AGM-158C LRASM в полете. Фото Lockheed Martin / lockheedmartin.com
Вооруженные силы США в сотрудничестве с оборонной промышленностью продолжают процесс внедрения новейших противокорабельных ракет AGM-158C LRASM. Недавно это
Перспективное оружие
Новая ПКР разрабатывалась компанией Lockheed Martin с 2009 г. с целью замены старых образцов аналогичного назначения. В качестве основы для проекта AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile) использовали существующую ракету «воздух-поверхность» AGM-158B JASSM-ER.
Целью проекта была адаптация исходного изделия для применения на широком круге носителей – на самолетах разных типов и на универсальных пусковых установках кораблей. Также следовало доработать аппаратуру ракеты в соответствии с новыми условиями применения. В частности, переработаны средства навигации и наведения, теперь способные работать в условиях противодействия со стороны противника.
Изделие LRASM получило многофункциональную радиолокационную ГСН и средства навигации, способные работать без внешних сигналов. Использована проникающая осколочная боевая часть массой 450 кг. Дальность полета – порядка 500 морских миль (более 900 км).
Испытания ракеты AGM-158C начались в 2013 г. Проводились тестовые сбросы макетных и опытных изделий с самолетов-носителей; также отрабатывалось применение ракеты на корабельных установках Mk 41 и Mk 57. По итогам таких испытаний проект перешел на новые стадии.
В интересах ВВС
11 июля 2013 г. компания «Локхид-Мартин» совместно с ВВС США провела первый тестовый сброс макетной ПКР с бомбардировщика B-1B. 27 августа того же года состоялся первый полноценный полет ракеты с поражением неподвижной надводной цели. Ракета успешно прошла по назначенному маршруту, добралась до района цели, нашла ее и поразила.
12 ноября состоялся новый запуск с B-1B – на этот раз по движущейся надводной мишени с заранее неизвестными координатами и выдачей целеуказания после прохождения части маршрута. Несмотря на известную сложность такого задания, цель была поражена. В феврале 2015 г. провели схожий запуск в более сложной обстановке. LRASM вновь справилась с задачей.
Два испытания провели в 2017 г., причем декабрьские мероприятия предусматривали залповый пуск ракет по нескольким целям. Весной следующего года испытания объявили завершенными, после чего началась подготовка к принятию оружия на вооружение.
В декабре 2018 г. командование ВВС заявило о завершении ряда необходимых процедур. ПКР AGM-158C LRASM в составе вооружений бомбардировщика B-1B достигла стадии начальной оперативной готовности. Теперь подобный авиационный комплекс может применяться в реальных боевых операциях.
Один B-1B может нести на внутренней и внешней подвеске 24 ракеты, что позволяет организовывать массированные авиаудары по корабельным соединениям противника. Впрочем, ВВС США пока не пользовались такими возможностями. Более того, остается только гадать, когда LRASM впервые используют за пределами морских полигонов.
Ракета для морской авиации
В августе 2015 г. началась подготовка к будущим испытаниям ракеты LRASM в интересах военно-морских сил. Носителем такого оружия, согласно планам того времени, должен был стать палубный истребитель F/A-18E/F. Испытания с имитаторами ПКР стартовали в ноябре, а в декабре выполнили первый полет с макетом на внешней подвеске. Такие тесты не заняли много времени и завершились в январе 2016-го.
Летные испытания AGM-158C на F/A-18E/F начались в апреле 2017 г. Дальнейшие испытания на новом носителе осуществлялись параллельно с тестами на B-1B. Тем не менее, работы в интересах палубной авиации потребовали больше времени. Согласно изначальным планам, достижение начальной операционной готовности должно было произойти в сентябре 2019 г.
Пуск ракеты LRASM с корабля-носителя. Фото Lockheed Martin / lockheedmartin.com
Несколько дней назад американские СМИ со ссылкой на Командование авиационных систем ВМС сообщили о завершении необходимых процедур по внедрению перспективных ПКР. Изделие LRASM в составе комплекса вооружений F/A-18E/F в ноябре достигло стадии начальной оперативной готовности.
Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F способен нести на внешней подвеске до четырех ракет AGM-158C. Под каждой плоскостью подвешивается по две ракеты, каждая на своем пилоне. С такой нагрузкой самолет способен взлетать как с аэродрома, так и с палубы авианосца.
Корабельное оружие
ПКР AGM-158C LRASM также должна использоваться боевыми кораблями разных типов, оснащенными универсальными вертикальными пусковыми установками. Носителями такого оружия должны стать крейсера Ticonderoga и эсминцы Arleigh Burke с установками Mk 41, а также эсминцы Zumwalt с системами Mk 57.
Испытания корабельной версии LRASM начались в июне 2013 г. с пробных прорывов крышки ТПК. Эти мероприятия показали, что ракета может выйти из контейнера без повреждения головной части. 17 сентября состоялся бросковый пуск ракеты на стенде, имитирующем ПУ типа Mk 41. В январе 2014-го выполнили пуск с применением полноценной установки Mk 41. Любопытно, что подготовка ПУ к испытаниям заключалась лишь в обновлении программного обеспечения. В дальнейшем начались тестовые пуски с участием опытовых кораблей.
Полномасштабные испытания AGM-158C в качестве корабельного вооружения продолжаются уже несколько лет, но пока далеки от своего завершения. Принятие ракеты на вооружение и развертывание с достижением нужных степеней готовности пока остается делом будущего.
Будущие носители
На данный момент основной задачей Lockheed Martin и Пентагона в контексте проекта AGM-158C LRASM является доведение корабельной версии ПКР до полноценной эксплуатации. Параллельно выполняются другие работы в интересах ВВС и ВМС. Ожидается, что в обозримом будущем список носителей LRASM пополнится двумя или тремя самолетами.
ПКР AGM-158C может применяться дальним бомбардировщиком B-1B. Учитывая состояние дальней авиации, ВВС затребовали провести аналогичное перевооружение самолетов B-52H. Сейчас ведутся работы в этом направлении, но реальные пуски ракет пока не проводились.
ВМС уже располагают одним боеготовым носителем LRASM, а в будущем такую роль получит еще один самолет. Противокорабельная ракета пополнит номенклатуру вооружений патрульного / противолодочного самолета P-8A Poseidon. При помощи такого оружия он расширит круг решаемых задач – в список поражаемых целей войдут не только подлодки, но и надводные корабли.
В качестве возможного носителя AGM-158C в составе военно-воздушных и военно-морских сил сейчас рассматривают истребитель F-35 Lightning II в соответствующих модификациях. Тем не менее, открытая информация о проведении реальных работ по этой теме пока отсутствует. Возможно, адаптация ракеты под технику нового поколения еще не начиналась.
Одна ракета – множество носителей
К настоящему времени стадии начальной оперативной готовности достигли два носителя противокорабельных ракет AGM-158C. Это бомбардировщики B-1B из состава ВВС США и истребители F/A-18E/F из палубной авиации ВМС. В ближайшем будущем это оружие получат новые самолеты ВВС и ВМС, а также надводные корабли. Впрочем, на завершение всех подобных работ потребуется не менее нескольких лет – они будут продолжаться до 2023-24 гг.
Основная масса опытно-конструкторских работ, испытаний и доводки по проекту LRASM уже завершена, и войска начали освоение нового оружия. Однако этот процесс еще не завершен, и вскоре приведет к новым результатам, имеющим особое значение для армии США. Поступив на вооружение нескольких родов войск, AGM-158C должна будет заменить устаревшие ракеты и существенно повлиять на их боеспособность.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: