Продолжая тему итальяно-французского противостояния в акватории Средиземного моря, разберем следующую серию итальянских легких крейсеров. «Кондотьери Б».
Понятно, что, обжегшись на серии «А», итальянцы поняли, что первая пицца вышла не то что комом, а чем-то ужасным. И надо что-то делать. И желательно недорого и срочно.
Так появился проект «работа над ошибками» с «Кондотьери А». То есть серия Б.
Над проектом сильно поработали. Увеличили прочность корпуса, снизили верхний вес корабля, убрав ангар для гидросамолетов. Это и облегчило корабль, и снизило высоту надстройки, что положительно сказалось на остойчивости. Катапульту с полубака перенесли на корму.
Крейсера, кроме всего, получили новые 152-мм орудия главного калибра модели 1929 г. в более просторных башнях.
По программе 1929-1930 гг. было построено два крейсера «Кондотьери» серии Б, удовольствие вышло не сильно дешевым.
Крейсера получили названия в честь итальянских маршалов периода первой мировой войны: «Луиджи Кадорна» и «Армандо Диас».
Не будем вдаваться в
А корабли, как всегда, получились очень красивые.
У крейсеров серии Б, согласитесь, был очень такой стремительный силуэт. Если бы это еще хоть немного улучшало боевые характеристики…
Технические характеристики кораблей были следующими.
Водоизмещение: 5 323 т стандартное, 7 113 т полное.
Длина: 169,3 м.
Ширина: 15,5 м.
Осадка: 5,2 м.
Бронирование:
— пояс — 24 мм;
— палуба и траверсы — 20 мм;
— рубка — 70 мм.
Двигатели: 6 котлов «Ярроу-Ансальдо», 2 турбины «Парсонс», 95 000 л.с.
Скорость хода: 37 узлов.
Дальность плавания: 2 930 морских миль на 18 узлах.
Как и корабли первой серии, эти крейсера тоже были немного рекордсменами. На испытаниях «Кадорна» — 38,1 узла (мощность оценена в 112 930 л.с.), а «Диас» — целых 39,7 узла (мощность 121 407 л .с.). Но в обычной службе корабли редко выходили за 30-31 узел.
Экипаж: 507-544 человек.
Вооружение:
Главный калибр: 4 × 2 -152-мм орудий.
Зенитная артиллерия 3 × 2 — 100-мм универсальные орудия, 4 × 2 — 37-мм зенитные автоматы, 4 × 2 — 13,2-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение: 2 x 2 торпедных аппарата калибром 533-мм, мины до 96 шт.
Так как 37-мм автоматы не были изготовлены, на корабли аналогично «Кондотьери А» установили 2 х 40-мм автомата «Виккерс». В 1938 году «Виккерсы» заменили на 4 х 2 автомата 20-мм от «Бреда».
В 1943 г. на «Луиджи Кадорна» демонтировали катапульту, а 13,2-мм пулеметы заменили на 4 х 1 20-мм автомата. В 1944 г. с корабля сняли торпедные аппараты.
Несмотря на усиление корпуса в силовом наборе, защиту крейсеров оставили на уровне серии А. То есть ее по факту не было. Вес бронирования составлял всего 8% водоизмещения и по сути состоял только из бронепояса толщиной от 18 до 24 мм.
Была за поясом противоосколочная переборка, которая размещалась на расстоянии 1,8-3,5 м от пояса. Палуба была толщиной 20-мм, на 25 и 173 шпангоутах имелись бронированные 20-мм листами траверзы.
Боевая рубка имела лобовую броню 70 мм, 25-мм броню борта и 20-мм броню крыши и палубы. Башни главного калибра имели лобовую броню 30 мм, бортовую, крыши и барбетов — 22 мм.
Итальянские инженеры считали, что такая броня сможет выдержать попадание снарядов 120-130-мм. То есть лидеров и эсминцев противника. А от более сильного противника крейсера смогут убежать за счет скорости. На самом деле практика показала, что 127-мм снаряды пробивали «бронирование» запросто, но кошмаром для итальянских крейсеров стали не снаряды.
О главном калибре. В общем, сказать, что орудия были новыми, значит немного погрешить против истины. В целом это были все те же орудия от «Ансальдо», но модернизированные фирмой ОТО. Собственно, все модернизации коснулись механизма заряжания, что позволило ускорить перезарядку. Если у орудий «Ансальдо» он составлял 14 секунд, то у модернизированных – 9 секунд. Скорострельность составляла 7 выстрелов в минуту. Практическая боевая скорострельность равнялась 4-5 выстрелам в минуту.
Боекомплект главного калибра в мирное время составил 210 фугасных и бронебойных снарядов на орудие. Во время войны боекомплект увеличивался.
В центральном артиллерийском посту (ЦАП) находился центральный автомат управление стрельбой орудий. На «Кадорне» ЦАП системы «Галилео», на «Диасе» — «Сан Джорджио». Данные ЦАПу поставляли два КДП, а на крыльях мостика имелись специальные посты для управления огнем ночью.
Имелось такое интересное новшество, как пневмопочта, которая соединяла между собой основные посты управления кораблем, боевую рубку с постом главного энергетика или с постом борьбы за живучесть. Естественно, внутренний телефон и переговорные трубы никто не отменял.
Еще в ранге новинок можно было занести три привода управления рулем: гидравлический, электрический и ручной. То есть вывести из строя управление кораблем было весьма непросто.
Универсальная артиллерия состояла из шести 100-мм орудий в установках все той же системы Минизини. Боекомплект 560 осколочно-фугасных, 560 зенитных и 240 осветительных снарядов. Во время войны боезапас увеличили до 2000 снарядов. Система управления огнем состояла из двух КДП по бортам у надстройки. Данные для стрельбы вырабатывались в отдельном артиллерийском посту.
С зенитной артиллерией все было очень печально. Те же самые проблемы, что и у кораблей серии А: не было автоматов для средней дистанции. Крейсера серии Б планировали вооружить четырьмя спаренными 37-мм автоматами фирмы «Бреда» и четырьмя спаренными 13,2-мм пулеметами.
И вот «Бреда» очень мягко говоря, подставила флот. Пришлось выкручиваться, когда выяснилось, что производство 37-мм автоматов наладить не удастся. А потому временно были установлены 2 одноствольных 40-мм автомата системы «Виккерс-Терни» образца 1915 года…
Да, фирма «Терни» в 1930 г. провела модернизацию, но автомат реально уже не удовлетворял флот по своим характеристикам: из-за малой начальной скорости — малая эффективная дальность стрельбы, малая практическая скорострельность, неудобство перезарядки — смена короба с лентой весом под 100 кг в бою выливалась в трудноразрешимую проблему и требовала усилий 4-5 человек.
Так что два древних автомата вместо восьми — оценка ПВО явно неудовлетворительная.
В 1938 году «Пом-помы» сняли и взамен установили 4 установки спаренных автоматов «Бреда» калибром 20 мм. Это уже было на что-то похоже. Боекомплект 20-мм автоматов состоял из 3000 снарядов.
В 1943 г. с «Луиджи Кадорна» убрали бесполезные на тот момент пулеметы. Вместо пулеметов установили еще 2 спаренных 20-мм автомата «Бреда» и 4 одноствольных 20-мм автомата производства завода «Изотта Фраччини» образца 1939 г.
С таким вооружением можно было попробовать отбиться от самолетов, атаковавших корабль.
Минно-торпедное вооружение было сопоставимо с типом А и состояло из двух торпедных аппаратов, расположенных на палубе возле первой дымовой трубы. Боекомплект состоял из 8 торпед, запасные торпеды хранились в контейнерах рядом с аппаратами.
Было весьма приличное противолодочное вооружение. 32 глубинных бомбы модели 1934 весом 128 кг и массой взрывчатого вещества 100 кг, способные озадачить любую подводную лодку.
Глубина взрыва могла быть установлена на 20, 40, 70 и 100 м. Бомбы могли сбрасываться с двух бомбосбрасывателей типа 432/302 образца 1934 г. Это были пневматические бомбометы, работающие на сжатом воздухе высокого давления. Бомбометы размещались на юте по бортам.
Во время войны количество глубинных бомб увеличилось до 72, но это были бомбы меньшего веса, образца 1936 г., марка 50Т. Вес этой глубинной бомбы равнялся 64 кг, вес взрывчатого вещества 50 кг.
Естественно, как и все легкие крейсера итальянского
Противоминное вооружение состояло из трех параванов, которые обеспечивали безопасную 100-м полосу, глубиной 9 м. В походном положении они находились на надстройке у башни №2 по бортам и один на носовой стенке.
С радиоэлектронными средствами было примерно так же, как с ПВО, если не печальнее. Несмотря на то, что итальянские ученые знамениты рядом открытий в области радио и гидролокаторов, выпуск таких важных приборов в Италии наладить не удалось. Потому, кроме радиостанции, на крейсерах устанавливалась только гидроакустическая станция пассивного приема.
Боевая служба крейсеров.
«Луиджи Кадорна»
Заложен 19 сентября 1930 г., на воду спущен 30 сентября 1931 г. 11 августа 1933 г. работы на корабле были завершены, начались испытания. 22 апреля 1934 г. на рейде Венеции прошла церемония вручения кораблю «Боевого знамени».
«Луиджи Кадорна» получил «Боевое знамя» от женщин города Паллацца – родного горда генерала Луиджи Кадорна. На знамени был вышит золотом следующий текст:
«В память о великом человеке корабль назван «Кадорна». Флаг этого корабля будет развеваться над волнами. Его будет видеть весь мир, и все время его судьба будет связана с итальянским флотом».
В целом почти получилось.
Служба крейсера фактически началась 4 августа 1934 г. большими флотскими маневрами, за которыми наблюдал Б. Муссолини. А потом началась рутина в Средиземноморье. Корабль шатало по всей акватории, сложно было найти порт, где он не побывал.
1 января 1937 г. «Луиджи Кадорна» прибывает в Танжер. Начавшаяся в Испании гражданская война и последовавшая помощь Италии генералу Франко потребовала охраны конвоев с
Началась очень забавная страница в истории крейсера: сперва корабль охранял конвои из Танжера в Геуту, а затем началось самое интересное. Всю вторую половину 1937 года крейсер охотился за судами, перевозившими военную контрабанду в Испанию и одновременно… возил ее сам!
Впрочем, так «работали» многие суда из стран-участниц «Комитета по невмешательству». Помогали генералу Франко всеми силами и в итоге привели его к победе, одержав победу над Советским Союзом, помогавшим республиканцам.
Тем временем приближалась Вторая мировая война, но Италия начала ее несколько раньше, в апреле 1939 года, оккупацией Албании. «Луиджи Кадорна» принимает участие в операции по захвату Албании.
В целом на флоте уже поняли к тому времени, что тип Б не сильно отличается от типа А «Кондотьери» в лучшую сторону. И при первом попавшемся случае списали крейсер в учебный отряд. Однако в 1940 году учебное судно снова стало боевым кораблем.
10 июня Италия вступила во Вторую мировую войну. Но для «Кадорна» война началась на сутки раньше. Военная хитрость итальянцев заключалась в том, что еще 9 июня очень скрытно небольшой отряд в составе крейсеров «Ди Барбиано» и «Луиджи Кадорна» и эсминцев «Кораццмери» и «Ланциери» вышел в Сицилийский залив и выставил там более 400 мин. Видимо, на всякий случай.
7 июля 1940 г. «Кадорна» снова выходит в море. Тогда в операции по прикрытию огромного африканского конвоя участвовал практически весь боеспособный итальянский флот. Вылилось это все в безобразие, которые одни зазывают боем у Калабрии, другие сражением у Пунто Стило, но сражением царивший на море бардак называть сложно. Единственный, кто более-менее занимался тогда делом, это экипаж линкора «Уорспайт».
«Кадорна» проверил свои орудия и ПВО. Успехов достигнуто не было, но и от «приветов» от британских бомбардировщиков и торпедоносцев удалось избежать.
В 1941 году крейсер снова занялся конвоированием судов снабжения, идущих в Африку.
В целом итальянский флот в Средиземном море действовал так успешно, что положение частей в Африке стало катастрофическим в плане снабжения.
Кому в командовании флота пришла в голову использовать «Кондотьери» в качестве транспортов, сегодня сказать сложно. Но такой эксперимент был поставлен. «Луиджи Кадорна» принял на борт 330 тонн мазута, 210 тонн бензина и 360 ящиков с боеприпасами. Кроме того, около 100 человек пополнения и отпускников.
22 ноября 1941 года, имея в охранении один-единственный эсминец «Аугусто Риботи», крейсер вышел в Бриндизи. По пути крейсер был атакован британской подводной лодкой, выпустившей по нему торпеду, но благополучно уклонился.
23 ноября корабль благополучно прибыл в Бриндизи. На борт крейсера приняли 103 итальянских, 106 немецких военнослужащих и 82 британских военнопленных. Вечером этого же дня крейсер лег на обратный курс и 25 ноября без происшествий вернулся в Таранто.
В первой половине декабря крейсер повторил рейд, доставив в Бенгази и Аргостоли 10 000 канистр бензина, 100 тонн мазута, 450 ящиков с боеприпасами.
Сухопутное командование высоко оценило грузы, доставленные экипажем. Но пока «Луиджи Кадорна» играл роль транспорта снабжения, в штабе флота решали его судьбу.
После гибели 13 декабря 1941 года в сражении у мыса Бон крейсеров «Да Барбиано» и «Ди Джуссано» было решено использовать крейсер в качестве учебного корабля для подготовки пополнения моряков.
И с этого момента до 1943 года «Луиджи Кадорна» выполнял работу по подготовке курсантов морских училищ, выполняя походы, стрельбы и прочие задачи.
Пока «Кадорна» выполнял задачи обучения личного состава, итальянский флот потерял большое количество кораблей. В конце мая 1943 года в составе флота было всего 6 легких крейсеров. Потому было принято решение вернуть крейсер в строй военных кораблей и хоть как-то использовать.
Получилось. Потренировав экипаж, крейсер доставлял солдат в Албанию, но в основном ставил мины. Вплоть до капитуляции Италии.
9 сентября с рейда Таранто вышла итальянская эскадра адмирала Да Зары и взяла курс на базу британского флота в Ла-Валетта на Мальте. Под командой Да Зары находились линкоры «Андреа Дориа», «Кайо Дуилио» и крейсера «Луиджи Кадорна», «Магна Помпео», эсминец «Да Рекко».
10 сентября корабли пришли на Мальту и сдались британцам. 16 сентября итальянская эскадра была переведена в Александрию, где и ожидала решения о своей участи.
23 сентября британский адмирал Каннингем и итальянский морской министр адмирал Де Куртен заключили соглашение об использовании итальянских военных кораблей и торговых судов союзниками.
Таким образом, «Луиджи Кадорна» снова стал транспортом. Невооруженным, поскольку на всякий случай боекомплект вполне естественно был выгружен с корабля. Только возил британских солдат не в качестве военнопленных, а наоборот. Корабль перевозил технику и личный состав из Северной Африки в Таранто и Неаполь. Было совершено 7 рейдов, после чего война для «Луиджи Кадорна» закончилась.
Далее крейсер был выведен в резерв и простоял до 1947 года. Далее «Луиджи Кадорна» остался в составе итальянского флота в качестве опять-таки учебного корабля. И с 1947 по 1951 годы на нем снова готовили курсантов для итальянского флота.
В 1951 году корабль был окончательно списан и разобран на металл.
«Армандо Диас»
Заложили крейсер 28 июля 1930 г., спустили на воду 17 июля 1932 г., сдали флоту 29 апреля 1933 г. Корабль вступил встрой раньше «Луиджи Кадорна», хотя серия именовалась именно по «Кадорне».
22 апреля 1934 г. на рейде Неаполя состоялась церемония вручения «Боевого знамени». На ящике для хранения знамени была выгравирована золотая надпись: «Доблесть. Победа при Венето. Рим помнит. Враг разбит». Помпезно, но на судьбе не отразилось никак.
Далее началась рутинная служба по обучению и боевому слаживанию экипажа. Интересный нюанс: первым командиром «Армандо Диас» стал капитан 1 ранга Анжело Якино, знаменитого тем, что ВСЕ корабли, которыми он командовал, пока не стал адмиралом, впоследствии погибли.
В первой половине 1936 года «Армандо Диас» занимался конвоированием судов, идущих в Испанию с грузами и пополнением для генерала Франко. А во второй половине уже искал суда с «военной контрабандой».
Второе полугодие 1938 г. и первое полугодие 1939 г. прошли для крейсера в обычной службе мирного времени. В декабре 1939 г. были выполнены работы по замене зенитной артиллерии.
Первой операцией «Армандо Диас» во Второй мировой войне стал выход 7 июля 1940 г., приведший к битве у Пунта Стило.
На пути к месту боя на борту «Армандо Диас» произошла авария в механизмах. Командующий эскадрой приказал ему идти на базу вместе с «Луиджи Кадорна». Но корабли уйти не успели, начался бой. На «Армандо Диасе» наблюдали попадания снарядов в «Джулио Чезаре» и даже дали два залпа главным калибром по вражеским эсминцам. При возвращении на «Луиджи Кадорна» тоже произошла авария рулевого механизма, но кое-как два крейсера доплелись до Мессины.
Отремонтировавшись, «Армандо Диас» в паре с «Ди Джуссано» принимал участие в итальянском вторжении в Грецию, планируемом захвате острова Корфу. Трижды выходил на патрулирование албанского побережья.
В конце 1940 – начале 1941 года был включен в отряд кораблей, занимавшихся проводкой конвоев снабжения для частей в Северной Африке.
23 и 24 февраля в Северную Африку отправились 3 конвоя с грузами для войск. В качестве соединения прикрытия в море утром 24 февраля вышли «Банде Нере» и «Армандо Диас» плюс эсминцы «Авнери» и «Карацциери». Соединение вступило в охранение конвоя «Марбург» 25 февраля незадолго до полуночи.
Корабли охранения шли за конвоем: крейсера противолодочным зигзагом, эсминцы несли охранение и гидроакустическое наблюдение.
В 3 часа 43 минуты «Армандо Диас» потрясли взрывы: две торпеды попали в носовую часть корабля. В 3 часа 49 минут крейсер затонул. После взрыва торпед сдетонировали погреба носовых башен главного калибра и котлы №3 и №4. Носовая надстройка и фок-мачта поднялись в воздух и рухнули в воду.
Погибли командир корабля капитан 1 ранга Франческо Маццола, старший помощник, старший артиллерист, практически все находившиеся в боевой рубке офицеры. Что происходило за бортами, в котельных отделениях и других помещениях, можно догадываться, но то, что там был ад, – это понятно.
Эсминец «Аскари» спас 144 человека, в том числе 14 офицеров. Всего на дно вместе с «Армандо Диасом» ушли 464 человека, из них 13 офицеров, 62 старшины, 3 военнослужащих ВВС, 7 армейских офицеров.
«Армандо Диас» был потоплен британской подводной лодкой «Апрайт», которой командовал лейтенант Норман. Атака была выполнена безупречно, плюс помогли итальянские эсминцы, откровенно проморгавшие подлодку.
Что можно сказать в итоге?
Красивые корабли. Очень красивые. Но воюет не красота, а боевые качества. А здесь полная печаль и тоска. Боевая ценность «Кондотьери Б» была минимальна. Это на флоте понимали, потому и пытались при первом удобном случае сбагрить их в учебные или в резерв.
Да, работы по улучшению были проведены, но те недостатки, которыми были так богаты «Кондотьери» первой серии А, по большому счету, преодолеть в работе над ошибками так и не удалось.
Крейсера так и остались «картонными» и не очень-то скоростными. Те же британские и французские корабли выдавали те же 30-32 узла, но обладали и более толстой броней, и большим количеством стволов.
В целом крейсерам не нашлось применения в Средиземном море. Конвои, на которые они должны были нападать, охранялись и тяжелыми кораблями, и авиацией, с которыми итальянским крейсерам бороться было нечем.
Плюс британцы обладали более продвинутыми средствами обнаружения вы виде РЛС, которым итальянцы ничего не могли противопоставить.
Так что единственное, на что оказались годны крейсера, – это на роль минных заградителей, учебных кораблей и транспортов.
Согласитесь, как-то для крейсера даже обидно.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: