В 1943 году вооружение британских катеров и тактическое мастерство их экипажей наконец-то достигли такого уровня, когда они могли в прямом противостоянии уничтожать докучливые немецкие шнелльботы. Об утверждении катеров Прибрежных сил в роли штатных «убийц шнелльботов» пойдёт речь ниже.
Первые успехи
Сначала отличились артиллерийские катера 7-й флотилии. Вышедшие вечером 7 марта из Эймейдена 2-я, 4-я и 6-я флотилии шнелльботов вели поиск у юго-восточного побережья Англии, но конвоев не обнаружили. При этом S-114 и S-119 из 6-й флотилии у затонувшего плавучего маяка в устье Хамбера наткнулись на патрульный эсминец «Маккай» (HMS Mackay). Уходя от погони, немецкие катера столкнулись. S-119 был сильно повреждён, но смог продолжать отход. Но тут немцев настигли MGB-17, MGB-20 и MGB-21, находившиеся в дозоре. Изрешечённый огнём с MGB-20, в 01:35 8 марта S-119 был взорван после того, как S-114 снял с него экипаж. Однако первая «чистая» победа пришла к англичанам только спустя три недели.
В ночь на 29 марта MGB-333 (лейтенант Д. Брэдфорд) и MGB-321 находились в дозоре у банки Хребет Смита. Ночь была очень тёмная, с видимостью около 100 ярдов. Англичане лежали в дрейфе или курсировали на малом ходу на своей позиции в течение трёх часов, когда около полуночи услышали шум двигателей по носу, который становился всё громче. Увеличив скорость до 16 узлов, Брэдфорд двинулся на звук, предположив, что это «приближающиеся к конвойному маршруту вражеские торпедные катера». В это время MGB-321 держался близко за кормой лидера.
Через несколько минут наблюдатель с левого борта закричал: «Объект слева по носу!» Брэдфорд посмотрел в бинокль в указанном направлении и увидел три носовых буруна, превратившиеся затем в пять торпедных катеров. На самом деле шнелльботов 2-й флотилии, вышедших из Эймейдена в 19:30 на поиск к побережью Восточной Англии, было семь!
«Они шли медленно, со скоростью около 12 узлов, и мы быстро сблизились», — писал Брэдфорд. MGB-333 повернул на второй катер в колонне и в 23:55 с дистанции 40 ярдов открыл по нему огонь из всех стволов. Цель была сразу подавлена. Шнелльбот — это был S-29 — ответил только одной короткой пулемётной очередью, попавшей, впрочем, в магазин «Эрликона» и вызвавшей его взрыв и возгорание. Загоревшийся боезапас тотчас выбросили за борт, и наводчик «Эрликона» возобновил стрельбу по шнелльботу с 20 ярдов, всадив ему в корму целый магазин. Расчёт 40-мм кормового «Бофорса» шнелльбота был перебит, раздался взрыв с выбросом пламени, причём, по словам англичан, обломки полетели на их катер.
Тут Брэдфорд заметил, что его обстреливает с 50 ярдов впереди головной шнелльбот — это был S-92. Остальные торпедные катера к этому времени скрылись, а MGB-321 погнался за ними. MGB-333 открыл ответный огонь и, чтобы не нарваться на глубинные бомбы, пошёл не следом за немцем, а наперерез. Тот принял влево, пытаясь уйти на восток. Тогда Брэдфорд дал «полный вперёд», повернул на 40° влево и, продолжая обстрел неприятеля, пошёл на таран.
Удар пришёлся по корме шнелльбота приблизительно в 20 футах от руля. Немецкий катер разломился, и MGB-333 «прошёл сквозь него, оставив обломок с рулём по правому, а остальной корпус — по левому борту». Когда Брэдфорд вернулся, чтобы удостовериться в гибели врага, он не нашёл ничего, кроме «двух больших обломков в 400 ярдах друг от друга». Отправившись искать неприятеля в восточном направлении, в 00:10 MGB-333 направил радиосообщение: «Провёл бой, один катер подожжён, один протаранен, преследую».
Вскоре англичане увидели «три остановившихся торпедных катера» — это была оставшаяся искать пропавшего товарища часть 2-й флотилии. Англичане с 70 ярдов открыли по ним огонь, но немцы заметили поход противника и скрылись в восточном направлении, а MGB-333 с одним захлёбывающимся двигателем остался далеко позади. О результатах второго контакта в 00:15 на базу ушла радиограмма.
Рассказ лейтенанта Брэдфорда нуждается в уточнениях. В ходе первой стычки он обстреливал, а затем таранил всё тот же S-29, а сообщения о попаданиях в другие шнелльботы не подтверждаются. Действительно, S-29 получил серьёзные повреждения, хотя разлом корпуса немцы не подтверждают. Погибли командир катера обер-лейтенант цур зее Лемм и шесть членов экипажа, ещё четверо были ранены, но боцман Йозеф Зигмайер сумел увести катер с поля боя своим ходом.
Катера 2-й флотилии, которые вели поиск конвоя, никого не обнаружили. Медленно двигавшийся S-29 нашли лишь к утру. В это время немцы перехватили приказ британским катерам уходить на базу; так как готовился вылет авиации, был риск попасть под дружественный огонь. Поскольку были совсем свежи воспоминания о потерях 5 марта, когда возвращавшиеся засветло в Эймейден S-74 и S-75 были расстреляны «Спитфайрами», так и не дождавшись вызванной авиационной поддержки, при этом S-74 был сильно повреждён, а S-75 потоплен. Экипажи потеряли 14 моряков убитыми и 8 тяжело раненными. Услышав о возможном налёте Королевских ВВС, фрегаттен-капитан Рудольф Петерсен приказал затопить подбитый катер, и в 07:14 S-29 ушёл на дно.
В это же время семь шнелльботов 4-й флотилии корветтен-капитана Вернера Лютцова, вышедшие на охоту вместе с 2-й флотилией, около полуночи достигли конвойного маршрута. В свете непрерывно выпускаемых осветительных снарядов шнелльботы были обнаружены охранением следовавшего на юг конвоя FS-1074, после чего до 01:00 уходили в северо-восточном направлении от эскортного миноносца «Бленкатра» (HMS Blencathra) и патрульного эсминца «Винздор» (HMS Windsor). При отходе на базу флотилия восемь раз обнаруживалась английскими патрульными самолётами и один раз была атакована бомбами.
Военная пропаганда обеих сторон уделила внимание этому бою. В случае англичан это было обоснованно, а лейтенант Брэдфорд, «уничтоживший противника в неравном бою древним способом (тараном)», получил «Крест за выдающиеся заслуги». Немцы же в радиообращении из Осло для солдат в Норвегии расписали артиллерийский бой группы шнелльботов с двумя британскими катерами, один из которых якобы был подожжён. В конечном итоге «операция англичан была приостановлена», но «удрать полным ходом им не удалось», и они едва убрались с одним серьёзно повреждённым катером! При этом сосредоточенным огнём англичан был повреждён и один из немецких катеров, который утром затопили. Заканчивался рассказ на нейтральной ноте: «Другая группа немецких катеров в ту же ночь действовала в другом районе у английских берегов. Несмотря на долгие поиски и отличную видимость, они не обнаружили вражеские патрульные корабли или суда и вернулись, не будучи замеченными».
Удары со всех сторон
Летом 1943 года почти все немецкие торпедные катера на Западе — четыре флотилии — находились в Ла-Манше, но из-за коротких летних ночей их активность была невысокой. Вследствие этого 4-ю и 5-ю флотилии отрядили заниматься минными постановками, а 2-я и 6-я были передислоцированы в Остенде для действий в районе устья Темзы.
При переходе шнелльботов в Северное море не обошлось без потерь. В 22:00 24 июля из Рамсгейта на патрулирование вышла четвёрка британских катеров 9-й флотилии — MGB-116, MGB-118, MGB-42 и MGB-40. В 23:04 береговой радар заметил у мыса Гри-Не два быстроходных малых судна, двигавшихся на север на скорости около 34 узлов. Британские катера получили целеуказание и приняли курс на перехват. Из-за поломки в машинном отделении MGB-40 повернул в гавань, а MGB-42 оказался неспособным поддерживать скорость 72-футовых собратьев и потерял с ними контакт.
Оставшиеся два катера обнаружили неприятеля по носовым бурунам в 10 милях севернее Дюнкерка. Полный штиль позволил им развить 42 узла. В 00:15 шнелльботы были настигнуты, и концевой взят под обстрел. MGB-118 потерял контакт с задним немцем в самом начале боя, но MGB-116 выпустил по цели 240 40-мм и столько же 20-мм снарядов, в 00:31 и 00:35 вызвав на шнелльботе взрывы торпед. Второй вражеский катер скрылся без боя. Подобрав четырёх оставшихся в живых немцев, британские катера вернулись в гавань.
Атакованными оказались S-68 и S-77, совершавшие переход Булонь — Остенде. В перестрелке на S-77 вышли из строя оба пулемёта и главный двигатель, а прямое попадание в резервную торпеду в 00:15 (время немецкое) отправило его на дно. Шесть членов экипажа и командир катера обер-лейтенант цур зее Людвиг погибли, четверых выловили из воды англичане, а остальные 12 достигли берега утром на надувной лодке. S-68 ушёл, не оказав помощи и не сообщив на базу о бое, за что его командир обер-лейтенант цур зее Моритсен попал под трибунал и отправился на Восточный фронт.
2-я и 6-я флотилии шнелльботов из-за плохой погоды отстаивались в гавани, проводя модернизацию и ремонтные мероприятия, поэтому с середины июля до середины августа большая часть катеров в Северном море была небоеспособна. Кроме того, после налётов на Киль 25 и 29 июля 1943 года «Летающих крепостей» 8-й воздушной армии США находившаяся там 8-я флотилия потеряла потопленными три катера, а четвёртый был повреждён.
Единственной заметной акцией немцев стало нападение в ночь на 4 августа семи катеров 2-й и 6-й флотилий на позицию британского патруля к юго-востоку от Орфорд-Несса — каменистой косы на побережье графства Суффолк, Восточная Англия. Стычка закончилась гибелью вооружённого траулера «Ред Гонтлет» (HMS Red Gauntlet) от торпеды S-86. Траулеры «Лорд Мелчетт» (HMS Lord Melchett), «Хорнбим» (HMS Hornbeam) и «Мэри Хэйсти» (HMS Mary A. Hastie) также приняли участие в бою, причём последний едва не получил торпеду.
4-я и 5-я флотилии в Ла-Манше тоже ничуть не преуспели, хотя перевели семь катеров в Брест. Катера S-117 и S-121 погибли 11 августа во время воздушных налётов в бухте Л’Эберврах, а все остальные, кроме флагмана 4-й флотилии S-110, были небоеготовы. Поэтому эти две флотилии вообще не провели ни одной операции.
Во второй половине августа 2-я и 4-я флотилии занимались прикрытием действий тральщиков и раумботов. Они несколько раз были атакованы истребителями-бомбардировщиками «Тайфун», вооружёнными реактивными снарядами, сами не пострадали, но и урона врагу не нанесли.
В сентябре флотилии шнелльботов были снова доведены до штатной численности. Теперь все катера имели бронированный мостик, а на самых крупных были установлены 37-мм или 40-мм орудия. Катера 5-й флотилии получили новые 2500-сильные двигатели, позволявшие развивать маршевую скорость 35 узлов. Ночи стали длиннее. 2-я (корветтен-капитан Фельд) и 6-я (корветтен-капитан Обермайер) флотилии перешли в Эймейден (Голландия), а 4-я (корветтен-капитан Вернер Лютцов) передислоцировалась в Роттердам, куда 12 сентября пришла и 8-я флотилия корветтен-капитана Зималковски. 5-я флотилия осталась в Шербуре.
Бои вокруг минных постановок
По завершении периода плохой погоды 29 катеров всех четырёх флотилий, дислоцированных в Голландии, в ночь на 25 сентября приняли участие в операции «Пробештук» (Probestuck) — постановке 120 мин у Гарвича и Орфорд-Несса под руководством командующего торпедными катерами фрегаттен-капитана Петерсена. Это была первая из запланированных совместных с люфтваффе миннозаградительных операций, которые одновременно ставили новые контактные мины на фарватере у Орфорт-Несса, чтобы затруднить британцам траление.
За пределами гавани Роттердама катера, вышедшие оттуда, в том числе шесть шнелльботов 4-й флотилии, встретились с двумя другими флотилиями, следовавшими из Эймейдена, и объединённые силы двинулись на запад. У Хука S-39 и S-90 столкнулись и вынуждены были вернуться. Усиливающийся ветер не заставил немцев свернуть операцию, и на подходах к английскому побережью они разделились на группы для установки мин.
Примерно в 01:00 три катера 4-й флотилии у Гарвича внезапно столкнулись с двумя патрульными траулерами. Флагманский S-88 выпустил торпеду в один из них, 314-тонный «Франтирёр» (HMT Franc Tireur), но англичанин увидел противника и уклонился, пропустив смертоносный снаряд всего в шести футах по левому борту. Однако почти немедленно в среднюю часть траулера попала торпеда с S-96 лейтенанта цур зее Цандера, и «Франтирёр» затонул в течение нескольких секунд. Третий катер, S-99, не успел занять позицию для атаки и поэтому не стрелял. Катера собрались и остановились. Лютцов голосом выяснил автора попадания, поздравил команду S-96 и приказал далее следовать вместе.
Три катера выстроились в колонну и на 30 узлах пошли на восток. В это же время катера ML-150 (лейтенант Томас) и ML-145 (лейтенант Седдон), получив приказ на перехват, в 01:12 на 15 узлах двинулась курсом 180°. Ночь была очень темной, а по утверждению немцев, видимость была ещё и осложнена туманом. В 01:20 у затонувшего плавучего маяка в устье Темзы в 500 ярдах справа по носу британцы заметили следующие на восток три катера. Британские катера открыли огонь из носовых 3-фунтовок, но не могли надеяться догнать куда более быстроходного противника, поэтому лейтенант Томас решил таранить.
ML-150 на полном ходу под прямым углом ударил носом второй в колонне S-96 в район мостика. Английский катер пострадал куда сильнее шнелльбота — корпус впереди рубки был полностью разрушен, но и скорость немецкого катера снизилась. ML-145, следовавший слева и сзади ML-150, заметил, что протараненный шнелльбот на 8–10 узлах повернул на юго-восток, принял вправо и пошёл на таран, чтобы добить немца, «пока он не восстановился».
В первом заходе Седдон прошёл всего в 15 ярдах по носу цели, обстреливая шнелльбот из двух «Эрликонов» и правого спаренного «Виккерса», а затем развернулся для второго захода. Тут Седдон заметил, что концевой S-99 приблизился к ML-150. Оба англичанина обстреляли его из «Эрликонов» и 3-фунтовок и вынудили скрыться в северном направлении. После этого в 01:26 ML-145 направился добивать протараненного немца, пытавшегося уйти под прикрытием дымзавесы.
Выстрелив осветительную ракету, Седдон полным ходом пошёл на противника, обстреливая его из всех стволов. В последний момент S-96 отвернул, и ML-145 буквально наскочил на него правой частью носа, потеряв при этом свой «асдик». Соскользнув, англичанин в упор немедленно возобновил обстрел правым бортом. Немец загорелся, но и ML-145 теперь сильно зарывался носом в волны, поскольку получил повреждения передней части корпуса с внутренними затоплениями.
В 01:40 S-96 сильно горел и полностью лишился хода. ML-145 находился в полумиле от него и, несмотря на волны и ветер, на 5 узлах снова пошёл на сближение. Находившийся на шнелльботе обер-лейтенант цур зее фон Георг попытался вызвать на помощь командира флотилии, но радиосвязь не действовала, а самостоятельно повернувшему было назад Лютцову доложили о присутствии в районе боя четырёх британских катеров, и он снова лёг на курс отхода.
Отчаявшийся фон Георг дал очередь из пулемёта на мостике трассирующими вертикально в воздух. Седдон посчитал, что враг сдаётся, прекратил обстрел и пошёл прямо к нему. Шнелльбот с 800 ярдов снова открыл огонь по англичанину. Седдон ответил из «Эрликона», и S-96 прекратил стрелять — всё его вооружение вышло из строя. Цандер и фон Георг дали команду покинуть корабль и открыли кингстоны в машинном отделении; вскоре немецкий катер взорвался и затонул. ML-145 спас 13 человек и в 03:00 присоединился к ML-150. Последний лишился передней четверти корпуса, однако самостоятельно направился на базу задним ходом, подобрав по пути троих немцев, и в 14:00 достиг гавани на буксире одного из прибывших на помощь после 06:00 катеров.
Ещё одна группа немецких катеров при установке мин была обнаружена патрульными траулерами, которых встретил торпедным залпом S-69. Другая группа катеров наткнулась на британские артиллерийские катера, и S-68 получил попадания, в результате которых оба бортовых двигателя вышли из строя. Больше в эту ночь контактов между противоборствующими сторонами не было.
Минная постановка оказалась безрезультатной, так как катера-постановщики находились под непрерывным наблюдением вражеских радаров. Фрегаттен-капитан Петерсен был не совсем доволен результатами этой ночи и чувствовал, что уровень подготовки его подчинённых оставляет желать лучшего.
Побоище в ночь на 25 октября 1943 года
10 октября кратковременное сотрудничество шнелльботов с авиацией в Северном море завершилось — люфтваффе по приказу Гитлера переключились на нападения на города Англии. Петерсену пришлось вернуться к старой тактике чередования минных постановок и нападений на конвои с торпедами. Первая такая вылазка произошла в ночь на 25 октября у побережья графства Норфолк.
К этому времени в распоряжении Норского командования англичан, отвечавшего за безопасность судоходства у побережья Восточной Англии, находилось 24 эсминца и эскортных миноносца, семь фрегатов, 60 артиллерийских и торпедных катеров MGB/МТВ и 41 многоцелевой ML, а также множество тральщиков и вооружённых траулеров.
Выстроенная в середине 1942 года британская система обороны прибрежных коммуникаций год спустя выглядела следующим образом. Прилегающая к побережью Восточной Англии акватория Северного моря патрулировалась самолётами Берегового командования. Задача воздушного патруля заключалась в том, чтобы сообщать о приближении к «Z-линии» британских оборонительных патрулей немецких торпедных катеров за 30-45 минут до их подхода, преследовать врага и наводить на него свои корабли.
Катера Прибрежных сил, оснащённые радарами и гидрофонами, патрулировали в 30 милях от берега за оборонительными минными заграждениями на расположенных в 4 милях друг от друга Z-позициях. В 10 милях позади первой находилась более редкая вторая Z-линия. Во всех Z-линиях было приблизительно 30 позиций, на 10 из которых каждую ночь выставлялся дозор из 2–3 единиц. Кроме того, между линией Z-позиций и конвойным маршрутом находилось семь позиций патрулей эсминцев и эскортных миноносцев с задачей препятствовать минным постановкам на прибрежном фарватере.
Норское командование реагировало на сообщения пилотов о приближающихся шнелльботах, рассылая на опасные направления группы резерва. Управление осуществлял лейтенант-коммандер Кэрр из наземного командного пункта в Чатеме. Таким образом, катера при поддержке групп резерва ожидали немцев у проходов между минными полями. В довершение ко всему, истребители-бомбардировщики находились в готовности с первыми лучами солнца атаковать возвращающиеся вражеские катера. В ночь на 25 октября 1943 года эта система получила наиболее серьёзную проверку боем.
24 октября в 17:30 Эймейден покинули пять шнелльботов 6-й и шесть шнелльботов 8-й флотилий. Через час в море вышел начальник штаба торпедных катеров корветтен-капитан Эрдман с девятью катерами 2-й флотилии и четырьмя катерами 6-й флотилии. Наконец, в 19:30 вышли восемь катеров 4-й флотилии. Все эти силы должны были атаковать конвой к северу от устья Темзы.
Поскольку никаких данных о противнике, кроме сведений из радиоперехватов, не имелось, немецкие катера направились из Эймейдена к месту проведения операции напрямик, севернее Ауэр-банки, чтобы произвести поиск у побережья Норфолка. Движение на «конвойной тропе» было очень интенсивным — каждый день из Саутхэда в устье Темзы в Метил в заливе Ферт-оф-Форт выходили конвои FN; с такой же частотой следовали обратные конвои FS. Время следования конвоев составляло двое суток.
Немцы обошли линию патрулей с севера и в районе Кромера разделились на группы по 3–6 катеров, чтобы охватить поиском как можно больший участок. В это время приблизительно в 12 милях от точки находился конвой FN-1160, покинувший Саутхэд.
Вечером 24 октября глава Норского командования адмирал флота сэр Джон Тови развернул на противокатерных Z-позициях восемь групп катеров, прикрывая участок побережья к северу от Грейт-Ярмута. Кроме того, две резервные группы усиления в Лоустофте ожидали получения сообщения о контакте с противником. На патрулировании прибережного фарватера находились эсминцы «Маккай», «Вустер» (HMS Worcester) и «Кэмпбелл» (HMS Campbell), а также эскортный миноносец «Эглинтон» (HMS Eglinton).
Вскоре после 22:00 Прибрежные силы приняли несколько сообщений от бомбардировщиков о том, что в 19:40 в точке 52°50N 03°35E они заметили вражеские катера, следующие курсом 300°. Адмирал Тови сразу предположил, что те проследуют к северу от Ауэр-банки, чтобы выйти либо у Кромера на конвой FN, либо у Хамбера на конвой FS, и отходить они будут этим же путём.
Ночь была тёмная, облачная, с поздним восходом луны. В 23:18 эскортный миноносец «Питчли» (HMS Pytchley), охранявший приморский фланг конвоя FN-1160, обнаружил противника — шесть шнелльботов 8-й флотилии корветтен-капитана Зималковски. Немедленно сообщив о контакте, он пошёл на перехват и обстрелял их, в результате чего немецкая флотилия отошла на северо-восток. Отход немцев оказался большой удачей для англичан, так как эти торпедные катера следовали прямо к конвою.
После сообщения «Питчли» о контакте англичане немедленно приступили к перегруппировке своих сил. Около полуночи от береговых РЛС начали поступать сообщения о неизвестных целях в опасной близости от конвоя. «Эглинтон» получил приказ оставаться с конвоем до дальнейших распоряжений, а «Вустер», «Маккай» и «Кэмпбелл» в 00:02 25 октября получили приказ переместиться к северу. Вследствие этого в патрульной линии образовался 25-мильный разрыв.
После полуночи на основании данных береговых РЛС британцам стало ясно, что шнелльботы разделились на многочисленные группы, которые в ряде пунктов приблизились к внешнему фарватеру. Это представило бы серьёзную угрозу, если бы не тот факт, что по счастливой случайности конвой следовал на два часа раньше своего расписания. Те немецкие катера, которым удалось беспрепятственно достичь фарватера, оказались далеко за кормой конвоя и не обнаружили целей. Другим повезло ещё меньше — они наткнулись на патрульные эсминцы.
В 00:27 перемещающийся к северу «Вустер» обнаружил двигавшуюся западным курсом после разделения 4-й флотилии её 2-ю группу — катера S-120, S-122, S-87 и S-89. Перед тем, как катера отступили курсом 030°, эсминец «поразил из «Эрликона» второй катер в линии» — S-89, однако контакт был быстро потерян.
В 04:06 отступавшая 2-я группа 4-й флотилии у северного окончания Хребта Браун натолкнулась на занявшую эту позицию пару катеров MTB-442 и MTB-439. В перестрелке на высокой скорости получили попадания оба англичанина. Из-за неполадок с рулевым управлением у MTB-439 катера потеряли друг друга, но самостоятельно продолжали преследование, оказавшееся безрезультатным.
Один из кораблей охранения FN-1160, вооружённый траулер «Уильям Стивен» (HMT William Stephen), тащился приблизительно в пяти милях позади конвоя, хотя имел достаточную скорость, чтобы держать своё место в ордере. Около 01:00 он неожиданно был окружён добравшимися до фарватера катерами 2-й группы 6-й флотилии и попытался уйти к берегу, но безуспешно. Две торпеды S-79 прошли мимо, но S-74 не промахнулся; он же подобрал четырёх уцелевших англичан. Взрыв траулера зафиксировали гидрофоны катеров MGB-315 и MGB-327, по информации которых и было установлено время гибели «Уильяма Стивена».
В 01:17 с потопившими «Уильям Стивен» катерами вступил в бой «Вустер». По докладу эсминца, «один катер был поражён 4,7-дюймовым снарядом и малокалиберной артиллерией, а затем в ходе погони к северу был замечен взрыв и горящие обломки». «Вустер» после непродолжительного преследования в 01:51 вернулся на место прежнего боя, где «увидел ещё три катера и прогнал их».
В 01:20 с уходившими от «Вустера» шнелльботами установила радарный контакт пара катеров MGB-315 и MGB-327, ведомая лейтенантом Дж. А. Коулфилдом, а в 01:38–01:44 она же дала шнелльботам энергичный бой. По докладу англичан, получили попадания два из немцев, причём «последний в колонне, возможно, был сильно повреждён» — тремя 40-мм снарядами был поражён S-74. Более быстроходные немецкие катера вышли из боя, а затем благополучно вернулись на базу. Британцы же в 02:30 заметили ещё «три отходивших на высокой скорости на северо-восток шнелльбота», но из-за большого радиуса поворота не успели развернуться для их перехвата, и немцы беспрепятственно скрылись. После окончания сражения в отчёте были зафиксированы отличная работа нового гидрофона и неудовлетворительная работа радара на MGB-315, из-за которой не состоялся перехват при втором контакте с противником.
Группа лейтенанта Р.М. Маршалла, состоявшая из катеров MGB-607 и MGB-603, начала выдвигаться на 20 миль курсом 20° в 23:40. В 01:53 MGB-607 засек гидрофоном двигавшегося на восток противника. Это были катера 1-й группы 4-й флотилии, уже час следовавшие на 20 узлах из-за аварии левого двигателя на S-63.
В 02:06, приблизительно в 22 милях к северо-востоку от буя Хребет Смита, немцы были настигнуты и атакованы. S-88 сразу был изрешечён сосредоточенным огнём обоих английских катеров; англичане использовали 40-мм осветительные снаряды как по прямому назначению, так и как зажигательные. Немецкий катер лишился управления и хода и загорелся, погибли командир 4-й флотилии корветтен-капитан Лютцов, командир корабля лейтенант Рибигер и восемь членов экипажа. S-63 пытался помочь своему флагману, но при этом столкнулся с ним. В это время MGB-607 обошёл пылающий S-88 по носу и повернул влево, на другие замеченные радаром катера.
Слева по носу Маршалл увидел S-63 и увеличил скорость, чтобы быстрее сблизиться с ним, но тот изменил курс с явным намерением таранить. Приказав положить руль круто влево, Маршалл в 02:14 сам на полном ходу протаранил шнелльбот в середину корпуса, несмотря на ожесточённый огонь немца, стоивший англичанам пятерых убитых и шестерых раненых на мостике и верхней палубе. От удара оба катера отскочили друг от друга.
Маршалл остановил двигатели, чтобы оценить полученные при таране и от огня противника повреждения и обнаружил, что они не слишком значительные, хотя большинство орудий катера выведены из строя. Протараненный шнелльбот тонул. Вскоре после этого, в 02:20, от взрыва раскалившейся в аппарате левого борта торпеды отправился на дно S-88. Уцелевшие S-110 и S-117 поставили дымзавесу и, увеличив скорость, скрылись, а 2-я группа не могла помочь флагману, поскольку на S-120 были проблемы с рулевым управлением, и он в сопровождении S-122 вынужден был уходить на базу. По дороге домой остатки 1-й группы присоединились к 6-й флотилии и вместе с ними в 08:00 достигли Эймейдена.
Подобрав 19 выживших с S-88, MGB-603 занялся сопровождением своего повреждённого флагмана, а в 03:45 взял его на буксир. После 04:00 MGB-603 получил радиолокационный контакт к северу. Отдав буксир, в 04:18 MGB-603 вступил в бой с «шестью катерами на дистанции менее 800 ярдов, повредив один из них». Около 04:45 противник на высокой скорости разорвал контакт, и MGB-603 вернулся к MGB-607. Оба катера благополучно достигли Грейт-Ярмута в 15:00 25 октября.
Как выяснилось впоследствии, роковое для 4-й флотилии снижение скорости произошло из-за недоразумения между командиром S-63 и его механиком. Первый неправильно понял доклад второго, который доложил, что отремонтированный левый двигатель может работать только в половину мощности. Командир посчитал, что речь идёт о всех трёх двигателях, и снизил обороты.
Сражение завершилось. Учитывая количество участвовавших в операции торпедных катеров, его результаты немцы оценивали как крайне неудовлетворительные, хотя противодействующие силы определялись ими в шесть эсминцев и множество катеров. Отсутствие воздушной разведки и проблемы со связью усугубились явным нежеланием командиров шнелльботов вступать в бой с хорошо вооружёнными английскими катерами даже при собственном подавляющем численном превосходстве. Только нестыковки у англичан, высокая скорость шнелльботов да туман на аэродромах британских истребителей-бомбардировщиков ограничили потери немцев двумя потопленными единицами, а ещё двумя — повреждёнными.
Англичане считали, что они потопили 3–4 катера и столько же серьёзно повредили; только на счёт лейтенанта Маршалла относили три потопленных шнелльбота. Адмирал Тови очень высоко оценил действия катеров «Фермайл D» и вообще огневую мощь «догов». Собственный урон британцев составил один потопленный траулер, ещё три катера были серьёзно повреждены.
В 1943 году шнелльботы в зоне Канала и Северном море потопили 26 судов водоизмещением 44 585 тонн, что значительно меньше, чем потопленное в 1942 году 91 судно водоизмещением 214 885 тонн. Это был прямой результат усиленной и скоординированной обороны англичан своих прибрежных коммуникаций, которую они продолжали укреплять и совершенствовать. С 3 ноября к противокатерному патрулированию приступила 415-я эскадрилья Берегового командования, вооружённая 10 «Веллингтонами» Mk.XIII и 10 «Альбакорами» с радарами ASV Mk.II и IFF Mk.III.
Другим не менее важным фактором стало широкое использование британцами оснащённых эффективными средствами обнаружения новейших крупных универсальных катеров типа «Фермайл D» с мощным артиллерийским вооружением, а также перевооружённых более мощной артиллерией ранее построенных катеров. Командующий немецкими торпедными катерами фрегаттен-капитан Петерсен вполне справедливо утверждал о кризисе торпедных сил.
Как справедливо заметил адмирал Дёниц, шнелльботы являлись единственным классом надводных кораблей кригсмарине, продолжавшим вести активную войну на море. Немцы продолжали совершенствовать свои торпедные катера и выдавали заказы на их массовое строительство. Поэтому, хотя борьба с немецкими «москитами» и принимала всё более организованный и системный характер, они нанесли союзникам ещё довольно много болезненных укусов…
Продолжение следует.
Источники и литература:
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941–1945 — Duel, 2011
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Janes, 1970
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy Little Ships in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Fairmile D Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Admirality War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2000
- https://cfv.org.uk/forum
- http://www.forum-marinearchiv
- http://www.naval-history.net
Сергей Марченко
Читайте нас: