Колокол морского соглашения в Вашингтоне долбанул и по Британии. Точнее, по бюджету «Владычицы морей», и долбанул не хуже бронебойных снарядов немецких линкоров и крейсеров в Ютландском сражении.
Договорившись с остальными участницами, Британия начала строить свои тяжелые крейсера, и… стало понятно, что это очень накладное дело. «Хокинсы» оказались кораблями, как бы это помягче сказать, немного несуразными, так что от них Адмиралтейство быстренько отделалось и началась
Вообще, это были три подтипа кораблей, но отличия в проектах были настолько минимальны, что рассматривать можно почти оптом. И вышло так, что все 13 тяжелых крейсеров (тип «Кент» — 7, тип «Лондон» — 4, тип «Дорсетшир» — 2) хоть и были построены, но обошлись в такую сумму, что стало понятно: для охраны и защиты торговых коммуникаций колоний и метрополии надо что-то подешевле. Иначе овчинка не будет стоить выделки.
Так появились два «полутяжелых» крейсера типа «Йорк», а потом британцы ударными социалистическими темпами начали строить флотилию легких крейсеров. В чем, надо сказать, в отличие от немцев, весьма преуспели, и на момент начала Второй мировой войны Британия имела 15 тяжелых и 49 легких крейсеров.
Солидно, правда? А вообще концепция британского флота предусматривала 20 тяжелых и 70 легкий крейсеров. Это так, для сведения.
Возвращаемся к нашим героям. «Каунти» стали прямым продолжением семейства «Хокинсов», задачи у них были примерно те же: поиск и отлов крейсеров противника и вразумление их с помощью главного калибра. А для вспомогательных крейсеров и прочей мелочи существовал вспомогательный калибр.
Естественно, не возбранялось рейдерство и британским кораблям.
Если сравнивать «Каунти» с современниками, то можно заметить, что в плане скорости, бронирования и ПВО это были не самые лучшие корабли. Зато просто огромная дальность плавания, мощное артиллерийское вооружение и прекрасные бытовые условия для экипажей делали эти корабли лучшими в классе именно для решения таких задач, которые были первоначально заявлены.
И если не обращать внимания на довольно старомодный вид, который получился благодаря трем высоким и тонким дымовым трубам и очень высокому борту, то, вообще-то, корабли получились что надо. Красивые даже.
А когда еще выяснилось, что и мореходные качества вполне, то неудивительно, что основная часть службы этих кораблей прошла в северных и полярных водах при сопровождении арктических конвоев.
Но на момент начала постройки, пребывая в некоторой растерянности от содеянного (все эти морские соглашения и договоры), британцы внезапно почувствовали себя беззащитными перед возможной угрозой своим транспортным коммуникациям.
А после того как командир «Рэли» угробил на камнях вверенный ему тяжелый крейсер, количество вменяемых тяжелых крейсеров типа «Хокинс» сократилось до четырех. А легкие крейсера, оставшиеся еще от Первой мировой войны, явно не отвечали современным требованиями в плане дальности и скорости.
И британцы бросились строит вашингтонские крейсеры.
"Суффолк" на верфи перед спуском
Естественно, это должны были быть корабли водоизмещением 10 000 тонн, вооруженные орудиями главного калибра 203 мм, зенитными орудиями 102 мм и автоматическими пушками Виккерса («пом-пом») 40 мм.
Больше всего дебатов вызвал вопрос о количестве орудий в башнях ГК. Одно, два или три? Одноорудийные башни занимали слишком много места, что препятствовало размещению на кораблях достаточного количества орудий, и их трудно было задействовать все сразу. Это хорошо показала эксплуатация «Хокинсов». Трехорудийные башни еще не были доведены конструктивно, потому золотой серединой стало размещение главного калибра в двухорудийных башнях.
Таким образом, каждый крейсер должен был нести восемь 203-мм орудий в четырех башнях. Всего на суд комиссии Адмиралтейства было предложено четыре проекта, которые отличались друг от друга только бронированием. Присутствовали були, призванные защищать корабль от торпед и снарядов, попадавших ниже ватерлинии.
Однако на деле бронирование вышло недостаточным. Особенно стоило беспокоиться о бортах в районе машинных и котельных отделений, там корабль могли запросто пробить даже орудия эсминцев. Горизонтальное бронирование тоже было не очень, поскольку броня над теми же отделениями и снарядными погребами не защищало их от снарядов калибров 203 и 152 мм. Были сомнения и о том, что броня выдержать попадание авиабомб среднего калибра (не выдержала).
Потому победителем был признан проект «Д», который имел относительно неплохую защиту погребов, способную выдержать попадание падающего под углом 140° снаряда калибра 203 мм с расстояния около 10 миль. В остальном броня могла быть раскритикована в соответствии с пунктами, перечисленными выше. Полная масса брони крейсера проекта «Д» составила 745 тонн.
Но проект «Д» принят не был, а был под обозначением «Х» направлен на следующий конкурс, где были представлены другие проекты. Например, один из проектов («Y») предполагал убрать одну из кормовых башен, оставив только шесть орудий главного калибра, зато вооружить корабли
В общем, если посмотреть, то «полутяжелые» «Йорк» и «Эксетер» как раз были сделаны по этому проекту.
Тяжелый (или все-таки полутяж?) крейсер "Йорк"
Адмиралтейству не понравились все три предложенных проекта. У одного было все-таки недостаточное бронирование, второй не обладал должной огневой мощью, потому к постройке был принят проект, который разработал сэр Эсташ Теннисон дЭйнкурт, один из создателей линейного крейсера «Худ».
Сэр Эсташ, который в кораблях однозначно соображал, предложил очень оригинальную вещь: оставить почти все, как есть, но изменить следующие параметры:
— повысить мощность машин на 5 000 л.с.;
— удлинить корпус на 100 см;
— сузить корпус на 20 см;
— уменьшить боекомплект каждого орудия на 20 снарядов.
Корабль с такими параметрами однозначно становился быстрее на 1,5-2 узла. А высвободившийся вес можно было направить на усиление брони.
Причем с броней сэр Эсташ тоже обошелся весьма прогрессивно.
Здраво рассудив, что от снарядов крупных калибров она все равно не спасает, толщину брони борта в районе котельных отделений уменьшили наполовину, сделав ее непроницаемой для снарядов 120-130 мм.
Зато была увеличена горизонтальная броня над котельными и машинным отделениями (на 7 мм) и вертикальная броня артиллерийских погребов (на 25 мм).
Расчетная скорость кораблей оценивалась как 31,5 узла при стандартном водоизмещении и 30,5 узла при полном.
Вот в таком виде на проекте были поставлены все соответствующие подписи. Первый корабль серии был назван «Кент», по нему, как было принято, назвали и весь тип. Естественно, эти корабли считались тяжелыми крейсерами вашингтонского класса.
Адмиралтейство сразу же выразило желание заказать не менее 17 таких крейсеров. Но адмиралов пришлось окатить холодной водой из Темзы, сиречь ограничить бюджетом.
Так что вместо 17 кораблей были заказаны пять, а потом еще пришли австралийцы, которым корабль понравился, и заказали для себя еще два крейсера. Итого – семь.
«Кент», «Бервик», «Суффолк», «Корнуолл», «Камберленд», «Австралия» и «Канберра». Два последних, понятно, австралийские.
"Бервик"
Новые крейсера были гладкопалубными высокобортными кораблями с тремя высокими трубами и двумя мачтами. Их стандартное водоизмещение оказалось варьировалось в пределах 13425–13630 т. Нормально, как я уже говорил, химичили все.
Корабли имели следующие размеры:
— наибольшая длина: 192,02–192,47 м;
— длина между перпендикулярами: 179,79—179,83 м;
— ширина: 18,6 м;
— осадка при стандартном водоизмещении: 4,72—4,92 м;
— осадка при полном водоизмещении: 6,47—6,55 м.
Первоначально на кораблях хотели установить мачты-треноги, но из соображений экономии веса их заменили более легкими мачтами.
«Кент» стал единственным крейсером этого типа, получившим кормовую галерею, как у линкоров того времени. Галерея несколько увеличила длину корабля, но через некоторое время была демонтирована вообще.
В мирное время экипажи крейсеров составляли 679-685 чел., у флагманского корабля – 710-716 чел.
Эти крейсера, имея прекрасную мореходность, пользовались немалой популярностью как среди офицеров, так и матросов Королевского флота. Корабли считались «сухими» и комфортными для экипажа, имея весьма просторные и грамотно скомпонованные помещения.
Ну а для командования большим плюсом стала мореходность крейсеров, которые внезапно оказалась весьма устойчивыми артиллерийскими платформами.
"Австралия"
Броня же осталась не самой сильно стороной. Окончательный вариант бронирования машинных отделений, башен главного калибра и погребов боезапаса выглядел следующим образом:
— бронирование бортов в районе машинных отделений — 25 мм;
— броневая палуба над машинными отделениями — 35 мм;
— броневая палуба над рулевым устройством — 38 мм;
— броневые переборки в районе машинных отделений — 25 мм;
— броня боковая и крыши башен ГК — 25 мм;
— броневые полы башен ГК — 19 мм;
— барбеты башен ГК — 25 мм;
— траверзы погребов башен "В" и "X" — 76 мм;
— боковые траверзы погребов башен "В" и "X" — 111 мм;
— траверзы погребов башен "А" и "Y" — 25 мм;
— боковые траверзы погребов орудий 102-мм — 86 мм.
В целом, как видите, так себе. Не зря эти крейсера повсеместно называли «жестяными консервными банками» или просто «жестянками».
Энергетические установки крейсеров были различны. Корабли имели четыре паровые турбины мощностью 80.000 л. с., вращающих четыре винта. «Корнуолл», «Камберлэнд», «Кент» и «Суффолк» получили турбины Парсонса, остальные — Брауна-Кертиса.
Турбины питались паром от восьми котлов, работающих на нефти-сырце. Дым от сгорающей в котлах нефти первого котельного отделения отводился к передней и средней дымовым трубам, а второго — к средней и задней.
Трубам пришлось перенести много усовершенствований. Когда на испытаниях выяснилось, что дым из низких труб напрочь застилает батарею 102-мм зенитных орудий и кормовой пост управления огнем, трубы решили удлинить. Сперва на «Камберлэнде» накинули метр, когда убедились, что не помогло, было решено удлинить до 4,6 м две передние трубы, а затем и все три. На австралийских крейсерах их удлинили еще больше — до 5,5 м.
Во время ходовых испытаний крейсера серии показали весьма хорошие результаты. В среднем максимальная проектная 31,5-узловая скорость при стандартном водоизмещении и 30,5-узловая — при полном оказались больше на целый узел.
Позднее, во время эксплуатации, максимальная скорость кратковременно достигала 31,5 узла, постоянная — 30,9 узла.
Запас нефти (3425 – 3460 тонн) позволял совершать переходы на 13 300 – 13 700 миль при экономическом ходе 12 узлов. При скорости 14 узлов дальность плавания уменьшалась до 10 400 миль, при полном ходе (30,9 узлов) – 3 100 – 3 300 миль, при 31,5 уз – 2 300 миль.
Для того времени – превосходный показатель.
Вооружение
Артиллерия ГК состояла из восьми 203-мм орудий Виккерса Mk VIII образца 1923 года, размещенных в четырех двухорудийных башнях Mk I с гидравлическим приводом.
Благодаря достижению максимального угла возвышения орудий 70° (вместо заданных 45°) главный калибр крейсеров мог вести и зенитный огонь. Условно, поскольку для нормального зенитного огня требовалась скорострельность. А она не блистала. 4 выстрела в минуту. Отлично для нормального морского боя и ни о чем в плане зенитного заградительного огня.
Орудия крейсеров на расстоянии 10 000 м пробивали 150-мм броню, на расстоянии 20 000 м — 80 мм. Боезапас на каждое орудие в мирное время составлял 100 снарядов, в военное — от 125 до 150.
Недалеко от миделя находилась платформа главной зенитной артиллерии с четырьмя орудиями Виккерса Mk V калибра 102-мм на станках Mk III.
Первая пара этих орудий размещалась по обеим сторонам третьей дымовой трубы, вторая — на несколько метров дальше к корме. Боезапас на одно орудие составлял 200 снарядов. В 1933 году на крейсере «Кент» по обе стороны первой дымовой трубы дополнительно установили третью пару таких же орудий.
Намечавшееся вооружение крейсеров восьмиствольными зенитными автоматами "пом-пом" не состоялось, поэтому пришлось обойтись установкой четырех зенитных пушек Виккерса Mk II калибра 40 мм. Они также размещались парами по обоим бортам на платформах между первой и второй трубами. Их боезапас составлял 1000 снарядов на орудие.
В состав вооружения крейсеров входили также четыре 47-мм (3-хфунтовых) салютных орудия Гочкиса Mk II L40 и 8-12 пулеметов Льюиса калибра 7,62-мм.
Было и традиционно сильное для британских кораблей торпедное вооружение. Восемь 533-мм торпедных аппаратов в двух четырехтрубных поворотных установках QRII, впервые используемых на таких крупных кораблях, размещались на главной палубе по обоим бортам под платформой главной зенитной артиллерии.
На вооружении состояли торпеды Mk.V, которые при скорости 25 узлов имели дальность хода 12 800м и вес боезаряда 227 кг. Для австралийских крейсеров применили более современные торпеды Mk.VII, которые при скорости 35 узлов имели дальность хода 15 300 м и 340 кг взрывчатки.
Проектом предусматривалось оборудование для перезарядки ТА, но по факту ни на одном из крейсеров оно не было установлено. То есть, боекомплект состоял из восьми торпед.
Авиация
В итоге все-таки впихнули. И все крейсеры получили по легкой поворотной катапульте типа SIIL(Slider MkII Light), позади третьей дымовой трубы.
Гидросамолеты были сперва Fairey «Flycatcher», а потом их заменили на Hawker «Osprey».
Для подъема самолетов с воды и установки на катапульту служили подъемные краны, располагавшиеся по правому борту.
Конечно, на протяжении всей службы кораблей вооружение подвергалось различным модернизациям. Особенно это касалось зенитного вооружения. К началу Второй мировой войны все-таки старые автоматические орудия Виккерса заменили-таки на «пом-помы» о восьми стволах, разместив их на платформах по обе стороны от первой дымовой трубы.
А на крышах ангаров гидросамолетов прописались счетверенные 12,7-мм пулеметы Виккерса MkIII/MkI.
Торпедные аппараты со временем были демонтированы на всех кораблях.
Крупнокалиберные пулеметы Виккерса убрали в 1942—1943 годах (их сохранили только «Корнуолл» и «Канберра»), а еще в 1941 году начато вооружение крейсеров одноствольными 20-мм зенитками «Эрликон» MkIV. С 1943 года устанавливались те же зенитки, но в спаренном варианте, и в 1945 году количество «Эрликонов» на кораблях уже достигало 12-18.
Правда, в реалиях той войны это все равно было недостаточно. И после того как японские летчики играючи разделались с «Корнуолом» и «Дорсетширом», вооруженность кораблей зенитным
К середине 1943 года на «Кентах» из авиационного оборудования остались только подъемные краны, служившие теперь для подъема шлюпок и моторных катеров.
Радары
Первым крейсером типа «Кент», на котором установили радарное оборудование, стал «Суффолк». В начале 1941 года на нем смонтировали радар воздушного обнаружения тип 279, антенны которого устанавливались на верхушках мачт. Этот радар, работающий в 7-метровом диапазоне и принятый на вооружение в 1940 году, окупил себя во время боя в Датском проливе. Именно «Суффолк» с помощью радара обнаружил драпающего «Бисмарка» и навел на него всех остальных.
Идея «зашла», и крейсера начали получать радары тип 281, 273, 284 и 285.
Боевое использование крейсеров типа «Кент» достойно отдельной статьи, поскольку наши герои отметились везде, где только можно было. И Атлантика, и полярные воды, и, естественно, Тихий океан.
Говоря об успешном или нет боевом пути крейсеров, скажем так: неплохо.
«Суффолк» был поврежден прямым попаданием 1000-кг бомбы 17.04.1940, ремонт – 10 месяцев.
«Кент» 17.09.1940 получил в борт немецкую авиаторпеду, ремонт длился почти год.
«Корнуолл» потоплен японской палубной авиацией южнее Цейлона 5.04.1942. Экипаж ничего не смог сделать с японскими бомбардировщиками, даже толком уклониться от бомб, коих в крейсер попало целых девять.
«Канберру» просто размолотили снарядами японские крейсера в сражении у о. Саво 9.08.1942, крейсер пытались спасти, но он затонул через 7 часов.
Но о боевом пути британских тяжелые крейсеров семейства «Каунти» мы, повторюсь, поговорим отдельно, оно того стоит.
По поводу работы в рамках Вашингтонских соглашений хотелось бы сказать вот что. Можно сказать, что «Кенты» были тем самым первым блином, который зачастую выходит комом.
Британские конструкторы и адмиралы очень хотели впихнуть в 10 000 тонн водоизмещения все. Увы, на этом обломали мозги многие, и британцы исключением не стали. Потому в результате метаний и компромиссов у них получились именно такие корабли.
Британцы начали строить тяжелые крейсера, призванные защищать океанские коммуникации, поскольку повторять экономическую блокаду Первой мировой войны им очень не хотелось.
Отсюда вышло, что в жертву дальности плавания и мореходности принесли скорость, бронирование, а впоследствии и вооружение.
Действительно, мореходные качества у «Каунти» были более чем превосходны. По дальности плавания они превосходили своих многочисленных японских и американских собратьев, не говоря уже о рассчитанных на службу в средиземноморской луже итальянских и французских кораблях. И в результате конвойная служба у них вполне удалась. Но «Каунти» и были под нее заточены.
Но по другим показателям «Каунти» во многом уступали вашингтонским крейсерам других стран.
Их скорость в 31,5 узла была стандартной для британского флота, но заметно уступала скорости ранних итальянских, французских и японских крейсеров, достигавшей 34,5 (французский «Турвиль» и японский «Аоба») и даже 35,5 узла (японский «Мёко» и итальянский «Тренто»).
Броня – это вообще жизнь для корабля. 25-мм броня бортов и башен крейсеров пробивалась не только 152-мм снарядами легких крейсеров, но и 120-127-мм снарядами эсминцев. Ну реально несерьезно.
Откровенно слабым было зенитное вооружение «Кентов». Зенитная артиллерия, изначально недостаточная, неоднократно менялась и дополнялась в процессе службы и модернизации, но крейсера так и не получили достаточного количества стволов. Это подтвердили японцы, утопив фактически без потерь (3 самолета – это смех) два тяжелых крейсера «Дорсетшир» и «Корнуолл».
В целом идея океанских защитников, способных длительное время действовать на морских коммуникациях, удалась. Крейсера, способные защищать и охранять конвои транспортов и просто маршруты от посягательств противника, у британцев получились.
Потопление «Корнуоллом» немецкого рейдера «Пингвин» — лишнее тому подтверждение.
Но это получились весьма узкоспециализированные корабли, и британские конструкторы очень быстро это поняли. Последующие подтипы «Каунти» стали своеобразной работой над ошибками. Насколько это вообще получилось – разберем в следующий раз.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: