашение
12:27
Александр Роджерс: Польский фактор беспорядков в Белоруссии
12:18
Выиграть, проиграв: Лукашенко допустил фатальную ошибку, рассорившись с РФ
12:11
ТОП-20 лучших фильмов о снайперах
12:03
Ответная реакция. Когда армия России собирается наносить ядерный контрудар?
11:54
Fox News: истерия леваков в США переходит все границы
11:48
Что происходит в Белоруссии, когда оба кандидата признали другого проигравшим
11:42
Михаил Хазин: Путин планирует нанести решающий удар по российским элитам
11:33
Эксперты спрогнозировали курс доллара в августе
11:27
Охрана вывела Трампа: новые подробности стрельбы у Белого дома
11:24
Шойгу проверил камчатскую базу подводных лодок
11:21
Шнуров обратился к Лукашенко, назвав его «чмом»
10:57
Пушков объяснил попытки Германии защитить "Северный поток — 2" от США
10:39
Арабские племена формируют армию для борьбы с «бандами SDF и оккупацией США»
09:57
За ночь в минских силовиков летели коктейли Молотова и камни из разобранной брусчатки
09:54
Секретная служба подстрелила мужчину у Белого дома во время брифинга Трампа
09:51
В США предлагают Лукашенко уйти в отставку
09:48
Фонд Сороса «Возрождение» уже выделил на раскачку ситуации в Беларуси 10 миллионов долларов
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


Мировое обозрение » Флот » Подлодка H.L. Hunley. Трагический опыт КША

Подлодка H.L. Hunley. Трагический опыт КША



Реплика подлодки Pioneer. Фото Wikimedia Commons


В ходе Гражданской войны в США обе стороны конфликта пытались создавать новые виды вооружений и техники, и не обошли вниманием подводный флот. В минимальное время было создано несколько подлодок разного рода, и особо отличились в этом деле конфедераты. Они же смогли первыми провести реальную боевую операцию с применением субмарины – это был корабль H.L. Hunley.

Энтузиасты берутся за дело


В предвоенный период в технических кругах активно обсуждалась возможность строительства подводной лодки, способной скрытно подходить к надводной цели и доставлять к ней подрывной заряд. Работы по реальному образцу такого рода для ВМС КША стартовали в конце 1861 г. – почти одновременно с разработкой будущей субмарины USS Alligator для флота Союза.

Главными энтузиастами подводного флота в КША были Хорас Лоусон Ханли (главный конструктор), Джеймс Макклинток (главный спонсор) и Бакстер Уотсон из Нового Орлеана. В конце 1861 г. они разработали и заложили опытовую подлодку Pioneer. В феврале 1862-го лодку начали испытывать на р. Миссисипи, и на эти мероприятия ушло около двух месяцев. Однако в конце апреля наступление противника вынудило конструкторов затопить «Пионер» и уехать из города.

Подлодка H.L. Hunley. Трагический опыт КША
Подлодка H.L. Hunley в исполнении художника Р. Скеретта, 1902 г. Картина из архивов Naval Historical Center / history.navy.mil

Энтузиасты перебрались в г. Мобил (шт. Алабама) и начали работы с нуля. Используя опыт предыдущего проекта, они сконструировали улучшенную лодку Pioneer II или American Diver. Из-за многочисленных задержек «Американского ныряльщика» спустили на воду только в начале 1863 г.

После испытаний продолжительностью несколько недель его решили задействовать в реальной операции. Субмарина должна была скрытно подойти к одному из вражеских кораблей, участвовавших в морской блокаде Мобила, и подорвать его. Однако этот план реализовать не удалось. Еще на стадии выхода в оперативный район подлодка получила повреждения и затонула. Экипаж спасся, но подъем и восстановление корабля посчитали нецелесообразным.

Новый проект


После двух неудач в команде энтузиастов остался только один из основателей, Х.Л. Ханли. Он решил продолжать работу, и вскоре появился очередной проект. Изначально третья подлодка носила безобидные рабочие названия типа Fish Boat («Рыбацкая лодка») или Porpoise («Морская свинья»). Позже ее назвали по имени разработчика – H.L. Hunley. Впрочем, лодку официально так и не приняли в состав ВМС, из-за чего она не получила обозначения типа CSS Hunley.


Схема подлодки. Рисунок Naval Historical Center / history.navy.mil

«Ханли» имела весьма простую конструкцию, даже на фоне предшественников. Это была однокорпусная подлодка с прочным корпусом из котельного железа. Корпус имел поперечное сечение, близкое к эллиптическому. Носовая и кормовая оконечности были выполнены в виде обтекателей. Сверху на лодке имелась пара башенок с люками, на бортах – рули глубины, в корме – гребной винт и руль направления. Длина изделия не превышала 12-13 м при максимальной ширине менее 1,2 м и высоте 1,3 м. Водоизмещение – ок. 6,8 т.

В предыдущих проектах Х. Ханли и коллеги прорабатывали возможность применения различных двигателей, но в итоге отказались от них. Все их подлодки получали «ручную» силовую установку. Вдоль центральной части корпуса проходил коленчатый вал, который должны были вращать подводники. Через зубчатую передачу он связывался с гребным винтом. Такая система отличалась простотой, но не позволяла получить скорость более 3-4 узлов.

Управление по глубине осуществлялось при помощи бортовых рулей. Подлодка несла сбрасываемый балласт на днище – в экстренной ситуации можно было избавиться от него и быстро всплыть. Прочность корпуса позволяла погружаться лишь на несколько метров.


Интерьер современной реплики "Ханли", вид на корму. Хорошо видны коленвал и простейший редуктор. Фото Wikimedia Commons

Экипаж состоял из восьми человек. Семерым предстояло работать с коленвалом и обеспечивать движение. Восьмой являлся командиром и рулевым. Он также отвечал за построение боевого курса и выполнение атаки.

Изначально «Рыбацкая лодка» должна была нести буксируемую мину на тросе. Предполагалось, что на боевом курсе подлодка должна будет погружаться и проходить под целью. При этом боезаряд останется вблизи поверхности и поразит вражеское судно. Однако такая схема оказалась недостаточно надежной, и подлодку решили оснастить шестовой миной. Она представляла собой медный контейнер с 61 кг черного пороха, подвешенный на 6,7-м шесте. Предусматривалась возможность сброса мины с последующим дистанционным подрывом при помощи троса.

Первые проблемы


Постройка будущей H.L. Hunley началась в начале 1863 г. в Мобиле, и в июле корабль спустили на воду. Первые проверки прошли удачно, в т.ч. учебная атака судна-мишени. Боевые качества подлодки продемонстрировали командованию КША и получили хорошие отзывы. Вскоре после этого «Ханли» по железной дороге перевезли в Чарлстон (шт. Южная Каролина) для дальнейших испытаний и отработки боевого применения.


Шлюп USS Housatonic. Рисунок Wikimedia Commons

Флотские испытания проводились экипажем из добровольцев во главе с лейтенантом Джоном А. Пэйном. Надзор и поддержку осуществляли Х.Л. Ханли и его коллеги. Первые выходы в море прошли успешно, и теперь главной задачей стали погружения. Такое испытание запланировали на 29 августа.

Во время подготовки к погружению произошел несчастный случай. Во время горизонтального движения на поверхности командир лодки случайно наступил на рычаг управления рулями глубины. Корабль начал погружаться, а через открытые люки в корпус стала поступать вода. За считанные минуты подлодка затонула. Лейтенант Пэйн и двое моряков смогли спастись, оставшиеся пятеро погибли.


Атака на шлюп USS Housatonic. Рисунок Уильяма Уода из собрания Библиотеки Конгресса, 1864 г.

Вскоре H.L. Hunley подняли, погибших подводников похоронили. После некоторой подготовки лодку вновь вывели на испытания. До определенного времени они проходили без проблем. 15 октября 1863 г. проводили учебную атаку в надводном положении. На этот раз экипаж возглавил сам Х.Л. Ханли. Во время выхода на цель подлодка начала набирать воду и затонула, забрав на дно весь экипаж, включая своего создателя.

Реальная операция


Корабль был слишком ценным, чтобы оставлять его на дне. Подлодку вновь подняли и отремонтировали, а затем вновь вывели на испытания. К счастью, в следующих мероприятиях обошлись без жертв и материальных потерь. Учтя трагический опыт, конфедераты смогли отработать вопросы вождения и боевого применения нового образца. Теперь предстояло организовать реальную боевую операцию.

Вечером 17 февраля 1864 г. подлодка «Ханли» под управлением лейтенанта Джорджа Э. Диксона тайно вышла из порта Чарлстон и направилась к парусно-паровому шлюпу USS Housatonic водоизмещением 1260 т, участвовавшему в морской блокаде города. Боевая задача была простой – доставить к вражескому кораблю шестовую мину, взорвать его и скрытно вернуться в порт.


Подъем затонувшей подлодки, 8 августа 2000 г. Фото Naval Historical Center / history.navy.mil

Подводники-конфедераты смогли установить заряд на борту шлюпа и легли на обратный курс. В результате подрыва мины в борту USS Housatonic появилась крупная пробоина. За считанные минуты корабль набрал воду и ушел на дно. Погибло пять членов экипажа, десятки получили травмы и ранения.

Незадолго до взрыва на берегу видели световой сигнал от подлодки. Ее экипаж сообщал об успешной установке заряда и скором возвращении домой. Однако H.L. Hunley так и не вернулась. Таким образом, «Ханли» стала первой в мире подлодкой, успешно выполнившей боевую задачу и потопившей надводный корабль, а вместе с тем первой, не сумевшей вернуться из похода.

На месте крушения


Поиски точного места гибели H.L. Hunley и экипажа Дж. Диксона продолжались достаточно долго и завершились только в 1995 г. Корабль находился всего в нескольких метрах от собственной мины, подорвавшей USS Housatonic. Исследование останков лодки на месте позволило сделать некоторые выводы и предложить определенные версии.


Работы по реставрации, 2005 г. Фото Naval Historical Center / history.navy.mil

В 2000 г. обломки «Ханли» со всеми мерами предосторожности подняли на поверхность. Останки экипажа после экспертизы захоронили. Подлодку отправили на сохранение, а через несколько лет выполнили реставрацию и консервацию. Сейчас лодка находится в отдельном выставочном павильоне Warren Lasch Conservation Center (г. Норт-Чарлстон), доступном для экскурсий. Во избежание разрушений ее хранят в бассейне со стабилизирующим раствором. Также построена копия, не требующая особых условий и потому находящаяся в открытой экспозиции.

Многочисленные экспертизы, исследования и опыты в итоге позволили установить причину гибели подлодки. H.L. Hunley не успела отойти на безопасное расстояние, и при подрыве мины приняла на себя ударную волну. Пройдя через воду, корпус лодки и воздух внутри него, волна немного ослабла – но и после этого смогла повредить лодку и нанести экипажу внутренние травмы. Потеряв сознание, подводники не смогли заняться борьбой за живучесть.

Негативный опыт


За свою недолгую «карьеру» подлодка ВМС КША H.L. Hunley трижды шла на дно. В этих инцидентах погиб 21 человек, включая главного конструктора. Она успела поучаствовать только в одной реальной операции, в ходе которой отправила на дно достаточно крупный корабль противника, однако погибла сама и практически не повлияло на ход войны.


Подлодка H.L. Hunley в специальном бассейне. Фото Wikimedia Commons

С точки зрения конструкции или боевого применения проект Х.Л. Ханли был однозначно неудачным. В некоторой мере его может оправдывать отсутствие опыта и необходимых компонентов, необходимость поиска оптимальных решений и т.д.

Однако негативный опыт проекта подтвердил некоторые вещи, теперь кажущиеся очевидными. ВМС КША узнали, что строительство и применение подлодок является крайне сложным, ответственным и опасным делом. Любой недочет конструкции или ошибка экипажа может привести к срыву операции и гибели людей.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "Подлодка H.L. Hunley. Трагический опыт КША"


Напишите ваш комментарий к статье "Подлодка H.L. Hunley. Трагический опыт КША"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх