Незаметно, без помпы и вообще почти без лишних воспоминаний 26-го февраля прошло 110-летие со дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова.
Адмирала Сергея Горшкова, человека, оставившего после себя не какое-то виртуальное наследие в виде мемуаров, воспоминаний, размышлений, а вполне реальное подтверждение своей рабочей деятельности.
Некоторые сегодня позволяют себе критиковать всё, созданное при Горшкове. Да, там были вещи, сложно понимаемые сегодня. Например, отказ от строительства авианосцев в пользу крейсеров. Но то, что было сделано при Горшкове. было сделано.
И самое главное, даже сегодня, после того, как 30 лет назад адмирал Горшков ушел в последнее плавание, его творения являются опорой российского флота.
Критиковать можно сколько угодно, но то, что было сделано при Горшкове, было сделано надолго. И нам стоит помнить его заслуги с огромной долей признательности. Главная из которых – при Горшкове его трудами у нас появился флот, к которому с известной толикой уважения относились даже США. И это факт, от которого нельзя отвертеться.
В 1959-м флот получил на вооружение атомные подводные лодки проекта 658.
26 узлов на глубине 300 метров, автономность 50 суток. АПЛ К-178 в 1963-м первой в мире из подводных кораблей с ядерными баллистическими ракетами на борту совершила 16-дневный трансарктический подводный переход. К-178 преодолела четыре с половиной тысячи миль от Западной Лицы в Мурманской области на Дальний Восток, в бухту Крашенинникова. Эти лодки заставили думать американцев. Думать о безопасности и о том, что Америка не так уж и неуязвима.
Подводные лодки проекта 658 и 658М долгое время выступали противовесом американским атомным субмаринам и важной составляющей ядерной триады СССР, прослужив с 60-х до 90-х годов прошлого века.
АПЛ проекта 667БДР "Кальмар".
Вооруженные 16-ю баллистическими ракетами Р-29Р с моноблочной или разделяющейся боевыми частями. Каждый "Кальмар" нес на борту порядка 600 килотонн. По точности эти комплексы не уступали ядерным ударам стратегических бомбардировщиков.
На этих кораблях появились вполне современное по мировым нормам гидроакустическое оборудование, средства космической связи и навигации. На борту атомоходом появились сауны, солярии и спортзалы.
Один «Кальмар» («Рязань») служит до сих пор на Тихом океане.
АПЛ проекта 941 «Акула».
Самые крупные подводные крейсеры в
В СССР тоже разработали новую баллистическую ракету Р-39 с десятью боеголовками индивидуального наведения. Под ракету была и лодка. Подводный монстр водоизмещением около 50 тысяч тонн, длиной 172 и шириной более 20 метров несла на борту два десятка баллистических ракет.
По сути, это были две совмещенные подводные лодки, параллельные друг другу. Сейчас в ВМФ России числится лишь одна субмарина этого проекта: АПЛ «Дмитрий Донской», адаптированная под испытания и обкатку нового ракетного комплекса «Булава».
Подводный флот СССР и России по наследству стал реальным кошмаром для потенциальных противников. Он и сейчас является не менее грозным
Но и надводный флот не был оставлен вниманием. При Горшкове были разработаны и созданы корабли, которые могли самостоятельно действовать в дальней океанской зоне в отрыве от основных сил и береговых баз.
Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан».
Четыре крейсера должны были стать основой новых ВМС СССР. Способные противостоять любому противнику на море, предназначенные для борьбы с авианосными соединениями противника, самые большие в мире корабли не несущие авиации. До сих пор.
И до сих пор один «Орлан» пока еще в строю, а возможно, к нему присоединится еще один.
Впрочем, уцелевшие после развала СССР проекты, тяжелые атомные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант» («Варяг» и «Москва»), атомные подводные лодки — все это была малая часть глобальной стратегии адмирала Горшкова, мечтавшего о несокрушимом океанском ракетно-ядерном флоте, который мог бы выступить противовесом авианосным ударным группам США.
Была разработана концепция, призванная сдерживать авианосные ударные группировки США.
Для этого надо было сформировать автономные соединения боевых кораблей (атомных, естественно), способных обеспечивать безопасность протяженных морских границ страны и наносить внезапные удары в любой точке Мирового океана.
Ударными ядрами таких соединений должны были стать атомные авианосцы проекта 1143.7. Головной «Ульяновск» заложили в 1988-м, но началась перестройка. Корабль разобрали на стапеле в начале 90-х.
Прикрывать эти авианосцы вдали от родных берегов предполагалось «Орланами» и атомными противолодочными кораблями проекта 11437 «Анчар». И если «Орланы» все-таки построили, то «Анчары» так и остались на бумаге. Проект признали слишком дорогим и в итоге закрыли.
Смысл «доктрины Горшкова» сводился к созданию возможности для уничтожения авианосных групп противника по принципу «у нас нет авианосцев, но их не будет и у вас».
Здесь интересы Горшкова совпали с видением Никиты Хрущева, как известно, делавшего ставку на ракетное вооружение.
В 1956 году адмирал Сергей Горшков стал главнокомандующим ВМФ СССР. Было очень непросто. Было очень сложно. Приходилось сокращать численность флота и отправлять на слом корабли, которые еще могли служить и служить. Увы.
В угоду Никите Сергеевичу новому главкому приходилось серьезно сокращать личный состав флота, отправлять «под нож» корабли, объявленные ненужными.
После отставки Хрущева в 1964 году и прихода к власти Леонида Брежнева Горшков получил реальный шанс на реализацию своих планов. Брежнев разумно полагал, что главком ВМФ в своем хозяйстве разбирается лучше и в дела флота не лез.
Горшков напряженно работал над созданием так называемого «флота открытого моря», фактически по образцу и подобию германского. Над созданием группировок кораблей, несущих боевое дежурство на протяжении длительного времени вдали от родных берегов.
«Флот открытого моря» должен был стать инструментом для решения геополитических задач Советского Союза.
Британцы, которые, как ни крути, а понимали в морских делах, писали, что если кто-то и превратил СССР в сверхдержаву на море, то это адмирал Горшков.
Когда Сергей Георгиевич уходил в отставку, он оставил после себя флот, способный принять вызов любого противника.
Да, «Доктрину Горшкова» сегодня критикуют. Считая ее слишком затратной, слишком разобщенной и не сбалансированной. И это правда.
Но правда и в том, что Сергей Георгиевич Горшков вывел советский флот на такой уровень, который до него был просто недосягаем. И которого вряд ли получится достигнуть в ближайшие десятилетия.
Адмиралу Горшкову в жизни повезло трижды. Он воевал и стал победителем. Он строил корабли и построил прекрасный и сильный флот. Он умер, не увидев, что сделали с его детищем адепты перестройки.
110 лет назад в небольшом городке Каменец-Подольском родился настоящий адмирал.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: