Долгая дорога к морю
К атомной подводной лодке «Князь Владимир» в последние годы приковано особое внимание: именно она, будучи первой субмариной улучшенного проекта 955А, должна открыть новую главу в
Чрезвычайно долгий шестилетний перерыв закончился 28 мая, когда
Вершина эволюции
Атомная субмарина была заложена в 2012 году. Спуск лодки на воду провели в 2017-м, а в 2018 году начали испытания. Известно, что в ходе них был произведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по цели на камчатском полигоне Кура. Кроме этого, субмарина отстрелялась торпедами. 21 мая «Российская газета» сообщила, что лодка прошла испытания в Белом море и причалила в Северодвинске: в военно-морском флоте корабль пообещали принять после оценки результатов этого контрольного выхода в море.
Лодка сильно отличается от своих прародителей, даже чисто внешне. Вообще, вся история «Бореев» — история непрерывной эволюции. Напомним, что первые три корабля, К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах», имеют характерную «неправильную» носовую оконечность ограждения рубки, которая выполнена с наклоном вперед из-за особенностей размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса.
На новой АПЛ обводы носовой оконечности рубки стали более обтекаемыми. Самое же главное отличие кроется в исчезновении «горба» ракетной пусковой платформы. Все эти изменения, как стало известно раньше, направлены на улучшение ходовых качеств субмарины и улучшение показателей малошумности — ключевого фактора выживания и вообще боевой эффективности современной подводной лодки.
Примечательно, что это далеко не финал трансформаций проекта 955. Как ранее отметили в военном ведомстве, следующая субмарина, «Князь Олег», также будет иметь свой собственный, не похожий ни на что профиль. После проведения испытаний флот выберет ту версию, которая будет обладать наилучшими характеристиками. То есть К-549 «Князь Владимир» вполне может стать прообразом всех последующих субмарин проекта 955. Вероятно, для ВМФ это было бы оптимальным вариантом.
Известно также, что новая субмарина может похвастаться перед своими «сородичами» лучшими маневренными качествами, повышенной способностью удержания на глубине, а также более современной системой управления бортовым вооружением. Во всяком случае, об этом ранее заявил главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий. Также «Борей-А» должны отличать более комфортные условия для экипажа.
Такие характеристики, как длина и водоизмещение, если верить открытым источникам, остались без изменений. Самое главное — не изменилось вооружение, состоящее из шестнадцати твердотопливных баллистических ракет Р-30 «Булава». Стоит напомнить, что ранее фигурировали слухи об увеличении числа ракетных шахт на субмарине «Борей-А» с шестнадцати до двадцати, однако еще в далеком 2013 году данную информацию опровергли.
Вооружение можно назвать самой «слабой» стороной проекта, что несколько парадоксально, если учесть, что речь идет о баллистических ракетах с ядерными боеголовками. Имеются у экспертов претензии как к номинальному числу этих ракет в составе одного подводного крейсера, так и к характеристикам самой ракеты. Напомним, что старая американская стратегическая субмарина типа «Огайо», относящаяся к третьему поколению АПЛ, несет 24 Trident II D5. По данным издания Bulletin of the Atomic Scientists за прошлый год, одна такая ракета может иметь до восьми блоков W88 по 455 килотонн, до четырнадцати блоков W76-0 по 100 килотонн (они попали под списание) или столько же блоков W-76-1 примерно по 90 килотонн. В свою очередь, «Булава», согласно данным СМИ, имеет от шести до десяти боевых блоков по 100-150 килотонн. Иными словами, по своей разрушительной силе одна «Огайо» существенно опережает один «Борей». Есть, впрочем, одно «но». Все американские субмарины этого типа — корабли старые: последний из стратегических крейсеров вступил в строй в 1997 году. Примечательно, что сами американцы, вероятно, считают арсенал «Огайо» избыточным. Во всяком случае, перспективная «Колумбия», создаваемая ему на смену, будет нести не 24 баллистические ракеты, а 16 — как и российский корабль.
Будущее проекта
И хотя «Борей» уже сложно однозначно назвать «самой передовой» лодкой, а ракета Р-30 изначально была проблемной, очевидно, что альтернатив этому дуэту в России нет. По крайней мере, если говорить конкретно про морской компонент ядерной триады. В теории в будущем функции «Бореев» могут частично взять на себя субмарины К-329 «Белгород» проекта 09852 и «Хабаровск» проекта 09851, которые выступают носителями ядерных торпед «Посейдон». Однако «реинкарнация сталинской торпеды Т-15» имеет столь много концептуальных недостатков (скорость, уязвимость и так далее), что сама по себе целесообразность применения «Посейдона» в качестве сдерживающего фактора — большой вопрос.
Поэтому очевидно, что субмарины проекта 955 будут активно строить и в будущем. Сейчас, помимо уже введенных в строй лодок, заложены еще шесть: таким образом, минимальное количество субмарин этого типа — десять. Напомним также, что в феврале источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что летом этого года Минобороны может подписать контракт на закупку еще двух субмарин проекта 955А.
Впрочем, еще более мощная субмарина, получившая ранее обозначение «Борей-Б», не вошла в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы: цена модернизации оказалась слишком высока.
Зато в будущем флот может (если верить неофициальным данным) получить вариант «Борей-К», оснащенный не баллистическими, а крылатыми ракетами. Данный вариант, конечно, сам по себе весьма интересен, однако едва ли будет реализован на практике: стратегические субмарины России куда важнее, чем платформы для запуска крылатых ракет. Носителем последних будет уже введенная в строй многоцелевая субмарина проекта 885, а также новая российская подлодка пятого поколения, известная как «Хаски». О ней мы поговорим как-нибудь потом.
Илья Легат
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: