Лента новостей

15:39
США устремили свой взор на Скандинавские страны
14:54
Сергей Марков: Раскручивающийся маховик политической цензуры
14:51
Голос Мордора: Как клоун стал диктатором
14:49
О причинах деградации постсоветских окраин
14:46
Своей русофобией Варшава и Киев наносят прямой вред Евросоюзу
14:45
Елена Панина: Демократы в конгрессе США готовят новое нападение на Трампа
14:41
ФБР предлагает $250 тысяч за помощь в аресте россиянина
14:37
Генсек НАТО опять включил Россию в список главных угроз
14:36
ФБР рассекретило список россиян, подозреваемых в попытках повлиять на выборы в США
14:35
Случайности не случайны: В Европарламенте «сообразили» доклад о Косово
14:34
На МКС оказалось меньше «дырок», чем думали космонавты
14:33
Биткоин резко подешевел за сутки
14:32
В Тбилиси толпы протестующих движутся к зданию парламента
14:31
Путин подписал указ об ужесточении наказания за неповиновение полиции на митингах
14:31
Лукашенко заявил, что не отдаст власть сыновьям
14:30
Генсек НАТО включил Россию в список главных угроз для альянса
14:27
Nikola выпустит в этом году всего 100 грузовиков с нулевым выбросом — в шесть раз меньше изначального плана
14:26
Xiaomi увеличила продажи смартфонов в Европе практически вдвое, а Huawei сдаёт позиции
14:25
Toyota создала модульные водородные топливные элементы для широкого применения
14:20
Саперы Северного флота провели занятие по подрыву льда и грунтов
14:19
На Урале завершился сбор командного состава ЦВО с участием иностранных военных
14:16
Российские ученые приблизили воплощение «голубой мечты» авиастроителей
14:15
Робопес стал робокопом. ИИ-реалист. Робот в океане. Пассажиров метро запомнят в лицо. Главное 25 февраля
14:14
Почему самолёты летают на высоте именно 10 километров
14:10
Москва. «Советский солдат глазами противника»: дискуссия в книжном клубе «Достоевский»
14:08
«L’avvocato del Cremlino»: в Италии обсуждают книгу Владимира Мединского «Война. Мифы СССР»
14:06
В пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоится онлайн-конференция ко Дню защитника Отечества
14:04
Музей Московских стрельцов подготовил специальную программу ко Дню защитника Отечества
14:02
Продолжается прием заявок на участие в поисковой экспедиции "Ржев. Калининский фронт"
13:55
Французский флот получит сразу четыре ядерные субмарины
13:50
Французская страховая компания AXA Group вышла из «Северного потока – 2»
13:49
Лукашенко обвинил некоторых белорусских спортсменов в предательстве и неблагодарности
13:48
Госсекретарь США выразил поддержку «Крымской платформе»
13:47
Военные Украины на параде ко Дню независимости будут поднимать ноги на 5 сантиметров ниже
13:46
Военная сводка: утром ВСУ обстреляли поселок под Донецком
13:39
ВСУ обстреляли населенный пункт сербскими минами
18:23
Владимир Путин предупредил о новых возможных провокациях против России
18:19
Россия заключит соглашение с ОАЭ о сотрудничестве в исследовании космоса
18:17
ДРСМД – очередная игрушка в руках США
18:14
Командование полиции Армении присоединилось к требованию об отставке Пашиняна
18:13
Клебо завоевал первое «золото» ЧМ по лыжам, у Большунова лишь «деревянная» медаль
18:12
На МКС заклеили третью трещину
18:11
«Тяжела ты, шапка Эрдогана»: Турция посочувствовала Пашиняну и осудила угрозу переворота в Армении
18:10
Аналитик: На нефтяном рынке идет консолидация
18:07
«Роскосмос» показал сборку ракеты «Союз-2.1б» с аппаратом «Арктика-М» и её установку на стартовую площадку Байконура
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728


Мировое обозрение » Флот » Российский ледокольный флот: там, где климат суров

Российский ледокольный флот: там, где климат суров



Дизельный ледокол "Ермак". Фото Fleetphoto.ru

В настоящее время Россия является одним из немногих государств, располагающих собственным ледокольным флотом. В эксплуатации находится более 40 ледоколов разных классов, а также несколько судов с ядерной энергетической установкой. Как по количеству, так и по качеству ледокольный флот России не имеет равных в мире. При этом его развитие не останавливается.

Актуальное состояние


По известным данным, сейчас в нашей стране эксплуатируется 41 ледокол нескольких классов и типов. Эти суда способны обеспечивать деятельность портов или проводить караваны по маршрутам. Все имеющиеся ледоколы распределены между несколькими основными эксплуатантами и работают во всех регионах, где требуется их помощь.



Наиболее крупный флот ледоколов принадлежит ФГУП «Росморпорт» – более 30 единиц. В составе этого флота служат суда нескольких типов, причем речь идет только о дизельных ледоколах. Техника схожих классов также имеется у нескольких пароходств разных регионов, не входящих в состав «Росморпорта».


Судно "Мудьюг" в Санкт-Петербурге. Фото Fleetphoto.ru

Немногочисленный, но важный ледокольный флот принадлежит ФГУП «Атомфлот». Эта организация отвечает за эксплуатацию четырех атомных ледоколов, одного атомного лихтеровоза ледового класса и судов обеспечения. Существуют планы по выводу части атомных ледоколов из эксплуатации с заменой новыми судами.

Ледоколы приписаны к ряду портов России, но основная их масса сосредоточена лишь в нескольких местах. Наибольшее число ледоколов служит в Санкт-Петербурге и Мурманске. Также суда базируются в Архангельске, Владивостоке, Калининграде и т.д. Такое распределение ледокольного флота позволяет обеспечивать деятельность портов и перевозки на всех основных направлениях, как на море, так и на некоторых реках.

Основные типы


Самым старым из имеющихся ледоколов можно считать судно «Красин», построенное в 1917 г. Оно оставалось на службе до 1998 г., после чего было превращено в музей и поставлено у причала в Санкт-Петербурге.


Атомный ледокол "Ямал" в море. Фото Росатом / rosatom.ru

Наиболее старый ледокол на активной службе – «Кару», тоже работающий в Санкт-Петербурге. Это судно было построено в конце пятидесятых годов и до 1986-го принадлежало Финляндии. Сейчас оно входит во флот «Росморпорта».

В 1973-76 гг. Финляндия по советскому заказу построила три дизельных ледокола пр. Р-1039 «Ермак». Все они до сих пор остаются в строю. Головной «Ермак» служит в Санкт-Петербурге, серийные «Адмирал Макаров» и «Красин» – во Владивостоке. Суда принадлежат соответствующим филиалам «Росморпорта».

Начиная с середины семидесятых, в Хельсинки специально для СССР построили 21 ледокол проектов 1101, 1105, 1108 и 1191. 20 судов этих типов до сих пор продолжают службу. Основным их эксплуатантом является «Росморпорт», но несколько судов принадлежат Ленскому объединенному речному пароходству (приписка в Тикси и Восточном), а также «Норильскому никелю» (порт Дудинка). Прочие ледоколы служат на Балтике, на Черном море, на Севере и на Дальнем Востоке.


Инфографика по судну "50 лет Победы". Рисунок Росатом / rosatom.ru

В первой половине восьмидесятых Финляндия построила три ледокола типа «Мудьюг». Сейчас они служат в составе «Росморпорта» с базированием в Санкт-Петербурге, Архангельске и Владивостоке.

В 2008-2009 гг. «Росморпорт» получил два судна пр. 21900 – «Москва» и «Санкт-Петербург», построенные «Балтийским заводом». Оба ледокола приписаны в Санкт-Петербурге. В 2015-16 гг. ледокольный флот на Балтийском море пополнился тремя единицами пр. 21900М.

Атомный ледокольный флот включает четыре судна двух типов. Это ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы» проекта 10520/10521 «Арктика», а также «Таймыр» и «Вайгач» проекта 10580. В недавнем прошлом в строю находилось несколько других атомных ледоколов, но к настоящему времени их эксплуатация прекращена.


Ледокол "Санкт-Петербург" проекта 21900. Фото Fleetphoto.ru

С недавнего времени ведется формирование собственной ледокольной группировки в составе Северного флота ВМФ России. В 2017 г. в строй введен многоцелевой патрульный ледокол «Илья Муромец» пр. 21180. Его задачей является проводка судов и кораблей, оказание помощи и, при необходимости, участие в боевых действиях.



Суда будущего


В последние годы часть атомных ледоколов «Атомфлота» пришлось списать по причине морального и физического устаревания. Для их замены разработан пр. 22220 / ЛК-60Я. Несколько таких судов уже строится; также имеются планы по дальнейшему строительству.

Головной ледокол пр. ЛК-60Я, «Арктика», заложили на «Балтийском заводе» в 2012 г. Спуск на воду состоялся в июне 2016 г. В октябре 2019-го запустили реактор, а с декабря судно проходит испытания. Сдача ледокола заказчику запланирована на текущий год.

Первый серийный ледокол, «Сибирь», строился с 2015 г. и в сентябре 2017-го был спущен на воду. Судно пока не готово к выходу на испытания, но работы продолжаются. Ожидаемый срок сдачи – 2021 г. В 2022-м планируется сдать второй серийный ледокол «Урал». Его заложили в 2016 г. и спустили на воду в 2019-м. Осуществляется достройка. Имеется контракт на четвертый и пятый ледоколы серии. Их закладка состоится в 2020-21 гг., сдача – в 2024-26 гг.


"Виктор Черномырдин" выходит на испытания, 5 октября 2019 г. Фото Fleetphoto.ru

В 2020 г. также планируется заложить головное судно нового проекта 10510 / ЛК-110Я / ЛК-120Я «Лидер». Судостроительный комплекс «Звезда» за несколько лет должен будет построить три таких ледокола, отличающиеся повышенными характеристиками.

Все еще не передан «Росморпорту» дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» пр. 22600 / ЛК-25. Он строился с 2012 г. на «Балтийском заводе»; позже заказ передали «Адмиралтейским верфям». Из-за ряда проблем разного рода сроки сдачи судна неоднократно сдвигались, а также росла стоимость его строительства. Ходовые испытания ледокола начались лишь прошлой осенью.

В интересах ВМФ строится головной ледокол обновленного пр. 21180М. «Евпатий Коловрат» был заложен в конце 2018 г. и пока остается на стапеле. По некоторым данным, в дальнейшем может появиться заказ на второе подобное судно. Таким образом, в составе ВМФ восстанавливается собственный ледокольный флот, причем его суда создаются с учетом специфики военной службы.

Общее состояние


Сейчас Россия имеет самый крупный в мире ледокольный флот. Кроме того, наша страна является единственным в мире обладателем атомных ледоколов. Все это позволяет решать широкий круг экономических, научных, военных и иных задач в ряде регионов с суровым климатом. Наличие крупного ледокольного флота дает известные преимущества, однако его строительство и развитие является достаточно сложным делом.


Ледокол "Илья Муромец" из состава Северного флота. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Нетрудно заметить, что основная масса наличных ледоколов была построена в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века. При должном обслуживании и своевременном проведении ремонта дизельные суда могут продолжать службу и в будущем. С атомным флотом дело обстоит иначе. В последние годы пришлось вывести из эксплуатации и утилизировать несколько таких судов ввиду невозможности продления сроков службы.

Фактически российский ледокольный флот нуждается в планомерном строительстве новых современных судов для постепенной замены имеющихся. Подобные меры уже приняты в сфере атомного судостроения. В дополнение к четырем атомным ледоколам на службе строятся три новых, и такое же количество будет заложено в обозримом будущем.

Схожие меры принимаются и в области неатомных ледоколов, однако наиболее интересный пр. 22600 постоянно сталкивается с проблемами разного рода. Из-за них самый большой в мире дизель-электрический ледокол до сих пор не готов к работе.


Атомный ледокол "Арктика" проекта ЛК-60Я во время достройки. Фото "Атомфлот" / rosatomflot.ru

Большой интерес представляет программа строительства специализированных патрульных ледоколов для военно-морского флота. Ледоколы специально для ВМФ не строились в течение нескольких десятилетий, но теперь ситуация меняется. Флот уже получил головное судно нового проекта, и вскоре в строй встанет второе. Наличие собственных ледоколов сократит зависимость ВМФ от гражданских структур, а также упростит решение ряда задач военного характера.

В целом состояние отечественного ледокольного флота дает поводы для оптимизма. Наличные суда справляются со своей работой, а в ближайшем будущем к ним добавятся новые. Имеются некоторые проблемы и недостатки, но они не оказывают особого влияния на общее положение дел. В итоге четыре десятка российских ледоколов решают поставленные задачи, обеспечивая экономическую и военную деятельность в регионах с суровым климатом.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх