22 августа 1957 года на рейде Балаклавы в Крыму подводная лодка М-351 (проект А615) отрабатывала срочное погружение. Неожиданно в шестой отсек хлынула вода. Субмарина стала опускаться в море, пока на глубине 83 м не воткнулась кормой в илистый грунт. Из-за замыкания в электрощите возник пожар, но его быстро удалось потушить. Вода на две трети заполнила шестой отсек и стала проникать в седьмой. Команда, насчитывавшая 42 человека, перебралась в носовые отсеки. Откачать воду не удалось. Зато получилось выпустить на поверхность аварийный буй.
К месту происшествия прибыло спасательное судно. Со второй попытки водолазы обнаружили подлодку, подвели шланги подачи и отсоса воздуха, а через торпедный аппарат передали водолазное бельё, медикаменты и напитки, в том числе алкоголь. Температура внутри субмарины упала до 7°С. Чтобы согреться и отвлечься от мрачных мыслей, экипаж выстроился цепочкой и при помощи любых мало-мальски пригодных ёмкостей стал вычерпывать воду. Ситуация осложнялась тем, что содержание углекислого газа в воздухе росло, и матросы начали терять сознание. 25 августа спасатели смогли наконец закрепить на лодке толстый капроновый трос, и буксиры попытались выдернуть лодку из ила, однако при рывке канат лопнул. Понимая, что на повторную процедуру у спасателей опять уйдёт не меньше суток, трое добровольцев из экипажа отправились продувать затопленные отсеки, чтобы откачать воду. Их усилия увенчались успехом: насос заработал, и уровень воды стал постепенно понижаться.
В ночь с 25 на 26 августа, после четырёх дней, проведённых экипажем под водой, буксиры сумели-таки вытащить лодку из ила. В 2:30 М-351 всплыла на поверхность. К счастью, и инцидент, и спасательная операция обошлись без жертв. После ремонта субмарина продолжила службу в Черноморском флоте. Пятеро спасателей были награждены орденом Красной Звезды, ещё пятеро — медалью «За боевые заслуги».
Редакция Warspot
Читайте нас: