Транспортёр Тип 4 "Ка-Тсу" изначально был предложен как решение проблемы логистики
Решать эту проблему японцы намеревались путём технических инноваций. Будучи в отдельности рациональными, в конце они привели к появлению системы
Постановка проблемы
Японцы действовали рационально. Какие угрозы имеют место для транспортных судов? Главная – подводные лодки, и вторая по важности (которая в местах интенсивных сражений превращалась в первую) – авиация. Какое средство морского транспорта само по себе или вообще неуязвимо по отношению к подлодкам и авиации, или малоуязвимо? Ответ – свои подводные лодки. И это так, в те годы возможности авиации по их поражению были ограничены, подлодки тоже могли их поражать только когда цели были в надводном положении.
Японцы имели свои подводные лодки, и имели их в немалом количестве. Поэтому решение напрашивалось сразу же – использовать ПЛ в качестве транспорта, а не боевого средства. В принципе, так не только Япония делала, ничего особенного в таком подходе не было.
Была, однако, ещё одна проблема – время под разгрузкой. Подлодка довольно серьёзно уязвима, когда она в надводном положении и в дрейфе. А времени на выгрузку доставленного имущества нужно много – подлодка не пароход, всё надо носить руками через люки.
Особенно ярко это проявилось на Гуадалканале, где много снаряжения и военного имущества было уничтожено американцами на берегу.
В этот момент где-то в Японии кто-то опять проявил способность к простому логическому мышлению. Раз у берега на погрузке лодка уязвима, то надо выполнить погрузку или где-то в море, где противник не ждёт, или у берега, но не там, где он будет искать транспортные суда. Второй вариант логически требовал наличия на борту лодки плавсредства, на котором можно дойти до берега.
Следующий логический шаг – на многих островах лодка не в силах пристать к берегу из-за сочетания рельефа местности и течений. И берег тоже уязвим. Груз надо не сгружать на берегу, а не останавливаясь провозить в глубину территории. А ещё – стоит задача постройки снабженческих цепочек не по схеме «корабль — остров», а «остров — остров». Всё это, вместе взятое, исключает катера и лодки. Что остаётся?
Остаётся гусеничная машина высокой проходимости, способная выбраться на берег по слабому грунту или через наносы песка, небольшие отвалы камней, крутые подъёмы и сразу же уйти с грузом с открытого берега. Это решение подходило и для того, чтобы перебираться с островка на островок. Надо только сделать так, чтобы эту машину-плавсредство можно было возить на подлодках!
Так родился в некотором роде уникальный образец военной техники – доставляемый под водой гусеничный транспортёр большой вместимости, для доставки грузов с подводной лодки на берег. Правда, эта экзотика не описывает того, какие задачи эти машины должны были решать в конце войны. Но обо всём по порядку.
«Ка-Тсу»
Разработка нового транспортёра началась в 1943 году компанией «Мицубиси», а подготовка к серийному производству шла руководством офицера ВМС Хори Мотойоши, на военно-морской базы Куре. Уже к осени 1943 года машина вышла на испытания и, в принципе, подтвердила заложенные в неё характеристики. Транспортное средство было принято на вооружение под названием «Тип 4 «Ка-Тсу».
Вид с кормы
Машина получилась большой – длина 11 метров, ширина 3,3 и высота 4,06. Снаряжённая масса машины составляла 16 тонн. Вооружение состояло их пары 13 мм пулемётов на поворотных установках, которые, при этом между пулемётами была «стоячая» кабина для пулемётчиков. Всего в экипаже было пять человек – командир, водитель, два стрелка и заряжающий. В качестве силовой установки был взят двигатель от плавающего танка «Тип 2 «Ка-Ми», 6-ти цилиндровый дизель воздушного охлаждения «Мицубиси» A6120VDe, мощностью 115 л.с. Полная грузоподъёмность машины составляла 4 тонны. Удельная мощность при полной массе, таким образом, была примерно 5,75 л.с. на тонну, что было очень мало. Вместо груза машина могла перевозить до двадцати бойцов с оружием.
Размеры
Скорость машины по суше могла доходить только до 20 километров в час, а на воде до 5 узлов. Чтобы обеспечить нужную остойчивость и развесовку, и в связи с маломощным двигателем, японским инженерам пришлось отказаться от бронирования машины – некоторое количество бронеплит толщиной 10 мм было использовано для защиты кабины экипажа, в целом же машина была небронированная.
На воде машина приводилась в движение парой гребных винтов. «Ка-Тсу» был оснащён специальным устройством, позволяющим экипажу переключать привод с гусениц на гребные винты и обратно.
Самой специфической особенностью машины была её способность транспортироваться, будучи закреплённой на корпусе подводной лодки снаружи, и после всплытия приводиться в рабочее состояние. Для этого двигатель был заключён в герметично изолированную капсулу, был оснащён приспособлениями для герметизации впускного тракта и системы выпуска отработавших газов.
Аналогично была герметизирована и изолирована электропроводка.
Подвеска машины также была собрана из комплектующих серийного танка «Тип 95». Именно использование стандартных комплектующих позволило разработать, испытать и запустить эту машину в производство практически за год.
В марте 1944 года испытания трёх первых прототипов были закончены.
По результатам испытаний, оказавшихся вполне успешными, ВМС запланировали постройку 400 таких машин.
Однако, к большому разочарованию японцев, американцы довольно быстро взяли штурмом с моря те острова, которые японцам надо было снабжать. Концепция самоходного и плавучего снабженца резко потеряла остроту — ВМС США взяли те острова, для работы на которых изначально предназначались «Кат-Тсу».
Но к тому времени для них нашлась и другая работа.
Атоллы
По мере того как война приближалась к японским островам, для американцев вставал вопрос базирования ВМС. Ответом стали превращённые в корабельные стоянки лагуны атоллов. Некоторые из них были достаточно большими, чтобы разместить внутри сотни кораблей. Так, например, лагуна атолла Улити позволяла разместить до 800 боевых кораблей. Американцы немедленно начали пользоваться этими островами, чтобы избежать необходимости гонять корабли в Пирл-Харбор а ремонт. Туда доставлялись все необходимые материалы, переводились плавдоки, суда плавучего тыла.
Оборудовались и оборонительные позиции, прежде всего заграждения разного типа, чтобы исключить действия японских подлодок. Также разворачивалась береговая артиллерия. Японцы пытались атаковать такие места, но им особо нечем было это делать – о прорыве авиации к такому количеству носителей истребителей, речь идти не могла, флот был сильно потрёпан, да и сами проходы в лагуны были под охраной.
И тогда у кого-то из японских командиров родилась оригинальная идея.
Подлодка не может зайти в лагуну. Но всегда можно найти место, которое, в силу непригодности для причаливания к берегу, не держится под непрерывным наблюдением. А там надо спустить на воду с лодки какое-то ударное средство. Раз это ударное средство не пройдёт через протоки в лагуну, оно должно пройти по суше. Значит это должна быть амфибийная машина на гусеницах. Но чем поражать надводные корабли? Для их гарантированного поражения нужны торпеды!
Вывод – гусеничную амфибийную машину, которая будет проходить в лагуну с американскими кораблями по земле, надо вооружить торпедами.
Транспортёр с торпедами
«Ка-Тсу» оказался единственным подходящим по грузоподъёмности вариантом. Так начался проект, занимающий уникальное место в
В качестве «главного калибра» «Ка-Тсу» получил 45-см торпеды «Тип 91».
Проведенные в первой половине 1944 года испытания показали, что хотя машина с торпедами на борту имеет плохую остойчивость и скорость, их пуск по цели не представляет собой трудностей. После этого «Ка-Тсу» на некоторое время стали частью военного планирования.
Для доставки гусеничных торпедоносцев японцами было приспособлено пять подводных лодок — И-36, И-38, И-41, И-44 и И-53. Первым боевым дебютом боевых машин должна была стать операция «Ю-Го» — удар по американским кораблям в лагуне атолла Маджуро, Маршалловы острова.
На носителе
При планировании операции высказывались опасения о том, что гусеничные машины на плаву могут показать себя хуже, чем ожидалось, также японцев беспокоило время приведения двигателей к готовности к пуску – реалии 1944 года очень отличались от первого этапа войны и фактор времени был очень критичным. В то же время выйти на берег атолла на гусеницах было вполне реально, в отличие от других вариантов.
На коробке со сборной моделью показан сход с берега в лагуну. С поправкой на время суток, так оно и задумывалось
Операция «Ю-Го», как мы сегодня знаем, не состоялась. «Ка-Тсу» не проявили себя в качестве торпедоносцев. Их выпуск был остановлен на 49-й машине из 400 планировавшихся. В самом конце войны японское командование обдумывало вариант каким-то образом применить их в атаках камикадзе, если американцы будут высаживаться в метрополию, но Япония капитулировала раньше. В итоге брошенные «Ка-Тсу» без боя достались американцам в порту Куре.
Интереса для них эти машины не представляли.
На сегодняшний день существует только один сохранившийся экземпляр «Ка-Тсу», из тех машин, которые не успели переоборудовать в торпедоносцы. Длительное время он хранился под открытым небом на складе морской пехоты США в Барстоу, Калифорния. Сегодня эта машина, пока ещё в плохом состоянии, экспонируется на выставке амфибийной бронетехники на базе КМП США Кэмп Пендлтон, Калифорния.
Единственный уцелевший экземпляр
Несмотря на очень необычную идею боевого применения, «Ка-Тсу» нельзя считать бредовым проектом. Это пример того, как экстремальные обстоятельства вынуждают человека прибегать к крайне нестандартным, необычным решениям. И пример того, что, какими бы необычными эти решения ни были, они вполне могут оказаться «рабочими», если приводить их в жизнь вовремя.
Александр Тимохин
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: